Олард Эльвиль Диксон — посвящённый шаман, исследователь шаманизма, автор более 20 книг, руководитель Общества исследователей протокультуры "Мезосознание альфа", член Организации тувинских шаманов "Дунгур" ("Бубен", г. Кызыл) и Объединения шаманских кланов Ворона и Малого Лебедя "Хохорэй-Кутх" (Москва-Ямал).
— Как вы познакомились с сакральными учениями народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока? Что заставило вас к ним обратиться?Интерес к традиционной культуре и верованиям различных малочисленных народов возник у меня в 70-е годы прошлого века.
— Это был ещё СССР времён Л.И. Брежнева. Как это может ни показаться кому-то странным, но правдивой информации о шаманизме было тогда гораздо больше, чем сейчас. Издавались книги выдающихся этнографов В.Г. Тана-Богораза, Л.П. Потапова, А.В. Смоляк, Б.О. Долгих и многих, многих других исследователей вопроса. До сих пор их труды остаются основным фундаментом изучения шаманизма у народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Ни один современный автор, и я в том числе, не обходит эти книги стороной. Конечно, некоторые работы частично корректировались под существовавшую идеологическую модель, но тогда умели читать между строк. Один абзац в "Белом шамане" Николая Шундика, случайно пропущенный усталым цензором, мог стать настоящим откровением, потрясти гораздо больше, чем сотни томов современной эзотерической литературы. Прочитанные фразы заучивали, на них медитировали. Редкий обладатель самиздатовской версии К. Кастанеды, Е. Блаватской или Р. Баха становился кладезем знаний для окружающих. Эти набранные на машинке книги зачитывались буквально до дыр, переходя из рук в руки. Образовывались подпольные кружки. Я видел людей, чью жизнь перевернула брошюра анонимного автора "Посох путника", изданная в те годы на согнутых пополам листах писчей бумаги. Поэтому, можно сказать, что мне повезло, что я родился и вырос в СССР. Действительно, духовных людей было в то время очень много. С некоторыми мне посчастливилось встретиться, их я считаю учителями, направившими на Путь.
Начиная с 90-го года, после смерти матери, я стал ездить по глухим уголкам нашей страны, собирая сведения о шаманизме, учиться и впитывать знания от посвящённых. Прошёл обряд приобщения к древним таинствам шаманизма, организовал общество исследователей протокультуры "Мезосознание альфа", которое стало заниматься изучением традиционных верований у народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Как отнеслись таёжные духи к тому, что чужестранец выспрашивает их секреты?Я не был чужестранцем для таёжных духов. Это не совсем корректный вопрос. По матери, мой род — с берегов реки Мологи, окружённой тайгой. По легендам, где-то у Мологи находятся врата рая, которые искал хан Батый, пробираясь через непроходимые Шервинские леса и болота. В то время Верхнее Поволжье было заселено различными племенами угро-финской группы. Территория от Мологи до Онеги — это земля весей, моих предков. До сих пор в окрестностях Весьегонска и Мологи имеется большое количество древних мегалитов, оставленных на местах шаманских капищ. Одна из моих бабушек была карелка, даже плохо говорящая по-русски. Карелы — это некогда могучий и сильный народ, создавший "Калевалу" — сокровенной сказание угро-финнов, памятник мировой литературы.
По линии отца род происходит из Дикого Поля, как называли его русские, из Чегоракских степей. После распада Золотой Орды там осело много представителей татар, которые впоследствии приняли христианство и ассимилировались. Я хорошо знаю своё родословие начиная с конца XVIII века. Есть и особая "Родовая книга", рассказывающая о жизни и деяниях моих предков.
Знание своего рода, своих корней — это важная вещь в шаманизме, потому что именно от предшественников и духов-покровителей рода человек получает силу.
— Использовали ли вы в шаманских практиках галлюциногены? Если да, то насколько это опасно?
— Это очень прямой вопрос. В нашей стране сложилось более чем негативное отношение ко всему, что так или иначе соприкасается с психоделиками, и это на фоне практического спаивания населения, особенно молодёжи, алкогольной продукцией. Безусловно, алкоголь, в числе которого и пиво, — это механизм управление массами, производство стада баранов, которых ведёт за собой пастух, ясно кто. В свободной продаже имеется даже полынный абсент — вещество, вызывающее не только привыкание, но и тяжелейшие психические расстройства. Сбор же растительных галлюциногенов запрещён. Ещё немного, и мы дойдём до объявления полей, где растут псилоцибиновые грибы или конопля, сатанинскими, и будем бичевать землю, что их произвела, дабы изгнать из неё нечистого духа. Это смешно, но уже когда-то было. Православные монахи пытались таким способом выгонять бесов из камней с древними петроглифами — наскальными изображениями.
Алкоголь сужает сознание, увеличивает эго, повышает чувство собственной значимости на пустом месте. На всём этом и держится демократическая платформа, по крайней мере, у нас. Одурманенному алкоголем, а он остаётся в организме на многие годы после употребления и влияет на основные мотивации человека, легче внушить, что он — нечто особенное, гораздо более ценное, чем другие. Отсюда возникают и все реалии современного мира, тяга к обогащению любой ценой, по сути, совершенно преступные отношения между людьми, где каждый считает себя выше, лучше и достойней соперника.
Галлюциногены же оказывают совершенно противоположный эффект, как бы размазывая сознание по всей Вселенной, открывая границы к самому себе. Таким человеком очень трудно управлять и тем более навязать ему, что он чего-то кому-то должен. У него возникает особая анархическая философия: если я — ничто, лишь пузырь в пространстве, и все великие цивилизации, страны и народы рано или поздно тоже обратятся в ничто, так зачем воевать, убивать, заниматься саморазрушением, когда можно просто жить. Все границы — лишь временная черта на карте. Один правитель не поделил что-то с другим правителем, а проливать кровь идут другие, кто даже не знает, в чем там было дело, и кто из них прав, если кто-то вообще прав. Такие совсем не патриотические вопросы приходят на ум, и это опасно для государства, для системы. Здесь и возникает запрет, здесь и лежит основа табу на психоделические вещества, такие как галлюциногены.
Но, с другой стороны, что будет если сделать психоделики общедоступными? Тоже ничего хорошего не произойдёт, ведь галлюциногены могут открыть в человеке лишь то, что уже есть, что есть изначально. Так, по словам известного французского поэта Шарля Бодлера, скотовод, под влиянием гашиша, неизбежно оказывается среди своих коров, и тут можно добавить: дивясь необыкновенному расположению пятен на их шкурах. Галлюциногены не в состоянии улучшить неустроенную повседневность. Как раз опасность их массового использования и заключается в том, что многим покажется, что с их помощью можно что-то решить. Это будет бегство от реальности на фоне всеобщего разрушения и оглупления. Именно поэтому, во все времена, использование подобных веществ не поощрялось. Для этого отводились специальные дни, галлюциногены применялись в обрядовой практике, был своего рода кодекс, свод правил их употребления. Сейчас же психоделики часто используются точно так же, как и алкоголь — для достижения состояния опьянения, и это не удивительно в условиях современной культуры. Шаман — это свободный человек, и что значит свобода для каждого?Шаман стремиться жить не навязанными представлениями, исходя из правила, что каждый человек свободен, пока его свобода не нарушает свободу других. Этой формулировкой руководствовался ещё Кант, её же взяли на вооружение хиппи 60-х, я также полностью разделяю это мнение. В этом — будущее. Когда-нибудь его поймут и примут все, но до этого ещё очень далеко. Пока что мы живём в эпоху глобальной диктатуры и дискриминации, где права человека на личную свободу нарушаются ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Это проявляется в различных запретах и притеснениях, вражде на национальной почве и по вероисповеданию. До сих пор существует фашизм, расизм и рабство. Не так давно по ТВ показали фильм о рабской зависимости проституток, но в этом положении находится сейчас большая часть населения нашей страны и, удивительно (!), даже не догадывается об этом. Тот же труд шахтёра, которому некуда больше податься, мало чем отличается от рабства. Всё это особенно хорошо видно, если проехать по Сибири или Крайнему Северу.
Истоки несвободы — в малом и незначительном, на первый взгляд. Определённая модель вдалбливается ещё в школе, где каждый, до недавнего времени, должен был носить одинаковую одежду, иметь причёску установленного образца. Любые проявления индивидуальности, что раньше, в СССР, что сейчас пресекаются. Это и есть начало режима диктатуры, внушение некоторой "правильной" модели поведения, которая, по сути, есть ничто иное как отрицание инакомыслия и, кстати, уничтожение в человеке творческого начала, тяги к созиданию. Создатель чего-либо — это всегда бунтарь, это всегда вызов сложившейся системе. Можно сказать, что шаманы были первыми бунтарями, находившимися вне ограничений и табу. Одинаково думающие не могут коллективно или по одиночке создать нечто новое, они могут лишь развить уже имеющиеся, в техническом плане. Например, так можно сделать ядерную бомбу, но никогда не получится придумать новое направление в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, в том, что мы называем словом "культура". Коллективный организм имеет женский потенциал.
Очень часто диктат, он же — мужской потенциал, исходит от маленьких начальников, например от директоров фирм. В результате получается "офисная культура", где все трудятся на благо фирмы, искренне веря, после соответствующей прочистки мозгов, что процветание фирмы и их личное процветание — это одно и то же. Яркий образец ограничения свободы виден в недавнем распоряжении и "Об утверждении правил служебной этики". Оно появилось в администрации Тюмени. В нём мы видим прямые и, подчас, нелепые указания относительно внешнего вида сотрудников. Особенно жёсткому прессингу подверглись женщины. Им отныне нельзя появляться на работе не только в юбках, разрез которых выше десяти сантиметров над коленом, но и в обуви с открытыми носами, с завязками на щиколотке и имеющие цветочки. Причёска также должна быть "классической". Всё это может стать поводом для увольнения. Остаётся только посочувствовать как самим работникам, так и составителям данного распоряжения, ведь их фобия на лицо.
Лично мне, как шаману и как человеку, непонятно, как влияют на деловые качества открытые пальцы ног или оголённый живот. Так же возникает вопрос, что значит "классическая причёска", если на работу устраивается, например, африканка или тот же гражданин России — тувинец, особенно если вспомнить, что одним из условий присоединения Тывы к СССР в 1944 году было право на ношение мужчинами косичек.
Вообще, я не думаю, что стоит оценивать человека по одежде или делать какие-то умозаключения о нравственности по её отсутствию. Свобода для человека будет оставаться недостижимой до тех пор, пока он не перестанет всех обсуждать и навешивать ярлыки, исходя из собственных принципов жизни и своего вероисповедания. Помните, как пел Боб Марли — великий пророк Ямайки:
Да не суди, пока не судишь себя;
Да не суди, если к суду не готов.
Дорога жизни скользка,
И всякий может споткнуться;
И если ты судачишь обо мне…
Найдётся тот, кто осудит тебя.
Эти же слова есть и в Библии, но никто не принимает их на свой счёт, даже христиане, по крайней мере, я таких не встречал. Как ни странно, именно они чаще всего любят осуждать и навешивать ярлыки. Мы прекратим войну друг с другом только тогда, когда никого не будет шокировать хиджаб мусульманки и нагота пигмея, сидящих на одной скамейке и мирно беседующих. Правда, немыслимая ситуация? Мы достигнем свободы, когда человека будут рассматривать только по его личным качествам. Это и есть философия шамана. Шаман не играет в чужие игры, особенно если они похожи на вышеприведённые примеры. Он никому не навязывает своего мнения или своей религии, но и не даёт никому права вмешиваться в его жизнь. Как говорят тувинцы, шаман — птица вольная. Какие древние языческие символы можно разглядеть в чертах современной культуры? Во-первых, язычество и шаманизм — вещи разные, основанные на отличной философской модели. Это всё равно, что сравнить христианство с иудаизмом или с другими религиозными системами, из которых оно выросло.
Шаманизм основан не на вере, а на знании определённых закономерностей. Вера появилась позже, когда люди стали переходить на оседлый образ жизни и возделывать землю. Тогда же возникли особые боги плодородия, защищающие урожай от засухи, града или наводнения. Это и есть язычество. Язычество переняло очень многие черты шаманизма, но это не шаманизм.
Поскольку шаманизм является первой развитой мистико-философской системой на Земле, впитавшей предшествующий анимизм и тотемизм палеоантропов, его пережитки мы можем встретить в любых аспектах современной культуры. Все, что есть, было и будет в культуре — это наследие шаманизма, развитие его основных задач и принципов. Живя в государстве, чья духовная составляющая фактически регламентируется русской православной церковью, мы можем не замечать этого, но это не значит, что это не так. Более того, православие — это ничто иное как сильное искажение все тех же шаманских корней. Они же лежат и во всех других религиях: исламе, буддизме, католицизме и т.д. Отсюда и схожесть различных религиозных систем, отсюда и их различие, вызванное толкователями. Я не думаю, что стоит углубляться в эту тему. Интересующиеся этим вопросом могут обратиться к книгам посвящённым истории религии, к старым добрым книгам Эдуарда Бернетта Тейлора, Джеймса Джорджа Фрэзера, к Мирча Элиаде, наконец.
Если же не брать религиозный аспект современной жизни, то и в других составляющих мы видим то же самое. Даже в стремлении молодых людей "оторваться" в ночном клубе прослеживается древний импульс пляски вокруг костра. Здесь — электричество, там — живой огонь, здесь ди-джей — там шаман. Есть даже документальный фильм, который называется "Шаман", рассказывающий о человеке, "делающем" музыку для ночных клубов. Конечно, ди-джей — не шаман, в прямом смысле этого слова, но его тень, пришедшая из прошлого. Всё забылось, но желание людей стать на время единым организмом и испытать от этого слияния экстаз осталось.
— В вашей книге "Шаманское целительство" вы рассказываете о том, как использовать древнюю магию для излечения болезней, защиты от тёмных сил, достижения душевной гармонии. Но любой ли человек может стать шаманом?
— В популярном ныне городском неошаманизме американского образца, который получил распространение благодаря книге Майкла Харнера "Путь шамана" и некоторым другим авторам, считается, что любой человек может стать шаманом. Но это западный образец, специально предназначенный для массового употребления. Кстати, другие книги профессора Майкла Харнера, такие как "Хиваро", "Галлюциногены и шаманизм", в нашей стране не известны. Традиционный же шаманизм настаивает на том, что любой человек стать шаманом не может. Более того, в традиционном обществе мало кто хочет таковым становиться. Многие пытаются сопротивляться, когда их, как говорится, избирают духи и насылают так называемую инициационную болезнь, в ходе которой кандидат испытывает душевные и физические страдания. Эти страдания не прекращаются, пока человек не решает стать шаманом, и тогда духи, пославшие болезнь, становятся его помощниками. Лично мне, в ходе шаманской болезни, был поставлен предварительный диагноз: малярия. Болезнь прошла, когда я дал обещание себе и духам встать на путь, который и привёл меня к шаманизму. После этого человек может заниматься только шаманством, приносит ли оно деньги или нет. Есть очень много шаманов которые еле-еле сводят концы с концами, например слепой мансийский шаман П.Г. Куриков. Очень печально, что в среде шаманов нет единогласия, а следовательно, и нет фонда, который бы оказывал кому-то необходимую поддержку.
Но, всё это не значит, что практики, описанные в "Шаманском целительстве" и других моих книгах, не работают на, так сказать, бытовом уровне. Ведь шаманизм, как я уже говорил, — это знание о себе и о мире. В нём нет магии. Он основан на том, что человек может научиться сам решать сложившиеся проблемы. Как говорят в Туве, где шаманизм является официальной религией наравне с буддизмом, шаман никого не лечит, он помогает человеку самому понять причину своих недугов, даёт необходимый толчок и к выздоровлению, и к улучшению жизни в лучшую сторону. Можно сказать, что мои книги как раз таки и являются тем самым толчком, а поможет он или нет — зависит от восприимчивости человека, умеет ли он читать или просто складывает буквы в слова, а слова в предложения.
Сейчас, когда всё стало доступно, в том числе и книги, можно было бы ожидать настоящий духовный прорыв, но этого не происходит. Более того, я вижу печальную картину. Многие люди разучились читать, можно сказать совсем. Ведь чтение — это размышление, в своей основе глубоко духовный процесс. Лучше действительно прочитать одну книгу, чем пробежать глазами сто, особенно тех, которые предлагают избавление от всех болезней, омоложение и похудение за 10 дней.
Главное на пути к просветлению — это укрощение себя: своей гордыни, своей лени, своего невежества. Через укрощение себя человек меняет своё привычное обыденное мировоззрение, формирует новый тип мышления, освобождает дух, заточенный в теле, переводит своё сознание на более высокий уровень. Всего этого нельзя достичь без труда, часто — физического, каторжного, такого от которого в голове остаётся только одна всепоглощающая пустота. Не в столь уж отдалённое время, когда ищущий просветления приходил к наставнику и говорил о своём желании стать шаманом-ли, буддийским-ли монахом или мастером каких-либо духовных практик, учитель говорил: "Хорошо, но вот видишь эту гору вдали. Возьми зубило, возьми молоток и выбей на склоне горы своё желание. Потом приходи ко мне, и мы все обсудим". Один выбивал на горе — ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ, другой высекал изваяние божества, третий вырезал каменные блоки и складывал из них дом для бога. Так всё это и стоит: исполины острова Пасхи, английский Стоунхендж, хакасские изваяния Окуневской культуры и т.д. Те, чьё желание было продиктовано возвышением, гордыней, не доводили начатое до конца или делали это небрежно. Это происходило тогда, когда человек не понимал, что его работа, по сути, никому не нужна, и делает он это исключительно для себя, для усмирения гордыни, лени отработки намерения. Что мог сказать наставник такому ученику, только единственное: "Иди прочь".
В современном мире такое взаимоотношение между наставником и учеником скорее редкость, чем правило. Поэтому больше нет великих шаманов, великих учителей. Многие былые святилища стоят в заброшенном состоянии, например в Хакасии. В ужасном состоянии находится Долина Царей — Салбыкский курган, являющийся древней усыпальницей правителя динлинов, а так же гора-обсерватория Сундук. Поверх древних петроглифов прочерчены надписи современных варваров. За то вход на Салбыкский курган, с недавнего времени, платный: сидит солдат в степи. Нельзя сказать, что так происходит везде. Например, в соседней с Хакасией Тыве такого упадка, прежде всего духовной культуры, нет. Все сакральные места, будь то горы или источники — аржааны находятся в порядке и чистоте, причём деньги за это никто не берёт. Один аржаан Кара-суг может дать ищущему просветление, если человек посмотрит на возвышающуюся над источником фигуру Будды Шакьямуни, систему деревянных водоотводов, выложенную на горе надпись… Кто сделал это? Кто поддерживает место в чистоте? А что сделал я? Ведь это не я тащил за многие километры каменное изваяние Будды. Ведь это не я вырезал деревянные желоба водоотвода. Ведь не мной построены деревянные домики для омовения. Все эти вопросы каждый ищущий должен постоянно задавать себе и… включаться в большую духовную работу над собой.
Сейчас работать не модно, а под просветлением часто понимается ни что иное, как возвеличивание себя. Всё тот же алкогольный принцип мышления: "Я буду по 10 минут в день сидеть в медитации и даже постараюсь дышать, как йог, а что мне за это будет?". Этот вопрос к наставнику если не произносится, то подразумевается. К сожалению, большинство современных учителей или, вернее, псевдоучителей — вчерашних комсоргов, комбайнёров и школьных педагогов, оставшихся в постсоветском обществе на обочине жизни — обещают золотые горы. Лишь единицы ответят: "Ничего тебе за это не будет".
Мои книги не открывают Истины, её вообще нельзя передать, они так же не сделают человека счастливей, как по мановению волшебной палочки. Они совершенно бесполезны для тех, кто хочет чтобы кто-то сделал работу за них. В каком-то смысле, они подобны тому каменному изваянию, что возвышается над аржааном Кара-суг. Оно не делает источник более святым или более чистым, оно просто заставляет некоторых остановиться и задуматься, задуматься над собой и для самих себя.