Вернуться на главную

Значение рефлексии в процессе индивидуации

Дата публикации:
22 января 2022

0

(0)

164

0

0

Аватар специалиста Светлана Выборнова

Светлана Выборнова

автор

Значение рефлексии в процессе индивидуации
Аннотация: в статье поднимается вопрос о поиске новых ресурсов для более эффективного поиска ответов на "трудные вопросы", которые, несмотря на прорывные успехи человека во многих областях науки, по-прежнему не поддаются разрешению. По мнению автора, ресурсы эти находятся внутри самого человека, в зоне, именуемой психикой и сознанием, которая во многом пока остаётся "terra incognito" для человека. В статье рассматриваются факторы, способствующие индивидуации по К.Г. Юнгу, как процессу обретения своего Я в контексте целостности, а также значение рефлексии в процессе индивидуации. Ключевые слова: индивидуация, рефлексия, целостность, самость.

На современном этапе, когда человечество упёрлось в глобальные философские вопросы устройства мира и высших проявлений самого человека — устройства его сознания; и на которые, несмотря на мощный технологически-интеллектуальный рывок последнего столетия, ответы пока так и не найдены, особенную важность приобретает поворот человека как субъекта к самому себе. На наш взгляд, путь к разрешению фундаментальных философских вопросов, следует искать не во внешнем мире, а в психике и возможностях самого человека. Исследуя высшие когнитивные функции его не столько с физиологической и биологической позиции, сколько с позиции высших, духовных, сверх нормальных способностей. В данной статье автор делает попытку рассмотреть значимость рефлексии в процессе индивидуации. Такая тема представляется автору актуальной вследствие того, что:

  1. Рефлексивность — одна из ключевых особенностей человека, которая отличает его от животного. Именно рефлексия рефлексии собственных поступков и мышления делает человека осознанным, т.е. способным управлять многими из своих физических, чувственных, мыслительных процессов.
  2. Индивидуация — это обнаружение своего истинного Я, своей самости, которая, возможно, обладает безграничным, потенциалом понимания сути вещей, который до настоящего времени скрыт от самого человека.
  3. Рефлексия необходима для индивидуации, об этом пойдёт речь в данной статье, однако в дальнейшем, автор намерен раскрыть тему того, как рефлексия самого процесса индивидуации, может вывести человека на новый качественный уровень существования.

Термин "индивидуация" в психологии ввёл К.Г. Юнг. Он считал, что в человеке заложено стремление к целостности, путь достижения которой и есть индивидуация. Под целостностью Юнг понимал Самость или обретение истинного Я.

"Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого" [8, стр.553–554].

Существует модель, по которой человек в течение жизни может пройти путь от первичной ко вторичной целостности. На этом пути выделяется несколько стадий:

  • I стадия (первичной целостности). Я ещё нет. Человек не выделяет себя из окружающего мира. Характерна для детей младшего возраста.
  • II стадия (раздробленности). Появление Я. Разделение мира на Я и не-Я. Пребывание на этой стадии характерно для детей старше трёх лет и большинства взрослых. Как правило, на этой происходит отождествление Я с маской или персоной по К.Г. Юнгу, и именно на этой стадии человек переживает стремление к целостности, упоминаемое Юнгом.
  • III стадия (вторичной целостности), переживания слияния Я с Миром, обретение Самости по К.Г. Юнгу. В отличие от I стадии есть осознание своей индивидуальности. На этой стадии пребывают мудрецы и просветлённые [1].

Для индивидуации, считал Юнг, необходима интеграции сознания с бессознательной частью психики. Конечной целью индивидуации К.Г. Юнг считал обретение Самости, под которой он понимал индивидуальность, истинное Я человека. Используя термин "индивидуация", Юнг подчёркивал осознание в процессе индивидуации субъектом своей уникальной индивидуальности.

"Самость — это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью" [Jung, 1952 b, p. 386].

Исследуя тексты К.Г. Юнга, мы выделили несколько факторов, имеющих значение для процесса индивидуации.

Один из них — высвобождение человека от власти стереотипов, т.е. норм общества, усвоенных в процессе воспитания и личной истории.

"Индивидуация есть… развитие психологического индивида как существа отличного от общей, коллективной психологии…" [6]

Высвобождение означает обретение способности различать свои истинные ценности и желания и действовать согласно им. "Если мы работаем над индивидуацией, то начинаем видеть разницу между идеями и ценностями, порождёнными нашим собственным "я", и общественными идеями, и ценностями, которые мы впитываем из окружающего нас мира. Тогда мы можем прекратить быть простым придатком общества или группы людей: мы осознаем, что у нас есть наши собственные ценности, наш собственный образ жизни, которые соответствуют данному нам от рождения" [2].

Процесс высвобождения от стереотипов, сформированных обществом, требует от человека умения различать "своё" от "навязанного", делать выбор и принимать решения. Эта способность присуща реализованным в обществе, зрелым людям. Таким образом, достижение человеком зрелости является ещё одним фактором, имеющим значение для индивидуации.

Так, работая в качестве аналитика, Юнг обнаружил, что пациенты, которые приходят к нему в первой половине своей жизни, не слишком включены во внутренний процесс индивидуации; они нацелены в первую очередь на результат, на успех в достижении целей эго. Пациенты старшего возраста, уже достигшие этих целей, добиваются других: стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут гармонию с общностью психики [5].

Юнг выделял бессознательную и сознательную индивидуацию, подчёркивая приоритетность последней. В своей работе "Ответ Иову" Юнг писал: "Различие между природным, протекающим бессознательно, и осознанным процессом индивидуации огромно. В первом случае сознание никогда не вмешивается, а потому конец процесса остаётся столь же темным, как и начало. Зато во втором случае на свет выходит так много мрака, что, с одной стороны, личность становится просветлённой, а с другой — сознание неизбежно возрастает в объёме и интенсивности" [7].

Ученица Юнга Иоланда Якоби так кратко формулирует процесс сознательной индивидуации: "Это напряжённое аналитическое усилие, которое сосредотачивается со всей возможной полнотой и под руководством сознания на внутреннем психологическом процессе… прорубая слой за слоем по направлению к тому центру, который является источником и первоосновой нашего психического существования — к внутреннему ядру, к нашей Самости" [3].

Все три рассмотренные нами факторы индивидуации: освобождение от стереотипов, социальная зрелость и сознательное усилие возможны, на наш взгляд, при развитой у человека способности к рефлексии.

Рефлексия по нашему определению есть процесс распознавания воспринятого. Пусковым импульсом её мы обозначили фактор неожиданности, который возникает, как правило, при невозможности осуществлять жизнедеятельность привычными способами. В этом плане начальный этап индивидуации — высвобождение от стереотипов, обусловлен появлением рефлексии и является следствием её.

Вне рефлексии не приходится говорить о процессе присоединения бессознательного к сознательной части психики, т.к. для интеграции двух составляющих психики необходимо сначала распознавание первого, т.е. выведение его в сознание, а потом присоединение.

Фактор зрелости, характеризующийся способностью принимать решения, означает переход человека из состояния первичной целостности или "наивного бытия" ко второму способу существования человека по Л.С. Рубинштейну, когда, трансцендируя, за пределы природного бытия, человек становится хозяином своей жизни. "Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живёт человек <…> Такая жизнь выступает почти как природный процесс". "Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы. Человек как бы занимает позицию вне её" [4]. К.Г. Юнг так пишет об этом: "Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального состояния тождества. Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни" [8].

В заключение хочется привести цитату из текста К.Г. Юнга, которая вполне подтверждает мысль о том, что рефлексия ведёт человека к освобождению: "Всё, что случается с нами, должным образом понятое, возвращает нас к самим себе; как будто есть некие неузнанные наставники, чья цель — освободить нас от всего этого и сделать нас подвластными только самим себе" [6].

Список литературы:

  1. Выборнова, С.Г. Рефлексия как инструмент интеграции в здоровье и благополучие. Балтийский трансперсональный институт.
  2. Джонсон, Роберт. Сновидения и фантазии анализ и использование.
  3. Дунаев, Протоирей Дионисий. Индивидуация и самость в психологии К.Г. Юнга. Православие в Украине.
  4. Рубинштейн, С.Л. 1997. Человек и мир. Москва: Наука, 1997.
  5. Юнг и аналитическая психология. Индивидуация. "Псистатус".
  6. Юнг, К.Г. — М.: Канон. 1994. — 319 с. 1994. Психология бессознательного. Москва: Канон, 1994. стр. 319 с.
  7. Юнг, К.Г. / пер. с нем.- М.: Канон, 1995. — 352 с. 1995. Собр. соч. Ответ Иову. Москва: Канон, 1995. стр. 352 с.
  8. Юнг, К.Г. 1995. Психологические типы. Санкт-Петербург: "Ювента", 1995. стр. с. 522–524.
Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Моё впечатление о двухтомнике "Я — здесь!", "Я — сейчас!"

0

Аватар специалиста Светлана Выборнова

Светлана Выборнова

Моё впечатление о двухтомнике "Я — здесь!", "Я — сейчас!"

Моё впечатление о двухтомнике Татьяны Гинзбург и Геннадия Широкова "Я — здесь!", "Я — сейчас!". Я знакома с авторами этой книги уже более 20 лет. Постепенно, год за годом, наше взаимодействие перерастало в более тесное общение, дружбу,...

Читать далее
Развитие креативных способностей с помощью дыхательных психотехник

0

Аватар специалиста Светлана Выборнова

Светлана Выборнова

Развитие креативных способностей с помощью дыхательных психотехник

В этой статье мы хотим рассмотреть понятие креативности и показать, как дыхательные психотехники могут помочь в её развитии. Вопрос развития креативности, на наш взгляд, это вопрос повышения эффективности жизни человека, так как качество...

Читать далее

Мероприятия автора

Статья связана со специалистами

Смотрите также