"Человек есть тайна. Её надо разгадать, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
Фёдор Михайлович Достоевский.
Самопознание. Познание себя. Одна из самых сложных и самых субъективно важных задач, ведь любое продвижение в этом направлении — это шаг в саморазвитии и самосовершенствовании.
Самопознание начинается в раннем детстве, когда ребёнок учится отделять себя от физического мира (родившись, он не знает, что относится к его телу, а что нет). Позднее он осознаёт себя как члена социальной микрогруппы (семьи). И только в подростковом возрасте, с вопросов: "Кто я?", "Что во мне не так?", "Каким я должен быть?", начинается постижение "духовного Я" — своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Именно тогда начинает формироваться "идеальное Я" — осмысленный личный эталон, сравнение с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Это и есть отправная точка для самосовершенствования.
Каждому человеку, для того, чтобы быть счастливым и преуспевающим, необходима информация, которая поможет ему сделать правильный выбор. К сожалению, не редкость, что только к концу жизненного пути человек начинает понимать себя в достаточной степени. Слишком долго он действует вслепую, надеясь на собственную интуицию или прислушиваясь к мнению окружающих. А ведь именно в момент вступления в пору сознательного отношения к своему будущему, когда происходит выбор профессии, спутника жизни, так важно получить ответ на множество вопросов, связанных с характером, индивидуальными способностями и склонностями.
Самопознание — процесс сложный и продолжительный. Он включает в себя самонаблюдение ("смотрение внутрь", наблюдение за своими психологическими состояниями, настронениями, действиями). Итогом может стать самоотчёт — описание себя, своих психических и личностных проявлений. Однако самоотчёту свойственны ошибки, важнейшая из которых — склонность значительной части испытуемых представлять себя в выгодном свете. То есть самонаблюдение значимо, но не является самостоятельным методом исследования. Данные самонаблюдения в современной психологии не принимаются на веру.
Так как же убедиться в достоверности своих умозаключений? И каким образом использовать наблюдение за собой, чтобы сохранить объективность выводов?
Сведения о себе человек получает не только в процессе самонаблюдения, но и от "внешних источников" (это результаты его действий, отношение других людей и прочее). Наиболее достоверные и научно обоснованные приёмы распознавания характера и способностей человека имеет в своём распоряжении психология. Специалисты, владеющие методами психодиагностического исследования, могут профессионально определять личностные свойства людей — выявлять разнообразные качества, психические и психофизиологические особенности, черты личности. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надёжно обеспечить сбор данных об испытуемом.
Для того, чтобы психодиагностические методы были действенны и достоверны, на этапе разработки они подвергаются строгой проверке. В то же время, такие из них, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Как же избежать ошибок в выводах в этих случаях? Достаточно просто. Тесты имеют встроенную "шкалу лжи", учитывающую, что люди могут давать искажённое представление о самих себе. К примеру, если респондент пытается создать исключительно положительное впечатление о своей личности, следует усомниться и в честности его ответов на остальные вопросы, а затем прибегнуть к помощи других методик (например, проективных, где цель относительно замаскирована, что уменьшает возможность произвести желаемый эффект).
Кроме того, важное значение имеет соблюдение техники психологического тестирования. Поэтому так важно участие в процессе квалифицированного психолога-диагноста.
В число психодиагностических методик входят:
- тесты (интеллекта, достижений, специальных способностей и другие);
- опросники и анкеты для выявления интересов, склонностей, целостных ориентаций личности;
- проективные техники для диагностики установок, отношений, предпочтений, фобий;
- психофизиологические методики для диагностики свойств нервной системы, определяющих динамические особенности психики (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость);
- так называемые малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).
Психологическое исследование индивидуально-личностных свойств способствует правильному выбору профессии, решению личных проблем человека, помогает стать "властелином своей судьбы" и успешно бороться с её превратностями, умело используя сильные стороны своего характера и контролируя слабые.
Также и для специалиста (психолога, психотерапевта), оказывающего помощь человеку, попавшему в ситуацию, переживаемую им как несчастье, безысходность, стресс, неверие в себя и своё будущее, чувство потерянности, одиночества, весьма актуальна проблема выбора индивидуализированного подхода.
Индивидуальность — своеобразие психики и личности, её неповторимость, уникальность; проявляется в чертах характера, темпераменте, в специфике интересов, потребностей, способностей. Индивидуальность — это то, что отличает людей друг от друга. Что может быть интереснее? И в то же время, что может быть сложнее?
Самопознание. Чтобы удостовериться в объективности своих выводов, дополнить портрет, сделать его более детальным, обратитесь к специалисту. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Самопознание. Давайте делать это вместе!