Сегодня вам повезло — у вас будет две лекции. И так как у меня мало времени, я прочту эти две лекции… одновременно!
Одна для женщин, другая — для мужчин!
Фактически, я уже начал: прямо сейчас, женщины и мужчины слышат разные сообщения!
Слушание обоими полушариями
Например — в общем, конечно (со многими индивидуальными вариациями), — женщины воспринимают мой голос в два раза громче (точнее, в 2,3 раза громче), чем мужчины. Так, они воспринимают мой голос как "крик" (и они думают, что я сержусь), тогда как у мужчин есть чувство, что я говорю конфиденциально, с некоторым сочувствием…
Женщины слушают меня обоими своими полушариями (левым мозгом и правым мозгом), тогда как мужчины слушают меня большей частью своим левым мозгом — вербальным, логическим и, следовательно, с критикой! Женщины имеют больше связей между двумя полушариями через мозолистое тело (corpus callosum), и моя речь у них окрашивается эмоциями, субъективно воспринимается через их желания и страхи, через их этические или общественные ценности (такие как феминизм). Они слушают, что я говорю, но большей частью — внимательнее к тому, как я это делаю, чувствительные к тону моего голоса, к ритму моего дыхания, моим предполагаемым чувствам.
Конечно, это преобладание аудиции и субъективного слушания — только детали, но основной интерес в том, что мы можем наблюдать это здесь и сейчас.
Два разных вида
Если говорить откровенно, мы принадлежим к двум разным "видам". В наше время, мы как раз завершаем расшифровку человеческого генома и, как Вы, возможно, знаете, доказано, что люди и обезьяны имеют примерно одинаковый (на 98,4%) состав генов: и при этом различие между мужчинами и самцами обезьян составляет 1,6%… В то время как различие между мужчинами и женщинами — 5%!
Итак, человеческий самец физиологически ближе к самцу обезьяны, чем к женщине! И, как Вы уже догадались, женщина ближе к самке обезьяны!
Конечно, это некоторая провокация и количественная небрежность вычислений имеет качественный аспект: например, гены, которые содействуют развитию языка, искусства, философии, и т.п.; но они подчёркивают большой разрыв между полами — в пределах всех видов животных, включая человеческий вид.
Правый мозг — мужской
Исследователи всех стран теперь с этим согласны:
- левый мозг — более развит у женщин;
- правый мозг (так называемый "эмоциональный мозг") — более развит у мужчин — вопреки распространённому мнению широкой публики (и, иногда, даже психотерапевтов). Это происходит под влиянием половых гормонов и нейротрансмиттеров (тестостерон, и т.п.).
Так, женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина — более подготовлен для действия и конкуренции.
- Уже в детском саду, в течение 50 минут урока, маленькие девочки говорят в течение 15 минут, а мальчики только 4 минуты (в четыре раза меньше).
- Мальчики шумят и дерутся в 10 раз чаще, чем девочки: в среднем, 5 минут против 30 секунд.
- Когда им по 9 лет, девочки на 18 месяцев впереди во всём, что касается вербального развития.
- Когда они взрослые, женщины отвечают в среднем 20 минут на каждый телефонный звонок, тогда как мужчины говорят только 6 минут, и исключительно чтобы дать неотложную информацию.
- Женщине нужно делиться своими идеями, чувствами, мыслями, тогда как мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает свою жену, чтобы предложить решение… и жена не чувствует себя услышанной! Фактически, мужчины — более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства, и этим нельзя пренебрегать в супружеской жизни и во время психотерапии.
Ориентация
- Женщина взаимодействует со Временем (левый мозг).
- Мужчина взаимодействует с Пространством (правый мозг): преимущество мужчин в тестах трёхмерного пространственного вращения — огромно с детства (Kimura, 2000).
- Женщина оперирует конкретными маркерами: преимущество женщин в запоминании или назывании конкретных объектов огромно.
- Мужчина оперирует абстрактными понятиями: он может импровизированно "срезать" путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля.
Органы чувств
Говоря глобально, женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств.
- Её слух более развит: отсюда понятна важность приятных слов, тона речи, музыки.
- Её тактильное чувство более развито: у неё в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту; окситоцин и пролактин (гормоны "привязанности и объятий") увеличивают её потребность в прикосновениях.
- Её обоняние более точно: в 100 раз чувствительнее в определённые периоды её менструального цикла.
- Её вомероназальный орган (Vomero Nasal Organ (VNO)), реальное "6-е чувство" (химический орган отношений между людьми), кажется более развитым и ярче воспринимает феромоны, которые отражают различные эмоции: сексуальное желание, гнев, страх, печаль… Возможно, это и называется "интуиция"?
- Насчёт зрения — оно более развито у мужчин, и эротизированно: отсюда их живой интерес и внимание к одежде, косметике, драгоценностям, наготе, порнографическим журналам… Хотя, женщины имеют лучшую визуальную память (на узнавание лиц, форму объектов…).
Откуда такие различия? Теория Эволюции
Исследователи объясняют фундаментальные биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами естественным отбором в течение более одного миллиона лет эволюции человеческого вида. Такая адаптивная эволюция, по их предположениям, сформировала наш мозг и органы чувств через комбинированное действие гормонов и нейротрансмиттеров.
- Мужчины приспособились к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно они должны были молча преследовать добычу (животное), иногда в течение нескольких дней, и затем снова найти свою пещеру (значение ориентации). Им приходилось очень мало вербально взаимодействовать (подсчитано, что доисторический человек встречал не более 150 людей в течение всей своей жизни).
- Тогда же мозг женщины приспособился к выращиванию и обучению детей, что подразумевает вербальное взаимодействие в ограниченном пространстве пещеры.
Так на биологическом уровне мужчины были запрограммированы на конкуренцию, а женщины — на сотрудничество.
Таким образом, каждый может увидеть, что биологически, психотерапия является… женским делом!
Эти предрасположённости кажутся связанными с биологией (гормоны и нейротрансмиттеры). Они создаются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и, кажется, мало изменяются под влиянием образования и культуры.
Природа и обучение
Сегодня неврологи и генетики считают, что наша личность детерминирована.
- Приблизительно на 1/3 — наследственностью: хромосомы из ядер наших клеток (и митохондриальная ДНК наследственность, на 100% передаваемая матерью).
- Приблизительно на 1/3 — внутриутробной жизнью: в течение первых недель после зачатия каждый эмбрион (плод) — женского пола (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Badinter, 1992; Magre & Ал.; 2001), а маскулинизация происходит позднее: это медленное и тяжёлое гормонально и общественно-детерминированное завоевание. Итак, девочка не является мальчиком, потерявшим свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик является девочкой, которая завоёвывала пенис! Так называемая зависть к пенису или потребность в нём — гипотеза, которая никогда не подтверждалась. Среди транссексуальных людей, можно найти в пять раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих стать мужчиной. Во время войны родилось в два раза больше мужчин-гомосексуалистов, вероятно, из-за стресса у матерей, нарушающего гормональный баланс (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993). Эти две части — наследственная и врождённая, кажутся важными: например, если мужчина из двойни гомосексуален, его однояйцовый близнец также гомосексуален в 50–65% случаев; в случае разнояйцовой двойни — в 25–30%, что в два раза меньше, но всё равно в 5 раз больше, чем в общей популяции! Гомосексуальность во многих случаях может быть определена в возрасте 1–2 года. (Le Vay, 1993)…
- Приблизительно на 1/3 — качествами, приобретёнными после рождения: влияние культуральной среды, образования, обучения и тренировки, случайных обстоятельств или психотерапии!
В целом, корреляция между индивидами оценивается в:
- 50% — между однояйцовыми близнецами (наследственность),
- 25% — между разнояйцовыми близнецами (гормональное "пропитывание" в течение внутриматочной жизни),
- 10% — между братьями и сёстрами (образование),
- 0% — между незнакомыми людьми.
Эти три фактора (наследственность, приобретения в матке, приобретения в течение жизни) прослеживаются — в разных пропорциях — во многих областях способностей: интеллект, музыка, виды спорта и, даже, оптимизм.
В зависимости от суммы пессимистичных или оптимистических генов, которые Вы унаследовали, Вы можете сформулировать эти исследования различным образом:
- "наша личность предопределена — с нашего рождения — приблизительно на 2/3";
- "наша личность создана — с нашего зачатия — приблизительно на 2/3".
Гормоны
Когда мы кладём на землю мяч, мальчики ударяют его; а девочки берут мяч и прижимают его к сердцу. Это не зависит от их образования и культуры, а имеет непосредственное отношение к их гормонам.
Тестостерон — гормон желания, сексуальности и агрессии. Он мог бы быть назван "гормон завоевания" (военного или сексуального). Он развивает:
- силу мышц (40% мышц у мужчин, 23% у женщин);
- скорость (реакции) и нетерпение (92% водителей, которые сигналят на светофорах — мужчины);
- агрессию, конкуренцию, доминирование (доминирующий самец поддерживает качество вида);
- выносливость, упорство;
- заживление ран;
- бороду и облысение;
- зрение (далеко, как "телеобъектив");
- правую сторону тела и отпечатки пальцев (Kimura, 1999);
- точность метания;
- ориентацию;
- привлекательность для молодой самки (способен дать потомство).
Влияние эстрогенов:
- ловкость, отдельные движения пальцев (Kimura, 1999);
- левая сторона тела (и отпечатки пальцев);
- в среднем, 15% жира у мужчины и 25% у женщин (чтобы защитить и питать младенца);
- слух: женщины воспринимают больший диапазон звуков, они поют мелодии в 6 раз более часто, у них есть острое узнавание звуков и музыки (чтобы узнать своего ребёнка).
Исследования в неврологии подтверждают много традиционных знаний. Это помогает в повседневной работе в психотерапии и консультировании (с индивидуумами или парами).
И теперь, чтобы завершить эту краткую лекцию, некоторые конкретные примеры ежедневного влияния неврологии на психотерапевтическою практику.
Они помогают психотерапевту:
- слушать женщину терпеливо, пока она не закончит, не пытаясь "решить" её проблему (что было бы мужской реакцией, ориентированной на действие: вместо её "матери", психотерапевт становится её "отцом");
- побуждать мужчин говорить больше, выражать и делиться своими чувствами;
- подчёркивать значение зрения для мужчин и слушания для женщин, особенно в эротической прелюдии (музыка, приятный голос);
- стимулировать больных людей: нахождение пациентов возле окна (открытого во внешний мир) помогает заживлению; стимулируйте пожилых: пассивное бездействие ускоряет старение;
- во время психотерапии находить внутренние связи между сексуальностью и агрессией (обе регулируются гипоталамусом и тестостероном);
- быть очень осмотрительными с "воспоминаниями" ранних сексуальных нарушений: воспоминания о сцене, реальной или только виденной в воображении, находятся в одних и тех же областях мозга и создают те же нейрохимические реакции (40% "воспоминаний" — ложные воспоминания, восстановленные из сознательных или бессознательных страхов или желаний;
- мобилизовать фронтальные доли, центр ответственности и автономности (быть в состоянии сказать "нет"); следовательно, богатство парадоксальной и провокативной терапии.
Некоторые общие замечания
- Сексуальная активность ускоряет заживление ран (тестостерон).
- Телесно-ориентированная терапия помогает мобилизовать нервные тракты: движение > правый мозг > лимбический мозг > эмоции > глубокая энграммация (кодирование) опыта.
- Определённое количество эмоций помогает запоминанию: вербализация после помогает восстановлению в будущем.
- Долгосрочное запоминание происходит в основном во время сна (парадоксальная фаза сна); следовательно, в случае психической травмы (авария, смерть близкого человека, изнасилование, террористический акт, землетрясение), полезна психотерапевтическая сессия перед первым эпизодом сновидений ("Неотложная Гештальт-терапия", Ginger, 1987).
- Женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще (они выражают свои чувства); мужчины успешнее в самоубийстве.
- Женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь.
- Женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе.
- Мужчины, которые не счастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях.
- Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность.
- Наконец, и это фундаментально — следить за результатами исследований в генетике и неврологии, и постоянно (еженедельно) обновлять свои знания.
- Вероятно, существует большая разница — работать с терапевтом — мужчиной или женщиной! (Krause-Girth, 2001).
- Наше восприятие мира очень разное, но приятно комплементарное!