В мире существует множество факторов, воздействующих на развязку клубка с проблемами, и влияние психолога на их разрешение порой незаметно. Наилучший исход психотерапии — когда клиент самостоятельно принимает решение по выходу из проблемной ситуации. И ему совсем не обязательно все время пребывать в кабинете. На клиента, так или иначе, могут влиять различные факторы: члены семьи, коллеги по работе или сама работа, которая способна уходить и возвращаться с новыми предложениями. Любая деталь, любая, казалось бы, мелочь порой на сто восемьдесят градусов меняет судьбу человека. Наконец, клиенту может присниться выход из ситуации или… Вдруг встречаешься и знакомишься с кем-то в метро, а потом лучшие годы своей жизни разделяешь с любимым человеком.
Поверьте, у клиента огромный внутренний потенциал к разрешению собственных проблем, и вы вместе с ним становитесь богаче, когда открываете многовариантность событий. Помогайте жизни проявляться и наблюдайте за её многообразием! Допуская все вышеперечисленные варианты, иногда, даже не догадываясь о них, вы отворяете пред собой невидимые дверцы к ещё большим возможностям клиента. Допуск к ресурсам приходит с опытом через практическое применение, в том числе пустоты и неделания, что будет рассмотрено в других моих статьях. При этом не стоит обижаться, если клиенты не благодарят вас за "неработу", хоть вы и создали условия для решения проблемы более высокого уровня. Запомните, всего лишь один пазл, затерявшийся где-то на задворках, способен изменить всю картину!
То, что вы делаете во время сеанса с посетителем, не всегда понятно, ибо клиент не учился на психотерапевта, а возможно, ему впервые приходится сталкиваться "с глазу на глаз" с психологом. Он зачастую не понимает смысл методов и приёмов работы, которые вы используете на практике: "Зачем?", "Для чего?", "Что мне это даст?" — думает посетитель. А техники из "нового мира ощущений и пониманий" он вообще может испугаться, или последует ещё какая-нибудь непредвиденная реакция, что поставит вас в неловкое положение. Поэтому клиенту необходимо иногда пояснять смысл того или иного действия, тем самым предоставляя ему ощущение безопасности. Например, есть разновидность людей, боящихся погружаться в гипноз — "страшно, вдруг не вернусь". Попробуйте "обезоружить" данную технику и представить её менее пугающей. Обычно я говорю, что основа гипноза есть транс, а человек в среднем впадает в состояние транса не менее сорока раз в день: читает книжку, едет в метро, погружается в свои мысли и т.д. Да-да, всё это транс! Не страшно ведь?! Снимайте тревожность клиента через объяснение смыслов, только нежелательно рассказывать, что вы будете делать "внутри". Посетитель перед началом техники может включить внутреннего критика и заранее, на уровне сознания, разобрать все это и аннулировать предполагаемую работу. Ничего ещё не сделано, а он уже настроен на неудачу. Вы ведь понимаете, клиент держится за собственную проблему, как за родного и близкого человека! Кто, как не "он", обеспечит ему комфорт? Ему там, в яме комфорта, привычнее, чем в совершенно иной реальности. Поэтому посетитель легко, не начав, способен обесценить метод или технику, либо включить "защиту". Мотивировать, показывать цели, объяснять смысл некоторых практик очень важно, но как вы собираетесь это делать, оставьте в секрете. Помните, основной эффект от взаимодействия получается тогда, когда вы работаете с подсознанием в обход сознания, так что не позволяйте клиенту на осознанном уровне "разрушить" вашу работу.
Всем не поможешь
Если человек страдает — это ещё не значит, что ему необходима ваша помощь. Многие люди просто-напросто упиваются страданиями. Возьмите тех же писателей, художников, музыкантов — разве они могут творить шедевры, не выстрадав их? То же самое можно сказать и о людях вообще. Жизнь каждого — это шедевр, и без соответствующих эмоций, чувств, мыслей, наконец, страданий она лишена была бы смысла и глубокой идеи, предназначения.
Понятно, что психология относится к помогающим профессиям. И мы хотим, и желаем помогать — убирать страдания.
А теперь задайтесь провокационным вопросом: а кто вам давал право избавлять человека от страданий? С чего вы решили, что ваша помощь нужна, даже если клиент пришёл к вам на приём и сделал запрос? Знаете, у каждого своё дно: кому-то достаточно один раз обжечься, чтобы вновь не повторять прежних ошибок, а кому-то больницы и реанимации будет недостаточно для понимания собственной проблемы. Правда, есть ещё одна категория людей, "впереди идущих", кто учится на чужом опыте и поступает, как в пословице: "Умный в гору не пойдёт". Такие люди — редкость. Запомните, в большинстве своём люди не хотят избавляться от проблем, более того, они живут этой проблемой, иногда даже неосознанно гордятся ею, лелеют, "носят на руках", наконец, "упиваются" ею, подпитывая необходимыми чувствами и эмоциями. А кто-то со всем присущим ему творчеством намеренно испытывает эту "неповторимую красоту терзаний и мучений". Такие точно на приёме станут упираться всеми частями тела, отгораживаясь от светлого будущего. Желаете спросить, почему?
У любой проблемы существует так называемая вторичная выгода — выгода от этого состояния. Например, неуверенность по жизни позволяет другим людям тащить за собой "младшего брата". Чем не выгода, друзья мои?! Агрессия, от которой клиент хочет избавиться, зачастую является его способом защиты или желанием оставаться неуязвимым. Жалость (позиция жертвы) — желание пожалеть. Детская позиция — желание получить "родителя" рядом, чтобы переложить на него ответственность. Теперь ключевой вопрос: "Для чего у меня эта проблема? В чём её позитивный смысл и глубина?"
Исходя из вышесказанного делаем выводы.
- Проблемное состояние клиента им самим же и сформировано (вторичная выгода).
- Факт обращения к вам говорит, как правило, о том, что клиент желает убрать болезненные чувства, а не поменяться изнутри. Сколько угодно можно делать косметический ремонт, но если стены гнилые, а фундамент дома "плывет" — толку не будет.
- Важно понимать, что страдания клиенту зачастую даны свыше, для того чтобы он реально изменился, и ваша помощь может быть неуместна вообще.