"Рука является вышедшим наружу мозгом", — И. Кант.
Проблема леворукости остаётся одной из актуальных и серьёзных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт.
"Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врождённых генетических особенностей строения мозга ребёнка", — Сиротюк А.Л.
Кроме генетической леворукости, существует ещё патологическая и социальная. И если генетическая леворукость наследственная, то патологическая может быть в результате мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Социальная леворукость является следствием насильственного переучивания.
Ведущая рука формируется в основном к 4 годам. Если в 4 года ребёнок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. В результате такого переучивания у детей развиваются невротические реакции (беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи). Чаще всего ухудшается подчерк. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д., что приводит к хроническому стрессу, снижению самооценки и школьной мотивации. Такие дети часто направляются школьными учителями на психолого-педагогическую комиссию как неуспевающие для обучения по VII виду. Работая в ПМПК Краснодара, мне не раз приходилось сталкиваться с проблемой дислексии у детей правополушарного типа младшего школьного возраста.
Практически всё школьное образование построено таким образом, чтобы развивать преимущественно левое полушарие, игнорируя вторую составляющую умственных возможностей ребёнка — творческое мышление, интуицию, ритм, создание образов. Б. Белый очень точно сформулировал особенности восприятия этой группы учащихся: "Правополушарные за лесом не видят отдельных деревьев". Другими словами, обучение для них должно быть построено на основе синтеза, а не анализа, как это принято в современном образовании.
Кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению). Кинезиологические методики, используемые для преодоления дислексического нарушения, направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Ежедневно мы подвергаемся различного рода стрессам. Стресс ослабляет наш организм, расшатывает нервную систему, отбирает жизненные силы. Кроме того, он не исчезает, а записывается в памяти клеток нашего тела, и продолжает существовать там, в виде негативного эмоционального заряда, подтачивая наше здоровье изнутри. Мы часто ругаем детей за неусидчивость и невнимательность в школе, глупые ошибки, низкие оценки, нежелание делать домашние задания и ходить на уроки. Однако, не у всех, испытавших какой-то стресс или эмоциональное потрясение, появляются трудности в обучении связанные с дислексией. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно организовать своё пространство; специфические ошибки, которые он совершает при чтении, не исчезают и даже могут усугубляться.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. При таком расстройстве, ребёнку очень трудно научиться читать. У детей без дислексии эти трудности проходят с овладением техники чтения без специальной помощи.
Одна из разновидностей дислексии — "Зеркальное чтение". Первым, кто высказал предположение о связи между латерализацией и неспособностью к чтению, был С. Ортон — врач, работавший в первых десятилетиях нашего века с детьми, которые испытывали затруднения при чтении и письме. В ходе своей работы он обратил внимание на то, что эти дети иногда пишут "зеркально", переворачивая отдельные буквы и меняя порядок их расположения в слове. Например: вместо "Он", читает "Но", "Кот" как "Ток". Чаще всего такое явление можно наблюдать у "скрытых" или "переученных" левшей. Это нарушение не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Причины нарушений носят зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого, не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Многие серьёзные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. Ортон утверждал, что информация, представленная в доминантном полушарии, ориентирована правильно, в то время как информация в недоминантном полушарии является её зеркальным отражением. Тем не менее, основное представление о том, что неспособность к чтению может быть связана с межполушарной асимметрией, всё ещё активно изучается.
Нужно учитывать, что учащимся с ведущим правым полушарием характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу. Они склонны доверять мнению коллектива, родителей и учителя, нежели себе и своему собственному убеждению. В праворуком мире левши испытывают "декстрастресс" (правый стресс). Окружающий их мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). В классе таким детям лучше сидеть так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Они лучше воспринимают информацию, написанную на светлой доске тёмным мелом, а не наоборот.
Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами или кинестетиками. Для визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Переработка информации происходит мгновенно и спонтанно. Про таких детей говорят: "торопыжка". Они не контролируют правильность своей речи, но ориентированы на интонацию. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов, возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик импульсивен. Действия, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться такими учащимися плохо. Правополушарный ученик с визуальной памятью способен "видеть слова глазами мозга". Визуализация информации — основной ключ к академическому успеху в обучении. Это важная задача начальной школы.
Известно, что визуальная и кинестетическая память правополушарных учащихся являются основой врождённой грамотности: "глаза и пальцы сами знают, как надо написать слово". Однако в школе обучение грамотности правополушарных детей строится на аналитическом подходе, не свойственном этой группе учащихся, в результате врождённая грамотность разрушается. Следует учитывать, что память правополушарных учащихся является непроизвольной, поэтому они не могут запоминать усилием воли. Запоминание информации должно проходить в игре, в мозговом штурме, практической деятельности. В школах же практикуется технократическое зазубривание и многократное повторение материала.
Правополушарные дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, позволяющего успешно справляться со всеми задачами данного типа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций. Эти особенности детского мышления необходимо использовать при обучении. Но, поскольку школа усматривает одну из главных задач в развитии и тренировке логического мышления, все усилия педагогов оказываются направленными на стимуляцию левополушарных возможностей. Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с "открытыми" вопросами дающие им возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развёрнутый ответ.
Дифференцированное обучение всегда предполагает использование учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся. Организуя образовательный процесс, всегда следует помнить, что одновременная работа двух полушарий эффективна в любой области деятельности, и в творчестве в том числе. Творчество не является функцией только правого полушария. Этот процесс требует от левого полушария техники и деталей, а от правого — образов, непрерывности, инсайта, эмоций и чувств.
Под влиянием кинезиологических тренировок в коре головного мозга происходят положительные структурные изменения. Кинезиологические методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности мозга.
Пол и Гейл Деннисон — американские учёные, доктора философских наук, разработали и предложили простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. Они поставили и решили задачу улучшения процесса усвоения информации, с помощью простых и доступных каждому двигательных упражнений.
Мозговая гимнастика эффективна и доступная для всех. Она улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне, во всем, что касается действий, включающих сознание. Благодаря тому, что эти упражнения снижают стресс, улучшается общее состояние здоровья. Двигательная реакция служит внутренним стимулом, подкрепляющим полученный навык и побуждающим к дальнейшим занятиям.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия, такие как: проведение занятий ежедневно, без пропусков, в доброжелательной обстановке. Необходимо точное выполнение всех движений и приёмов стоя или сидя за партой.
Кинезиологические упражнения полезны не только детям с правополушарным, но и с левополушарным типом. Благодаря двигательным упражнениям происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия, что способствует детской стрессоустойчивости при обучении в школе. Занятия направлены на гармонизацию работы головного мозга и устранение дезаптации в процессе обучения.
Проблема школьной неуспеваемости слишком серьёзна, чтобы решать её наскоком, посредством одного — двух упражнений. Только упорство, систематичность и терпеливость родителей, педагогов и психологов, помогут школьнику избавиться от надоевших двоек и троек.
И если ребёнок страдает от дислексии, то стоит обратиться за помощью к кинезиологу. Благодаря мышечному тестированию, используемому в кинезиологии концепции "Три в одном" (основатели Гордон Стоукс, Дэниэл Уайтсайд и Кэндис Кэллауэй), кинезиолог подберёт упражнения (их количество, последовательность, длительность выполнения), которые помогут ребёнку установить равновесие между обоими полушариями мозга.
Эти несложные упражнения нравятся всем детям, они с удовольствием выполняют их не только на занятиях, но и дома.
Таким образом, за трудностями обучения грамотному чтению и письму лежат объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга.
В заключение хочу привести пример из практики: работа с ребёнком правополушарного типа по проблеме дислексии.
Глеб, 8 лет. Ученик 2 класса общеобразовательной школы Краснодарского края. Глеб — левша, его мама переученная левша, папа и старший брат — праворукие.
Проблемы Глеба: быстрая утомляемость, переключаемость внимания, проблемы с чтением, письмом и счётом (в том числе наличие "зеркального воспроизведения"). В анамнезе заключение невролога "Перинатальное поражение головного мозга". Из рассказа мамы: в детском саду речевых нарушений не было, в первый класс пошёл с удовольствием, быстро запоминал и выполнял задания. Ситуация изменилась, когда Глеб перешёл во 2-й класс. Мотивация к обучению снизилась, замечания учителя вместо привычной похвалы и насмешки одноклассников, стали вызывать протестные реакции, гнев, обиду, нежелание заниматься и ходить в школу. Физические и умственные упражнения на скорость, координацию вызывали стресс. Он терялся и отказывался от выполнения заданий. Дома, в спокойной обстановке, Глеб выполнял все задания. Но постоянный повышенный контроль и тревожность со стороны мамы привели к неуверенности и страху сделать что-либо неправильно. Мальчик стал часто болеть и пропускать занятия в школе, что отразилось на успеваемости. Вопрос встал о психолого-педагогической комиссии. Мама обратилась с просьбой о помощи, так как психолога в школе нет.
После тестирования и проведения первого кинезиологического сеанса негативное отношение Глеба к работе снизилось, а затем вовсе исчезло. В ходе коррекции был выявлен стресс на ситуацию в классе, когда Глеб прочёл задание, исказив слова, и весь класс смеялся и дразнил его. В процессе дальнейшей работы в памяти всплыли и другие схожие моменты, когда мальчик испытывал гнев, стыд, обиду и другие неприятные чувства.
В ходе работы проводились кинезиологические упражнения, определялось их количество, последовательность, и длительность выполнения. Регулярно проводились занятия и ежедневно выполнялись упражнения дома. В результате проведённой работы и ответственного подхода родителей к проблеме сына, были отмечены следующие изменения: повысилась работоспособность, мотивация, успеваемость, снизилась утомляемость и тревожность, значительно улучшились координация и скорость переключения мыслительных процессов. В данный момент Глеб продолжает обучаться в своём классе с положительными результатами, наладил взаимоотношения с одноклассниками, посещает спортивную секцию.
Список литературы:
- Бурбо Лиз. "Твоё тело говорит: Люби себя!" М.: София, 2009.
- Деннисон П., Деннисон Г. "Гимнастика ума". — М.: Восхождение, 1997.
- Любимова Н.А. "Кинезиология или природная мудрость тела" С-Пб.: Невский проспект, 2005.
- Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. "Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие". Рязань: РГПУ, 2000.
- Сиротюк А.Л. "Коррекция обучения и развития школьников".-М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Сиротюк А.Л. — "Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Спрингер С, Дейч Г. "Левый мозг, правый, мозг". Пер. с англ.-М.: Мир, 1983.
- Уайтсайд Д., Стокс Г. "Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга". М.: Диалог-МГУ, 1996.