Заниженная и завышенная самооценка: причины и признаки. Как научиться адекватно себя оценивать?
17675
0
0
17675
0
0
В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:
Детские травмы, причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.
Эдипов период. Возраст от 3 до 6–7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.
Подростковый период. Возраст 13 до 17–18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"
Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.
Некоторые паттерны поведения родителей, которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.
Единственный ребёнок в семье, когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.
Низкая оценка родителями и родными ребёнка, его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.
Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.
Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.
Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.
Гиперопека, чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).
Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.
Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.
Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.
В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.
Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:Быть. Делать. Иметь.
Что это значит?
"Иметь" — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.
"Делать" — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.
"Быть" — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.
В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.
К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.
Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.
Удачи вам в ваших начинаниях!
С уважением, автор.
Психология нищеты и проблем с деньгами
Сегодня мне хотелось бы поговорить о нищете или таких сценариях, как постоянные проблемы с деньгами. Такая серьёзная и весьма волнующая ситуация в той или иной степени касалась хоть раз каждого из нас. При этом можно выделить несколько типичных...
Чувство вины и чувство ответственности — две стороны одной "медали"?
Эта тема такая же извечная, как и серьёзная. Чувство вины разрушает нас изнутри. Оно делает нас марионетками, безвольными пешками в играх других людей. Именно на него, как на крючок, ловят нас манипуляторы. Но вряд ли вы задумывались над тем, что...
Манипуляции и манипуляторы: как понять, что вами управляют, и не попасть "на крючок"?
В этом мире достаточно много людей, которые обладают и вовсю пользуются своим умением вести за собой окружающих. И главное тут — правильно и своевременно определить, в чьих интересах действуют — общих, ваших или, может быть, вообще своих? Вы...
Одинокая я, психология одиночества
Умница-красавица, но до сих пор одна… Сегодня мне бы хотелось поднять именно эту тему. Женщины из числа моих клиентов, знакомых и друзей, часто задают мне вопросы о возможных причинах своего одиночества. Ниже и выделила наиболее типичные ситуации,...
Каждое пространство, в котором мы находимся, обладает определённой вибрацией. Это значит, что оно аккумулирует определенную энергию , которая влияет на его обитателей. По этой причине крайне важно, чтобы эта среда была как можно более чистой и...
Ко мне, из другого города, приехала женщина на обучение практике "Интуитивной Кристальной раскладке" для просмотра прошлых воплощений с помощью кристаллов. Назовём её Ольга (имя изменено). Она была очень взволнована и расстроена своими семейными...
Как реагировать на мужские неудачи в постели? И кто или что с нами в постели всегда?
Как правильно реагировать на мужские неудачи в постели, чтобы сохранить отношения и не обидеть партнёра Была у меня одна знакомая, у которой муж делал в постели все для ее удовольствия , но иногда он сам его при этом не получал. Если так...
А ваш Внутренний Ребенок, нуждается в исцелении?
Друзья, вы можете себе ответить на один простой вопрос: "Ваш Внутренний Ребенок, нуждается в исцелении?" Если ответ вам неизвестен, то спросите у себя: "Я счастлив/ва?" Если ответ НЕТ , то стоит позаботиться о своем Внутреннем Ребенке....