Арт-терапия — это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии. Методы арт-терапии весьма разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода, а также популярна арт-терапия в психологическом консультировании и в психотерапии.
Что такое арт-терапия?
Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле понятие арт-терапия (англ.: arts therapy) включает также и музыкальную терапию, танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы методов. Кроме того, в последнее десятилетие активно развивается полимодальная арт-терапия (англ.: expressive arts therapy), методики которой включают творческую активность одновременно в разных областях (изобразительное искусство, драма, движение, танец, музыка, литературное творчество). Арт-терапия как направление психологии и психотерапии берет начало в 40-х годах прошлого века в США, а в настоящий момент распространена в США, Великобритании и других странах западной европы, в Израиле и несколько меньше — России.
Кто такой арт-терапевт?
В арт-терапию ведут разные дороги, порой извилистые и тернистые, как это часто бывает с творческими профессиями. Пожалуй, наиболее важный профессиональный инструмент арт-терапевта — это его личность. Активное собственное творчество, спонтанность и аутентичность отличают хорошего арт-терапевта. Как же стать арт-терапевтом?
- Художники получают дополнительную специализацию по арт-терапии и затем начинают практику в арт-терапевтической студии, как правило, реализуя недирективный подход;
- Психолог также может получить дополнительное арт-терапевтическое образование и затем использовать элементы арт-терапии в своей обычной работе или вести практику в формате арт-терапии.
- Медицинские работники, как правило, врачи-психиатры, также иногда проходят обучение арт-терапии, чтобы помогать своим пациентам с большей эффективностью.
От базового образования и области практики арт-терапевта во многом зависит его подход, в каждом из них есть свои привлекательные стороны, и это стоит иметь в виду при выборе специалиста.
Как это работает?
Арт-терапевтические методы основаны на понимании искусства как способа выражения того, что сложно или невозможно выразить словами. В творческом процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ. В творчестве неизбежно находят отражение внутренние конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции — всё то, что в обычной "вербальной" терапии становится скрыто механизмами психических защит. В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются явлены в безопасном пространстве творческого объекта.
Этот экспрессивный творческий процесс терапевтичен сам по себе, за счёт собственных ресурсов психики и её способности к самоисцелению. Кроме того, присутствие другого человека (терапевта, фасилитатора, членов терапевтической группы) и его безусловное принятие пациента в творчестве оказывает трансформирующее воздействие на межличностном уровне. То есть, даже просто рисуя что-то своё — молча и на своей волне, в присутствии арт-терапевта, пациент уже проходит терапию. Глубоко личный, эмоциональный творческий процесс, разделённый с бережным и принимающим другим человеком — иногда этого достаточно, чтобы активизировать собственные эмоциональные ресурсы, гармонизировать душевное состояние и наладить контакт с собой.
Кроме того, созданные творческие работы могут становиться предметом обсуждения, и тогда воздействие осуществляется за счёт более глубокого понимания и принятия клиентом самого себя. Психоаналитические ориентированные арт-терапевты используют творческие работы как материал для анализа, интерпретации, осмысления символов, рождения ассоциаций — то есть, по сути, как дорожку к бессознательному клиента, которая помогает ему наладить контакт с самим собой. Весьма популярны арт-терапевтические методы среди юнгианских аналитиков, которые исследуют архетипические символы в творчестве и помогают понять, а порой и изменить глубинную "историю" или "миф", сопровождающий жизненный путь клиента.
Кому это надо?
Благодаря тому, что арт-терапия имеет многоуровневый терапевтический потенциал, она подходит очень широкому кругу пациентов. В тех случаях, когда вербальная терапия бесполезна или невозможна, арт-терапия становится незаменимой помощью. Например, весьма распространена арт-терапия психических заболеваний в стационарных клиниках. Как правило, в формате арт-терапевтической группы или открытой студии арт-терапия показывает свою эффективность даже для пациентов в состоянии острого психоза, когда никакое продуктивное общение невозможно. Также полезна арт-терапия для пожилых людей, страдающих угнетением ментальных функций (в т.ч. при старческой деменции), для пациентов с тяжёлыми соматическими заболеваниями, для детей с особенностями развития, такими, как аутизм, гиперактивность, задержка психического и речевого развития и другими. Здоровым детям, которые нуждаются в помощи психолога из-за своего эмоционального состояния, страхов и других локальных неприятностей, арт-терапия помогает в качестве диагностического и коррекционного инструмента, который не требует высокой речевой активности.
Среди клинически здоровых людей тоже много тех, кому подходит арт-терапия, так как она даёт возможность развиваться в личностном и в творческом смысле, помогает справиться со стрессами, скорректировать неврозы и фобии, проработать семейные или детско-родительские отношения.
Как это делается?
Занятия арт-терапией могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от направления, формы работы и особенностей подхода. Обычно в начале сессии происходит короткое вступительное обсуждение, затем клиенту предлагается выбрать материал для работы (в хороших кабинетах или студиях выбор материалов максимально широкий), а затем взять какое-то время для самостоятельного творчества, после чего результат работы обсуждается, анализируется или дорабатывается. Как создание работы, так и участие в обсуждениях всегда строго добровольно, в любой форме арт-терапии на клиента не оказывается давление, и он легко может отказаться рисовать, танцевать или говорить.
Существует несколько основных форм арт-терапевтической работы:
- Индивидуальная арт-терапия. Это вариант индивидуальной психотерапии или психологической консультации, при котором клиент занимается творчеством в присутствии специалиста. Это может быть рисунок на заданную тему или в заданной технике, последовательное создание художественного образа с сопроводительным рассказом (сказкой) или свободная спонтанная импровизация. Обычно арт-терапевтическая сессия длится немного дольше обычной консультации (от 45 до 120 минут), и за это время клиент успевает погрузиться в состояние творческого потока, создать художественный образ и затем рассмотреть его вместе с терапевтом.
- Групповая арт-терапия. Это, по сути, психотерапевтическая группа, которая может быть как закрытой (с постоянным составом участников), так и открытой (с возможностью принятия новых членов), краткосрочной (от нескольких недель до нескольких месяцев) или длительной (от одного до нескольких лет). Длительность одной групповой сессии обычно составляет от полутора до трёх часов. Во время занятий в группе участники погружаются в особую, бережную и принимающую атмосферу, в которой могут свободно выражать и обсуждать свои чувства, заниматься спонтанным творчеством или создавать арт-объекты — свои собственные, парные или общегрупповые. Как правило, до и после создания работ происходит обсуждение между участниками группы.
Обычно у группы есть ведущий — профессиональный арт-терапевт, который в той или иной степени регулирует работу арт-группы. Вмешательство терапевта может быть минимальным — например, организация занятий, контроль места и времени проведения, озвучивание правил группы. А может быть и более директивное участие, например, интерпретация элементов работ, инициативы в обсуждениях, анализ групповой динамики, предложение тем или материалов для творчества и так далее. Групповая арт-терапия осуществляется в свободно сформированных группах, либо в группах с определённым критерием — по возрасту, полу, профессии, диагнозу и так далее. Довольно распространена групповая арт-терапия беременных, а также групповая арт-терапия в разных видах клинической и социальной реабилитации. - Детская арт-терапия. Может быть реализована как в индивидуальной, так и в групповой форме, при этом детскую арт-терапию отличает насыщенность занятий разнообразными формами творчества. В работе с детьми часто применяется песочная арт-терапия, спонтанное движение, танце-двигательная терапия, игровая терапия и сказкотерапия.
- Семейная арт-терапия. Обычно семейная арт-терапия, как и семейное консультирование, фокусируется на повышении качества коммуникации между членами семьи. Методики семейной арт-терапии включают разнообразные техники совместного творчества, которые помогают разобраться в семейных отношениях, наладить взаимопонимание и научиться делиться друг с другом чувствами и мыслями.
- Открытая арт-терапевтическая студия. Это одна из распространённых форм недирективной арт-терапии. Как правило, такие открытые студии работают при ментальных клиниках, центрах психологической помощи или учреждениях для детей с особенностями развития. Студия может работать несколько раз в неделю или каждый день, и каждый клиент такой студии имеет возможность добровольно прийти или уйти в любой момент. В пространстве студии всегда присутствует один или несколько арт-терапевтов, которые готовы уделить время и внимание каждому участнику, если у него есть такая потребность. Все клиенты могут использовать любые материалы, которые есть в студии, обсуждать свои чувства и мысли с терапевтами (иногда и с другими участниками), пробовать разные формы поведения и экспрессии в безопасной обстановке.
Для всех форм арт-терапии существуют определённые общие и частные методики, приёмы и упражнения. Особенный интерес представляет технология арт-терапии в рамках некоторых методов, которые стимулируют глубинные эмоциональные ресурсы личности и обладают мощным трансформирующим потенциалом.
Как это бывает
Кроме живописи и графики в арт-терапии часто используются и пластические виды искусств — создание макетов и инсталляций, скульптура, лепка из пластилина и так далее. Опыт применения лепки из глины в арт-терапевтическом процессе показывает, что в арт-терапии работа с глиной оказывает терапевтический эффект за счёт "переключения" восприятия на сенсомоторный уровень, что позволяет активизировать более глубокие эмоциональные ресурсы. Манипуляции с глиной расслабляют, снимают мышечное напряжение и позволяют выразить большой спектр разнообразных чувств. Возможности арт-терапии позволяют осуществлять работу с глиной с теми пациентами, для которых невозможна изо-терапия (со слепыми и слабовидящими).
Для здоровых людей, у которых развита способность к абстрактному мышлению и символизации, хорошо подходят визуально-нарративные техники — когда помимо создания художественных образов создаётся ещё и нарративное сопровождение в виде рассказа, эссе или комикса. Такой подход позволяет пациенту выражать свои переживания одновременно на нескольких уровнях — телесном, эмоциональном и символическом. Групповая арт-терапия позволяет заниматься коллективным литературным творчеством и исследовать внутригрупповые отношения.
Одним из самых современных направлений арт-терапии является ландшафтная арт-терапия — этот подход осуществляется в тесном взаимодействии человека с природой. В рамках таких занятий групповая арт-терапия подразумевает прогулки и походы на природу, где участники наслаждаются контактом с растительным и животным миром, погружаются в медитативное созерцание и создают арт-объекты из природных материалов. Ландшафтный арт-терапевт видит природу как неиссякаемый источник ресурсов в эмоциональном и духовном смыслах и кроме того высоко ценит богатство символов, которыми наполнен мир живой природы.
Ещё одно интересное направление арт-терапии — жестовое рисование. Автор этого метода, шотландский арт-терапевт Беверли О'Корт, придерживается холистического подхода к пониманию человека и считает важным условием успешной терапии хороший контакт пациента с собственным телом. Жестовое рисование можно описать как телесную практику, так как в процессе создания рисунка участвует всё тело человека, который двигается в своём аутентичном внутреннем ритме, как бы танцует свой собственный танец, оставляя следы краски на огромном полотне.
Для многих современных людей характерна сдержанность, тенденция к подавлению эмоций, что отражается в телесном напряжении и некоторой мышечной скованности, поэтому свободное движение помогает им почувствовать контакт с собственным "Я" и освободиться от внутреннего давления. Подобные арт-терапевтические техники, связанные с движением, могут быть весьма эффективны для пациентов, которые испытывают трудности в осознании и выражении собственных чувств.
Популярностью пользуются разнообразные техники самопомощи, в том числе — самостоятельные творческие упражнения. Технология арт-терапии в строго научном смысле не подразумевает самостоятельной практики, но тем не менее многие находят вполне эффективными для саморегуляции эмоционального состояния такие техники, как рисование мандал, спонтанное рисование, раскрашивание орнаментов и другие.
Во время занятий арт-терапией важна атмосфера, которую создаёт творческий процесс. В обычной жизни у нас не так много шансов побыть расслабленными и непосредственными, регрессировать к детству, вернуться к живым и ярким своим чувствам. А творческая и тёплая атмосфера арт-терапевтического пространства располагает к игре, к спонтанности и свободе самовыражения.