Вернуться на главную
Аватар специалиста Эрик Эриксон

Эрик Эриксон

Вашингтон

0

625

0

0

Эрик Эриксон (настоящее имя Эрик Хомбургер) — американский психолог, представляющий эго-психологию. Родился 15 июня 1902 года в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Его мать, Карла Абрахамсен, происходила из известной еврейской семьи, а об официальном отце известно только то, что он был "гражданином Дании".

Эриксон обучался в классической гимназии и в дополнении к этому, по настоянию матери, получил еврейское образование. В гимназии Эриксон изучал ла­тынь, греческий язык, античную и немецкую литературу и древнюю историю. После окончания гимназии Эриксон отправился в путешествие по Европе "в поисках себя". Через год Эриксон вернулся и поступил в художественную школу. Он изучал живопись в Мюнхене, во Флоренции, а затем был приглашён в Вену, учить детей, родители ко­торых проходят курс психоанализа. Эриксон преподавал живопись, историю и другие предметы.

Во время светских встреч общества аналитиков, их клиентов, семей и друзей, Эриксон по­знакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Тогда его признали подходящим кандидатом для обучения психоанализу. В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме её отца. На интерес Эриксона у игровой терапии у детей повлияло обучение в Ассоциации учителей Монтессори.

В 1933 году Эриксон закончил обучение психоанализу и стал полноправ­ным членом Венского психоаналитического общества. Из-за распространения фашизма в Европе Эриксон вместе с женой эмигрировали в Америку. В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета.

Во время своего первого антропологической экспедиции в Южную Дакоту, Эриксон обнаружил новый феномен — у изучаемых им детей встречались такие симптомы, как отсутствие ясного образа себя и собственной личности, связанное с ощущением потери культурной традиции. У индейских племён, живших на севере Калифорнии, был обнаружен синдром невроза, необъяснимого с точки зрения классического психоана­лиза. Основным источником душевного смятения индей­ца, по мнению Эриксона, служило ощущение оторван­ности от корней, разрыв между нынешним образом жиз­ни и тем, который сохранился в традициях племени. Схожие сим­птомы Эриксон позднее выявил у ветеранов Второй мировой войны, пере­нёсших тяжёлое эмоциональное потрясение. Тогда Эриксон назвал это "идентификаци­онной спутанностью", то есть неспособностью индивида опознать своё "Я".

В результате систематизации всех полученных данный, в результате 15-ти лет практической и теоретической работы, он выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого "Я".

  • Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с опи­санными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологичес­кие стадии развития "Я", в ходе которого индивид уста­навливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
  • Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление лич­ности не заканчивается в подростковом возрасте, а рас­тягивается на весь жизненный цикл.
  • И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии при­сущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

Основные стадии жизненного цикла в клас­сификации Эриксона:

  1. Доверие и недоверие. Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социаль­ного взаимодействия ребёнка.
  2. Самостоятельность и нерешительность. Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период у ребёнка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей.
  3. Предприимчивость и чувство вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырёх до пяти лет. На этой стадии огромную роль играет реакция родителей на действия ребёнка, на основе которой зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.
  4. Умелость и неполноценность. Четвёртая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) ещё находится в скры­том состоянии. В этот период у ребёнка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям.
  5. Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12–18 лет) ребёнок сталкивает­ся, как утверждает классический психоанализ, с про­буждением "любви и ревности" к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдёт ли он предмет любви в собственном поколении.
  6. Близость и одиночество. Шестой стадией жизнен­ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста.
  7. Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определённым родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.
  8. Цельность и безнадежность. На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключён между цельностью и безнадежностью.

Его подход оказал огромное влияние не изменения в традиционных взглядах психоанализа на формирование личности и эмоциональные кризисы у взрослых.

Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994 г.

Важнейшие труды:

  • Детство и общество (Childhood and Society).
  • Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History).
  • Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi"s Truth: On the Origin of Militant Nonviolence).
  • Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed) (при участии J.M. Erikson).
Психология и психотерапия

Контактная информация

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Почему психологи так много говорят о чувствах?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Почему психологи так много говорят о чувствах?

Современный мир преимущественно рационален, и в нём престижно быть человеком разумным, принимать решения, исходя из разума и ориентироваться на интеллектуальные профессии. Современный человек много читает и пытается осмыслить - ищет информацию,...

Читать далее
Не молчи. Часть 1

0

Аватар специалиста Екатерина Казанская

Екатерина Казанская

Не молчи. Часть 1

Когда человек приходит на расстановку и даёт запрос из головы: «Я хочу из точки а в точку б», и практически всегда непонятно куда это приведёт. Есть вектор, а что там неизвестно. Я иду за энергией, в те места куда она ведёт или где обрывается....

Читать далее
Вспомните любого человека, который вас бесит, посмотрите внимательно и вы увидите в нём своё искажённое отражение.

0

Аватар специалиста Елена Нестеренко

Елена Нестеренко

Вспомните любого человека, который вас бесит, посмотрите внимательно и вы увидите в нём своё искажённое отражение.

Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке...

Читать далее
Как детские мечты разбились о грубую реальность жизни?

0

Аватар специалиста Светлана Ященко

Светлана Ященко

Как детские мечты разбились о грубую реальность жизни?

Однажды у сестры пропали большие деньги 👇🏻 Когда ее родители продали свою квартиру и разделили деньги, долю отца-алкоголика отдали на хранение сестре. Отец постоянно начал приходить к ней и требовать деньги. Однажды терпение сестры лопнуло, и она...

Читать далее

Отзывы

Пока отзывов нет!