Каждую перемену мы с девчонками усаживались на батарею в углу класс и рассказывали истории. В школе было очень холодно, учились мы в пальто и шубах, и это была единственная батарея в классе, которая грела. Потом звонок разгонял нас по своим местам, но на протяжении всего урока я думала о том, какую историю расскажу на следующей перемене. О чем были истории, я не помню. Что такого интересного могли рассказать девочки 9–10 лет друг дружке? Но вот ощущение тепла, увлечённости, интереса и огромного удовольствия моя память сохранила.
Сейчас я взрослая, умная женщина, востребованный специалист и запускаю проект по Сторителлингу. Вопрос этот мне не задают, но я читаю его между строк и во взглядах — Зачем? Зачем собирать незнакомых людей, чтобы рассказать им истории? Зачем этому учить? А что, кто-то не умеет? Можно ли вообще научить рассказыванию истории? Зачем делать из всего этого проект? И т.д.
Скажу так: я чувствую, что это будет востребованным! Есть у меня такая профессиональная чуйка на перспективные темы. Подозреваю, что мои невидимые оппоненты только рассмеются такому аргументу, поэтому приведу ещё более рациональные доводы:
- Я не знаю более убедительного инструмента влияния, чем история! (Под "влиянием" можно читать: власть, продвижение, убеждение, продажи и т.д.) Происходит это потому, что слушая историю люди не чувствуют опасности, психологические защиты не срабатывают и история воздействует на самом глубоком психологическом уровне. Несколько месяцев назад я набирала группу на цикл вебинаров по работе с коллажем. С трудом набралось полгруппы и все, дни идут — желающих нет. Рождается идея — рассказать людям истории про мои собственные коллажи. К вечеру этого же дня группа была набрана.
- Передача информации через истории происходит во много раз быстрее, чем в сообщении. Эта информация обладает необычайной живучестью. Давным-давно я работала в системе образования, исполняла обязанности, заведующей детским садом. Однажды, во время новогодних праздников очень многие сотрудники сели на больничный, и мне пришлось сыграть на утренниках сразу несколько ролей. Утром я на празднике Зайчик, вечером — Баба Яга. Прошло много лет, но до сих пор по садам нашего района ходит история про заведующую, которая готова была заменить любого сотрудника.
- Истории уместны в самых разных сферах жизни — от управления коллективами и до воспитания детей, от дружеской компании и до чиновничьих кабинетов, от купе поезда и до высоких трибун Конференций. При помощи рассказанных историй мне удавалось получить предложения о сотрудничестве с институтами, газетами, центрами. История помогла мне пристроить бездомную дворнягу в хорошие руки и организовать субботник по уборке леса. Вы замечали, что очень часто люди или животные получают помощь только после того, как с ними произойдёт история? Вот бегает по улицам города никому не нужная собака, но стоит ей провалиться под лёд и быть спасённой — сразу появляются люди, которые захотят взять её себе!
- Рассказывание своих историй — способ осмысления собственной жизни. И ещё — показатель её осознанности. Человек считает свою жизнь скучной и однообразной, пока не встретится с другим человеком, который может из всякого пустяка сделать событие. И оказывается, что ты можешь быть интересным для окружающих людей только после того, как проявишь интерес к своей жизни! Большинство моих историй о том, что происходит почти с каждым. Я не проживаю жизнь в вечных путешествиях, моя профессия не героическая, я не вхожа в круги знаменитостей. Но у меня очень много историй, которые могут увлечь, порадовать, рассмешить, вызвать слезы. Я вижу в этом полноту жизни и мне досадно, когда люди этим пренебрегают.
- Истории всегда несут в себе универсальное послание. Оно в словах и в чувствах рассказчика. Если история затронула — она и про тебя. В рассказывании историй не бывает пассивной стороны. Рассказчик влияет на слушателей, те, в свою очередь, возвращают рассказчику энергию истории, увеличенную во много раз. Посмотрите на лица слушающих, их позы, послушайте смех, реплики, вздохи… Обычно после прослушивания истории хочется что-то сделать или самой рассказать историю. Однажды чужая история, просто прочитанная мною в журнале, стала причиной создания семейного бизнеса. Это был пневматический стрелковый тир, очень интересный и счастливый период в жизни нашей семьи.
Все сказанное выше относится к хорошим историям и хорошим рассказчикам. И сейчас я скажу ужасное — я считаю, что их не так уж и много. Со свойственной мне критичностью и методичностью подхожу к Сторителлингу, как к зоне развития и обучения. Я встречаю людей-балагуров: у них на каждый случай есть история. Ещё мне известны зануды, долго описывающие малоинтересные факты. И есть те, кто боится быть балагуром или занудой и предпочитает помалкивать. И всем им хочется одного — чтобы их слушали с интересом!
Да, рассказывать истории — это право, данное нам с рождения. Но наши родители и социум заботились о другом — мы учились наукам, формировали навыки, получали оценки, улучшали показатели, в том, что зачастую не используем в жизни. И вот такое нужное и полезное занятие, как рассказывание историй, сошло на нет. Начать рассказывать истории — значит вернуться себе естество. И так — в путь!