И у человека есть возможность выражать эту любовь различными способами.
Например, если вы заходите в христианскую церковь, вам нужно снимать шляпу, но если вы зайдёте в храм сикхов, и на вас нет шляпы, то вам непременно её дадут.
Если вы придёте в христианскую церковь, и вам скажут: "Сейчас будет молитва", — то все встанут, а если те же слова вы услышите в мечети, то все лягут на пол.
Если вы женитесь в соответствии с обрядами христианской церкви, вам будет необходимо пройти по проходу, а если вы женитесь в индийской традиции, вам нужно будет обходить круги вокруг костра.
Кажется, что практика каждой религии отлична, но суть всех практик одна. Всё, что мы делаем, является выражением почтения Богу — подобно тому, как христианин снимает шляпу при входе в храм, а сикх надевает.
Один из наших величайших учителей Шрила Бхактивинода Тхакур сказал, что раскол между религиями имеет причины: первой является — 1 визуальный компонент отчуждения. Это означает, что люди отчуждаются друг от друга, потому что думают: "Я выгляжу иначе, чем ты".
Мусульмане растят бороду и сбривают усы, а индусы растят усы и сбривают бороды — так они выглядят иначе. Люди с неразвитым сознанием не могут обойти визуальный компонент отчуждения, они думают, что, если кто-то выглядит иначе, он отличается от меня. Более развитые увидят, что человек может выглядеть иначе, но между мной и ним на самом деле нет разницы.
Следующая составляющая называется — 2 практический компонент отчуждения. На этом этапе человек видит, что совершение церемоний и религиозных ритуалов отличается. Например, один может сидеть и медитировать в тишине, другой же будет петь и танцевать под музыкальные инструменты, но оба молятся Богу, только различными образами. Кто-то, видя отличия в практике, может почувствовать отчуждение, но личность с более развитым сознанием увидит, что и тот, и другой молятся, выражая преданность Господу.
Следующий аспект называется — 3 философский компонент отчуждения. В некоторых религиях вам будет сказано, что у вас есть всего одна жизнь, другие, напротив, скажут, что жизней у вас много-много. В учениях некоторых религий вы услышите, что Бог — это личность, другие ответят, что Бог — это энергия, пронизывающая всё.
Человек может пройти визуальный компонент отчуждения, может преодолеть практический компонент отчуждения, но перебороть философский компонент отчуждения очень тяжело, даже для достаточно прогрессивных практикующих.
Наши великие учителя: Шри Чайтанья Махапрабху, Шрила Бхактивинода Тхакур и прочие учили не фокусироваться на философском компоненте отчуждения. Почему? Потому что Верховного Господа можно осознать только в самадхи — состоянии духовного транса.
Вместо того чтобы ссориться о том, что никто не видел или осознал, людям следует заниматься прославлением Бога, подобно тому, как Иисус Христос сказал: "Славьте Господа, провозглашайте имя Его". В Ведах сказано: "Харер нама харер нама харер намаива кевалам" — "следует прославлять имена Бога". В Иудаизме в Торе сказано: "Человеку следует прославлять имена Бога с рассвета и до заката солнца". И в этом не возникает разногласий.
Если люди просто собираются вместе, поют и прославляют Господа, через некоторое время их сознание очищается, они преступают через материальные пороги отождествления себя с этим материальным телом, тогда состояние транса или глубокой медитации приходит, и на этом уровне мы обретаем способность видеть Бога, а те, кто Его уже видели — не будут ссориться и спорить ни с кем другим.