Зачем задавать вопросы?
461
0
0
461
0
0
Поскольку я психолог, то постоянно задаю вопросы людям. Вопросы мои разнообразны, порой провокационны и даже неприятны. Но у них всегда одна цель — помочь человеку увидеть себя, а именно, свои скрытые потаённые неосознаваемые мотивы и убеждения.
Вопросов существует великое множество. Сегодня я хочу рассказать про два важных. Вопросы: "Почему?" и "Зачем?".
Я не случайно их выбрала. Дело в том, что люди, отвечая на эти вопросы, не редко путают их, дают неверный ответ себе и тем самым загоняют себя в неведение.
Как-то я смотрела один ролик на youtube, где терпеливый отец ждал, когда перестанет капризничать его маленькая дочка четырёх лет. Он ей всё время задавал вопросы: "Почему ты это делаешь?", "Зачем ты хочешь так?", "Почему ты не хочешь иначе?" Девочка отвечала, но, к сожалению, отец не слышал её ответов, пропускал их, принимая за подлинный вариант то, что она говорила. Я думаю, он сам не знал, какой ответ по форме должен быть на его поставленный вопрос.
Когда я задаю этот вопрос, то я хочу узнать причины случившегося. Ответ на этот вопрос, как правило, кроется в прошлом, что вполне логично, ведь причины не могут быть в настоящем или будущем, они всегда находятся в нашем прошлом. Пример:
— Почему ты пошёл в магазин?— Потому что дома нет хлеба, и я хочу его купить.
Причина отсутствия хлеба заставила человека пойти в магазин. Его знание об отсутствии хлеба существует из прошлого, из вчерашнего дня. Вчера он столкнулся с тем, что хлеба дома нет.
В моей работе психолога-консультанта вопрос "Почему?" звучит сложнее.
Женщина, средних лет, не может себя оценивать положительно. Любое своё действие или поступок либо обесценивает, либо находит только изъяны. Я задаю разные вопросы "Почему?".
— Почему так происходит?— Потому что меня так воспитали: "внимание надо заслужить весомыми делами".— Почему вы считаете, что ваш поступок (вернуть кошелёк владельцу) не заслуживает положительной оценки и внимания?— Потому что так делают все и должны так делать, в этом нет ничего выдающегося. — Почему не можете оценить себя положительно?— Потому что во мне ничего такого нет. Я такая с детства.
Если мы посмотрим на серию ответов, то все её объяснения связаны либо с причинами детства и воспитания, либо с причинами сложившегося характера, который тоже связан, как правило, с детством. Она без труда отвечает на эти вопросы и может себе объяснить, почему у неё это происходит. Если обобщить её ответ, то он будет звучать примерно так: "Потому что я ничего выдающегося не делаю, чтобы оценить себя положительно". Отсюда можно смело предположить, что "положительные оценки получают только особые люди, которые делают что-то выдающееся". А вот почему она думает, что положительные оценки получают только особые люди — это ответ уже другого уровня, на котором я бы не хотела останавливаться сейчас.
Этот вопрос про мотивы, цели и даже смыслы, которые находятся, как правило, в будущем. Очень часто люди на этот вопрос отвечают конструкцией "Потому что". Пример:
— Зачем ты сейчас лёг на диван?— Потому что я устал.
И вот мы видим, что человек не ответил на заданный вопрос. Я же не спрашиваю про причины, я спрашиваю про цель. Верный ответ должен начинаться либо с ответа "Затем" либо с "Для того чтобы". Пример:
— Зачем ты сейчас лёг на диван?— Затем, чтобы отдохнуть.
В данном ответе мы сразу видим цель человека. Он собирается отдохнуть. А причины этого отдыха — как раз та самая усталость.
Людям сложно отвечать на вопрос "Зачем?", потому что они его часто считывают как вопрос, который ставит под сомнения их цели и намерения. Вспомните, как часто реагируют люди, когда вы их спрашиваете: "А ты зачем это делаешь?". И человек отвечает: "А почему ты спрашиваешь? Не нужно что ли?" Как будто этот вопрос предполагает отказ от своего действия, цели или намерения. Совсем нет. Этот вопрос как раз помогает нам определять наши намерения, цели, делать их осмысленнее. Ведь, если мы не можем объяснить себе собственную цель или мотив своих же действий, то значит есть проблема: "Я что-то делаю и не знаю, зачем я это делаю". Это же странно, не правда ли?
Как-то я спросила своего ученика, который учится в старшей школе:
— Зачем ты собираешь эти наклейки?
— Потому что мне интересно, — получила стандартный ответ.
— Здорово, что тебе интересно, а делаешь-то это зачем? Интерес — это, скорее, твоя причина. А цель какая этой коллекции?
— Нет никакой цели. Просто хочу собрать коллекцию наклеек.
— Ладно. Соберёшь ты её. А дальше что? — продолжила настаивать я, — Зачем это всё?
— Я никогда не задавался этим вопросом — задумался он, а потом ответил. — Так странно, я не могу ответить сходу на этот вопрос, но он же простой. Я делаю это для того, чтобы себя чем-то занять, чтобы было хобби, чтобы можно было потратить своё свободное время на какое-то дело. Я никогда про это так не думал…
Стоило моему ученику только про это подумать, как он удивился сам себе. А ведь он занимался этим хобби уже несколько лет и даже не знал, зачем ему это. Далее, я, конечно же, поинтересовалась: "Почему так важно себя занять?", "Почему важно хобби?", "Зачем тратить своё свободное время?", но ответы на эти вопросы — это другая история. Скажу лишь, что коллекционировать он перестал, но стал тратить своё свободное время на создание маленьких роботов и увлёкся робототехникой, с чем впоследствии и связал свою жизнь.
Мы часто склонны что-то делать и не задавать к этому действию вопрос "Зачем?". Мы всегда точно знаем причины, но, к сожалению, редко знаем цель.
Причины и цель не могут быть одинаковыми. Я часто на своих лекциях и семинарах рассказываю историю, как видеть разницу между "Почему?" и "Зачем?". Вопрос "Зачем?" затрагивает совсем другой уровень.
Пример из моих лекций:
Конечно, вряд ли вам человек, когда вы его спросите: "Зачем ты заболел?" или "Зачем ты сломал ногу?", сразу ответит на такой вопрос. Нет, не ответит. Для этого нужно иметь развитую рефлексию[1]. А для того чтобы иметь рефлексию, нужно часто анализировать свои действия, поступки. Такому навыку, как рефлексия, нас, к сожалению, не учат в школе. Стоит признать, что, наверное, не учат нигде. Но это не значит, что мы обречены. Я, как человек, который работает с людьми, много раз видела, как люди учились отвечать на этот сложный вопрос, после чего могли понимать себя и свои поступки больше.
Один из простых способов научиться отвечать себе на вопрос "Зачем?" — больше наблюдать за собой, за теми изменениями, которые происходят вокруг вас. Например, в случае с мужем: каждый раз, когда он болел, его жена заботилась о нём, а когда он был здоровым — она не проявляла заботу.
Помните, что всегда за любым вашим действием, поступком и даже эмоцией стоит некая цель — вы точно зачем-то это делаете, даже, если вы думаете, что у этого только причины и нет цели.
Больше вам пониманий про себя и других!
С уважением, автор.
[1] Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей её почти нет, и у взрослого она не разовьётся, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы (психологический словарь).
Простые советы про отношения с людьми
Уточняйте понятия, фразы и смыслы этих понятий и фраз. Поскольку отношения — это всегда коммуникация и взаимодействия с людьми, то в коммуникации важно понимать, о чём идёт речь. Под одним и тем же словом разные люди могут понимать совершенно...