Запоздалый бунт
1725
0
0
1725
0
0
Принято считать, что кошмар любой семьи — трудный возраст ребёнка, приходится на 13–18 лет. Этого возраста родители ждут с замиранием сердца, как стихийного бедствия. И очень радуются, когда этот самый период взрослеющий ребёнок проживает тихо и спокойно, без чрезвычайных происшествий, типа незапланированной беременности или уходов из дома в неизвестном направлении.
Но иногда радость родителей бывает преждевременной. Я психолог. И ко мне в последнее время всё чаще и чаще обращаются родители, сбитые с толку непонятными метаморфозами, происходящими с их вполне уже взрослыми детьми. Взрослыми — это значит совершеннолетними. От 18 и старше. Причём, эти "детишки" вытворяют такие чудеса, что не снились папе и маме в страшных снах. Казалось бы, ведь после 18 можно уже расслабиться — самое трудное позади: школа закончена, период полового созревания прошёл, в институт ребёнок поступил, или "его поступили"… Впереди вроде бы маячит благополучная жизнь, карьера, семья… всё, как у нормальных людей. А тут сюрпризы…
Я называю это "запоздалым бунтом". Молодой человек или девушка демонстрирует все симптомы подросткового периода, только лет на пять-семь позже, чем этого принято ждать. Вдруг человек перестаёт понимать сам себя, из него лезет агрессивное поведение, которое перемежается с депрессивным лежанием на диване… Институт, который уже почти закончен, может быть с успехом прямо перед сдачей диплома, начинающаяся карьера идёт под откос. Прибавьте к этому бесконечные ночные тусовки с принятием изрядных порций алкоголя, а то и наркотиков, многочисленные сексуальные контакты со случайными партнёрами, отчуждение от семьи, тотальное недоверие родителям, необоснованные траты денег и прочие прелести "взросления".
Родители пытаются добиться от взрослого ребёнка хоть какого-то внятного ответа на вопрос "Что происходит?", но безуспешно. Он(а) и сам(а) не знает, что происходит.
В панике такие родители приходят к психологу. Им обидно, что именно теперь, когда в любимое чадо столько вложено, всё рушится по неизвестной причине.
Странно, но все родители этих взбунтовавшихся взрослых детей чем-то похожи. Как правило, мать и отец материально обеспечены. Или очень обеспечены. Это менеджеры, служащие, управляющие высокого уровня или владельцы собственного бизнеса. У них устоявшаяся комфортная жизнь. Круг общения в этих семьях, как правило, соответствует их уровню. В ребёнка вкладывается всё самое лучшее. Спецшкола, спортивные занятия, компьютерные программы, репетиторы и т.д. Часто у таких детей рано появляется своя машина, они ездят за границу отдыхать и учиться.
Получается, что жизнь такого ребёнка расписана на годы вперёд. Очень часто родители задолго до окончания школы знают, в какое учебное заведение будет поступать ребёнок (там знакомый ректор, там престижные профессии, там большие перспективы, там заграничные стажировки, родители там учились и т.д.).
В общем, жизнь расписана на годы вперёд. Вот здесь и кроется главная причина. Родители или один из родителей в такой семье, как правило, авторитарен. Они уверенные в себе и своих силах люди. Они знают, как вести себя в этой жизни так, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы. И своему ребёнку прививают те же ценности. Ему уже заранее уготована какая-то судьба.
И всё это было бы замечательно. Но…
Рано или поздно все дети взрослеют. А взросление — это время, когда маленькое прежде существо обнаруживает в себе зачатки самостоятельности и страстно хочет эту самостоятельность реализовать. Впервые у него появляются собственные желания (может быть, неправильные с точки зрения родителей), впервые он чувствует себя отдельным от семьи и желаний родителей.
Получается, что в то самое время, когда подростку положено демонстрировать все прелести переходного периода, ему просто некогда. У родителей в это время повышена бдительность, они стараются побольше загрузить его занятиями и разными делами. К тому же они приводят логичные, разумные доводы: вложишься сейчас в свою жизнь — потом будет легко. Очень часто ребёнок не успевает толком разобраться в себе, а за него уже всё решили. Ну раз решили, и ладно: он-то и сам точно не знает. Чего он хочет в этой жизни.
Он поступает в институт не то что бы по своему собственному выбору, он просто не сопротивляется воле родителей. А родители проявляют повышенную заботу, чтобы он ни в чём не нуждался. Привыкая к этому всему, подросток вырастает в тепличных условиях, знакомый только с одной стороной жизни. У него нет времени на подростковые шалости. Жизнь чрезмерно насыщенная, и самая насыщенная она как раз тогда, когда больше всего хочется свободы.
Получается, что внешне этот сложный период взрослеющий человек ведёт себя спокойно. На самом деле он ещё и не взрослеет. Ему просто некогда. Он реализует амбиции своих родителей, сам того не осознавая. Однако, если он не переболеет взрослением вовремя, это не значит, что он не переболеет им никогда.
В итоге оказывается, что молодому человеку (девушке) не дали прожить этот самый "бунтующий" период своевременно, и ребёнок не имеет возможности пожить своими интересами, желаниями, не знает, чего он хочет сам. Он слишком "примерно" провёл свой трудный возраст.
И вдруг, лет через пять, прелести трудного возраста появляются неожиданно, как снег в мае. Родители уже вроде бы расслабились: ребёнок стал взрослым (казалось бы), учится, где надо (не сопротивлялся, слава Богу), общается с приличной компанией (мы постарались, чтобы среда была подходящая), армия ему не грозит (мы сделали всё возможное). В общем, прожили за него его жизнь.
И тут их ребёнок осознает себя биороботом, выполняющим всю свою недолгую пока ещё жизнь какие-то программы, которые были внушены ему ещё с детства. Выполняет, неизвестно зачем. Он осознает, что до сих пор своей собственной жизнью ещё пока не жил. Не знает, чего хочет, но то, что есть сейчас — не его. И он ударяется в протест к той жизни, которую живёт. Протест может быть сознательным или бессознательным, но "запоздалый подросток" отчаянно отстаивает своё право жить свою жизнь, пусть даже неправильную и несовершенную с точки зрения родителей. Сессии не сдаются, экзамены прогуливаются, работа брошена, ночами его (ее) нет дома. Ребёнок говорит о том, что учиться он здесь не хочет, а где хочет — не знает… Жить он хочет отдельно, правда, на что — не знает… Подружка (друг) — это вообще не его человек, это была ошибка…
Тем обиднее бедным родителям — они же хотели как лучше! Теперь же на карту поставлено всё: институт, начинающаяся карьера. Этому молодому человеку (девушке) уже есть, что терять. Их чадо как будто тупеет на глазах, и как они говорят, впадает в "подростковый возраст". Но так оно и есть на самом деле. Ведь природу никому ещё обмануть не удавалось.
Конечно, первое, что хотят родители — что-нибудь срочно сделать с ребёнком, чтобы вправить ему мозги, сделать из него человека и наставить на путь истинный. Истинный — это такой, каким видят его они. И в своих попытках образумить своё буквально взбесившееся чадо они чего только не делают! Ведут душеспасительные беседы, читают нотации, водят к психологам, запирают дома, лишают денег, отсылают учиться за границу и т.д.
Как это ни странно, лучшее, что родитель может сделать в такой ситуации, это оставить своего ребёнка в покое. Убрать руку с пульса. Отстегнуть поводок. Это как раз самое трудное и меньше всего вписывается в родительскую голову. Как же можно отстраниться от него в такой момент? Он же таких дров наломает! Но на самом деле родитель боится признаться, что на самом деле он уже ничего не контролирует, а ребёнок уже "сорвался с поводка".
Если родители находят в себе силы отстраниться и занять нейтрально-доброжелательную позицию по отношению к ребёнку, то, пожив два-три года в состоянии протеста и разрушения, он становится взрослым. Трудно, тяжело, но становится. Возможно даже за это время он разрушит то, что так долго и заботливо создавали ему родители. Тогда ему придётся начинать всё сначала. Это тоже будет нелегко. Но это будет Его жизнь. Пусть и неправильная с точки зрения родителей. Только в своей жизни у человека есть шанс быть счастливым. В чужой жизни — нет.
"Догонялки" с мужчиной: как убегать, чтобы он завоёвывал
Представь себе ситуацию: охотник собирается в лес за добычей, берёт ружьё, бодрым шагом направляется в самую глушь и вдруг видит — на тропинке сидит заяц. Охотник уверен — сейчас начнётся что-то интересное! Его захлёстывает азарт и предвкушение...