
Эрик Эриксон
Вашингтон
625
0
0
Эрик Эриксон (настоящее имя Эрик Хомбургер) — американский психолог, представляющий эго-психологию. Родился 15 июня 1902 года в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Его мать, Карла Абрахамсен, происходила из известной еврейской семьи, а об официальном отце известно только то, что он был "гражданином Дании".
Эриксон обучался в классической гимназии и в дополнении к этому, по настоянию матери, получил еврейское образование. В гимназии Эриксон изучал латынь, греческий язык, античную и немецкую литературу и древнюю историю. После окончания гимназии Эриксон отправился в путешествие по Европе "в поисках себя". Через год Эриксон вернулся и поступил в художественную школу. Он изучал живопись в Мюнхене, во Флоренции, а затем был приглашён в Вену, учить детей, родители которых проходят курс психоанализа. Эриксон преподавал живопись, историю и другие предметы.
Во время светских встреч общества аналитиков, их клиентов, семей и друзей, Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Тогда его признали подходящим кандидатом для обучения психоанализу. В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме её отца. На интерес Эриксона у игровой терапии у детей повлияло обучение в Ассоциации учителей Монтессори.
В 1933 году Эриксон закончил обучение психоанализу и стал полноправным членом Венского психоаналитического общества. Из-за распространения фашизма в Европе Эриксон вместе с женой эмигрировали в Америку. В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета.
Во время своего первого антропологической экспедиции в Южную Дакоту, Эриксон обнаружил новый феномен — у изучаемых им детей встречались такие симптомы, как отсутствие ясного образа себя и собственной личности, связанное с ощущением потери культурной традиции. У индейских племён, живших на севере Калифорнии, был обнаружен синдром невроза, необъяснимого с точки зрения классического психоанализа. Основным источником душевного смятения индейца, по мнению Эриксона, служило ощущение оторванности от корней, разрыв между нынешним образом жизни и тем, который сохранился в традициях племени. Схожие симптомы Эриксон позднее выявил у ветеранов Второй мировой войны, перенёсших тяжёлое эмоциональное потрясение. Тогда Эриксон назвал это "идентификационной спутанностью", то есть неспособностью индивида опознать своё "Я".
В результате систематизации всех полученных данный, в результате 15-ти лет практической и теоретической работы, он выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого "Я".
- Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития "Я", в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
- Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл.
- И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.
Основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона:
- Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия ребёнка.
- Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период у ребёнка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей.
- Предприимчивость и чувство вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырёх до пяти лет. На этой стадии огромную роль играет реакция родителей на действия ребёнка, на основе которой зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.
- Умелость и неполноценность. Четвёртая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) ещё находится в скрытом состоянии. В этот период у ребёнка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям.
- Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12–18 лет) ребёнок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением "любви и ревности" к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдёт ли он предмет любви в собственном поколении.
- Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста.
- Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определённым родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.
- Цельность и безнадежность. На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключён между цельностью и безнадежностью.
Его подход оказал огромное влияние не изменения в традиционных взглядах психоанализа на формирование личности и эмоциональные кризисы у взрослых.
Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994 г.
Важнейшие труды:
- Детство и общество (Childhood and Society).
- Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History).
- Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi"s Truth: On the Origin of Militant Nonviolence).
- Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed) (при участии J.M. Erikson).
Контактная информация
Рекомендуемые мероприятия
Рекомендуемые статьи

Почему психологи так много говорят о чувствах?
Современный мир преимущественно рационален, и в нём престижно быть человеком разумным, принимать решения, исходя из разума и ориентироваться на интеллектуальные профессии. Современный человек много читает и пытается осмыслить - ищет информацию,...

Когда человек приходит на расстановку и даёт запрос из головы: «Я хочу из точки а в точку б», и практически всегда непонятно куда это приведёт. Есть вектор, а что там неизвестно. Я иду за энергией, в те места куда она ведёт или где обрывается....

Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке...

Как детские мечты разбились о грубую реальность жизни?
Однажды у сестры пропали большие деньги 👇🏻 Когда ее родители продали свою квартиру и разделили деньги, долю отца-алкоголика отдали на хранение сестре. Отец постоянно начал приходить к ней и требовать деньги. Однажды терпение сестры лопнуло, и она...
Отзывы