Йога 8 ступеней. Введение и глава 1
1791
0
0
1791
0
0
Первым делом, собираясь на практику важно искренне задать себе несколько вопросов. Эти вопросы особенно актуальны для тех, кто приходит на практику впервые, и суть их сводится к одному единственному: "Зачем?" Зачем я прихожу в зал? Зачем расстилаю ковёр? Хочу ли я этим что-то кому-то доказать? Миру? Себе? Что я хочу получить взамен потраченных мною усилий? Вариации ответов на них могут быть самые разнообразные: гибкость, здоровье, знание, контроль, спокойствие, понимание себя. Какие-то ответы будут более приближены к телу, какие-то менее, и все они, по сути своей, будут всего лишь проекцией и желаниями ума, а значит, существенной разницы между ними абсолютно никакой нет.
Аллегорически, ум сравнивают с возничим, а чувства и желания — с лошадьми, сметающими все на своём пути. Без мудрого советчика трудно выбрать правильное направление движения.
Первым делом, собираясь на практику очень важно, искренне, задать себе несколько вопросов. И эти же вопросы особенно актуальны для тех, кто преподает. Сейчас очень популярными становятся направления дающие людям то, что они хотят — комфортное ощущение контроля. Контроль над телом, контроль над дыханием, контроль над жизнью. Жар баталий между приверженцами разных стилей доходит до крайних, не допустимых для статуса "Йогин", вещей. Эгоизм, тщеславие, нарциссизм — эти качества как маленькие, непослушные дети пытаются самоутвердиться, среди мира взрослых идей и понятий. Для "Йогина", подверженного влиянию этих пагубных концепций, самоутверждение — единственное, что остаётся для ощущения движения. Зачем? Зачем я прихожу в этот зал? Зачем расстилаю ковёр? Хочу ли я этим что-то кому-то доказать? Миру? Себе? Людям?
Суть мира не меняется, в какой бы цвет его не перекрасило наше эго. Истина всегда одна и имя её всем очень хорошо известно. Маленькими, порою эгоистичными, тщеславными, самовлюблёнными детьми мы начинаем движение к ней, чтобы однажды прийти седовласыми старцами, смотрящими на мир глазами полными сострадательной мудрости. Рано или поздно, но в все пути и дороги выведут нас к одной цели, к одному имени, и мы все его знаем. Знаем, потому, что мы не первые кто идёт этой дорогой, мы не первые кто встал на эту тропу.
Каждый наш шаг уже был отмерен и взвешен, каждое слово — сказано, а каждое действие — сделано и записано. Это сделали те, кого мы называем: Мудрецы, Святые, Просветленные. Они — кто, как и мы, когда-то молитвенно вопрошали, они — кто, как и мы мучились поиском вечных истин и Пути, они — кто, как и мы начинали этот путь маленькими детьми. Эти мудрецы, шаг за шагом в своём развитии прошли этот эволюционный путь, и этот путь они милостиво записали, и этот путь они в глубоком сострадании предлагают нам. И, конечно, мы не обязаны их слушать, мы не обязаны действовать именно так, как они говорят. Однако универсальность этого пути такова, что, сколько бы мы не бродили в своих размышлениях, стремлениях и желаниях (дни, месяцы, годы, жизни), мы обязательно придём на туже протоптанную тропинку, которой тысячи ли лет назад уже кто-то ходил. Это неизбежно.
Развивающееся сознание проходит одни и те же эволюционные шаги и Йога 8 ступеней это не учение определяющее цель, путь и средства её достижения. Это не мемуары, собрания древних сочинений о путях возможного. Йога 8 ступеней — это уже состоявшийся факт.
Автор "Учения о 8 ступенях" — мудрец Патанджали (по сути приведший все знание к общему знаменателю), предрекает нашему сознанию, посредством ума, претерпевать последовательно 8 базовых изменений, итог которых — неизменен.
И по сути своей не важно, сколько ступеней. Их может быть 2, 8, или 10, порядок будет соблюдён сам собою, автоматически, потому что такова истина и это уже свершившийся факт. Эти ступени не дают выбора и что-то из них нельзя "не пройти", потому что "прохождение" это не действие, отмеряемое от точки или совершаемое умом. Эти процессы не начинаются с момента прочтения "Йога Сутр Патанджали" и не заканчиваются завершающим практику поклоном. Этот процесс автоматически возобновился с первым вздохом, и последовательно идёт своим чередом. Шаг за шагом сознание проходит через 8 ступеней на пути к единству.
Единожды, когда-то молитвенно устремив свой взор к Высшей истине, мы посеяли росток в благодатную почву внутренних устремлений. Дорога проложена, остаётся только лишь проживать и "наблюдать" как сознание последовательно переживает 8 стадий освобождающей трансформации. Трансформации, превращающей порою оголтелого, самовлюблённого юнца, в исполненного сострадательной мудрости седовласого старца.
Часть 1. "За что мне это?"
Перед тем как начать раскрывать перед вами первую часть, я бы хотел обратить ваше внимание на особую книгу. Эта книга написана великим святым йогом Шри Юктешваром Гири и называется она "Святая Наука". Именно эта книга послужила мне вдохновением при написании размышлений. Схему, которую я буду плавно раскрывать перед вами, я беру именно оттуда. Обязательно прочитайте её сами, медленно и вдумчиво.
Давайте, наконец, перейдём к непосредственному рассмотрению этих ступеней. Как мы поняли из введения: сознание последовательно проходит через 8 ступеней трансформации и Йога Сутры — есть в большей степени наблюдение, чем призыв к какому-то определённому действию.
Не секрет, что человеческое сознание, как и мир вокруг, всегда находится в непрерывном движении. Подобно маятнику, наши внутренние устремления каждую секунду меняют своё направление, отклоняясь то в одну, то в другую сторону. С одной стороны, человек (порою так радостно) тянется к удовлетворению мирских желаний и потребностей, с другой стороны (и радости, кстати, от этого бывает намного меньше) — разочарованный в бренности бытия устремляет свой полный вопросов взор к Вечности.
Нужно ли говорить о том, как же порою всё кажется не справедливым! Не справедлив мир вокруг нас, наполненный болью, преступлениями и страданиями. Нужно ли говорить о том, что люди окружающие нас, близкие люди, бывают, так не заслуженно жестоки. Как часто сердце в недоумении разрывается между любовью и обидой? Однако, всё это меркнет по сравнению с предательством, которое совершает наш самый близкий друг — тело. Этот удар всегда неожиданный и всегда в спину.
Согласитесь ли вы, что мы вспоминаем о чем-то важном и вечном только тогда, когда испытываем сильную физическую боль и душевную муку. И чем они (боль и мука) больше, тем яростнее звучит вопрос, обращённый к небу, к Вечности, к Богу: "За что мне это?"
В попытках исправить сложившуюся ситуацию человек, наконец, обращается к последней соломинке, на какое-то время, вкладывая в неё все силы, все средства и все устремления. И так до следующего раза.
Сознание всегда находится в непрерывном движении, раскачиваясь как маятник то в одну, то в другую сторону. Так происходит, потому что само Мироустройство (как внешнее, так и внутреннее) присутствует в нас как 2 вечных, непримиримых движения. Одно движение (условно) направлено вверх, и воспаряет сознание к вечным истинам, вечному поиску, вечным вопросам. Другое — погружает сознание обратно в бренное тело и мир полный наслаждениями, удовольствия и страданий.
Давайте изобразим это на графике, взяв за отправные точки 2 устремления нашего сознания. Одно из них мы назовём ум, и направим его вниз к телу, а второе мы назовём интеллект (или разум) и направим его вверх к Богу.
Когда человек обращает свой взор к вечным истинамдостаточно одного лишь призыва, искренней молитвы, вопроса, пусть и произнесённого под давлением внешних или внутренних обстоятельств.
С этого момента человек встаёт на тропу познания, где, как мы уже знаем, его уже ждут 8 базовых трансформаций. Обратите внимание, что мы ведём речь не о личности (эго), с присущей ей привязкой к половым признакам, имени, характеру, положению в обществе, образованию и т.д. Мы говорим о сознании, подозревая, что оно претерпевает изменения не одно физическое воплощение.
Давайте, теперь, назовём эти 8 ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Собственно вот они!
Ну и что из всего этого может быть понятно обычному, нормальному человеку, только-только пытающемуся разобраться в вечных "понятиях"?
Ничего, наверное. Просто набор звуков, которые и произносить то сложно. Однако, раскрывая перед вами эту главу, я наглядно, на примере первых двух ступенек, попробую показать не только их простоту, но и близость к каждому. Близость, которая идёт ещё из далёкого "детства".
Часть 2. 10 заповедей православного йогина.
Как мы можем видеть первые две ступени духовной трансформации это: Яма и Нияма.
При толковании этих ступеней практически все комментаторы делают одни и те же акценты: Яма и Нияма — это морально-этические правила и нормы поведения как внутри себя, так и снаружи.
Это начало любого духовного пути и разве могло быть иначе? Можно ли выстроить прочный дом духовных устремлений, не имея под ногами хорошего твёрдого фундамента морали? Имея под ногами такую опору, не будет страшен пронизывающий холод невежества. Такой дом не раскачают ни ветра, ни бури мирских желаний, он выстоит в любую непогоду. Не удивительно, что первые трансформации, которые претерпевает человеческое сознание, заключены в понимании того что есть "хорошо" и "плохо".
Вы могли бы оспорить это моё утверждение, указав на то, что "хорошо" и "плохо" являются всего лишь производными человеческого ума, что у каждого своё понимание о добре и зле и что очень многие по-настоящему жестокие вещи в этом мире делаются под лозунгами "борьбы за мир". В какой-то мере это действительно так: добро и зло — это всего лишь формулы, наблюдения, концепции во многом определяемые внутренними устремлениями конкретного индивидуума. Однако я хочу напомнить вам, что истина всегда одна, она абсолютна и неизменна. Можно строить любые умозаключения, наполняя их противоположными смыслами, однако, когда человек выходит на улицу он быстро отрезвляется.
Само Мироустройство с рождения заключило нас в эти рамки, предоставив правила и нормы поведения, находящие отголоски практически во всех цивилизованных государствах и мировых религиях. В социальной жизни выход за правовые нормы определяется словомпреступление, в религиозной жизни — грех. Окружающая нас среда обязывает действовать в соответствии с этими правилами, которые мы вынуждены соблюдать, если хотим иметь стабильное будущее.
Я хочу ещё раз напомнить вам, что Йога Сутры — это не навязывание норм, это наблюдение о неизбежности их принятия для последующего духовного прогресса. Бездумное накладывание на себя запретов, лишь только потому, что так написано, влечёт за собою только эгоизм, тщеславие, боль и разочарование. В погоне за мнимым прохождением мнимых ступеней, чтобы, естественно, поскорее перейти к более высоким, люди накладывают на себя мыслимые и не мыслимые ограничения. Накладывают на себя обеты безбрачия, будучи от природы сексуально увлечёнными натурами, пытаются говорить всем без разбора правду, сея вокруг близких лишь боль и обиду. Разрушаются семьи, "праведно" обрываются дружеские связи, травмируется тело, калечится душа лишь только для того, чтобы выставить перед другими на показ свои регалии и достижения. Я йог, я вегетарианец, я просветлённый, я…, я…, я…
Когда мы говорим о морали, мы должны понимать что духовный раствор (фундамент) должен ещё схватиться, он должен ещё простоять некоторое время, возможно, немножко осесть, где то, возможно, придётся его поправить, и только после этой некоторой выдержки можно начинать строить дальше. Поэтому когда мы говорим о нормах морали, мы будем подозревать, что она (мораль) претерпевает выдержку, изменения и утверждение не одно воплощение.
Итак, как я уже сказал, выход за правовые нормы определяется словом преступление, выход за религиозные нормы — грех. Мы не будем цепляться за эти слова и сделаем акцент лишь на том, что эти правила с детства всем нам знакомы, т.е. сама среда воспитывает нас в соответствии с общепринятым порядком.
И перед тем как познакомить вас с самими принципами Ямы и Ниямы я бы хотел вспомнить близкие всем нам 10 ветхозаветных заповедей.
Не смотря на то, что многие из нас с детства воспитаны в православной культуре, опыт показывает, что люди не могут назвать и 4-х. Многие относят это к некоему колориту русской души, когда вера находится в крови и является нечто большим, нежели простые слова, однако, является ли это достаточным оправданием для не знания основ своей веры, которую многие так яростно отстаивают? В этих заповедях все просто и понятно, они интуитивно доступны. Почему же мы их не помним, почему не изучаем? Возможно потому что в них нет того притягательного восточного колорита, который так манит сознание адептов "мистически-духовных" практик. Что колоритного в 10 заповедях? Ведь гораздо притягательнее и интереснее разбираться в понимании сути первых двух ступеней Йоги. Так давайте обозначим и их:
Яма (внешние правила поведения):
Нияма (внутренние правила поведения):
Итак, мы, наконец, обозначили и разобрали первые две ступени.
Теперь давайте задумаемся, а можем ли мы провести параллели между 10 заповедями Моисея и приведёнными выше правилами Ямы, Ниямы. Ведь если это возможно, хотя бы на 50%, то можно говорить не только о некоторой схожести двух непримиримых в уме учений, но и, в виду этого, отсутствии исключительности йоги перед другими, в том числе и религиозными путями.
Итак, первая заповедь: "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим", это заповедь говорит нам, что вся человеческая деятельность должна быть посвящена Богу. Только одна цель — Бог и никто и ничто в этом мире не может быть важнее. Проводя первую параллель мы видим 5-ую ступень Ниямы — Ишвара-пранидхана, которая помимо указания того же, говорит ещё и о том, куда в первую очередь стоит направить свой поиск.
Вторая заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли". Эта заповедь свидетельствует о соблюдении чистоты внутренней и внешней. В попытке поиска пути, мы часто следуем разным наставлениям гуру, разным учениям и ритуалам, постепенно переполняясь знаниями. Избыток этой, порою ненужной нам информации, загрязняет как тело, так и сознание. Стоит ли говорить о современной масс-медиа культуре? Итак, эта заповедь говорит о чистоте, что точно соотносится с первой заповедью Ниямы — Шауча.
Третья заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания". Как в практике йоги называют ограничения, дисциплину и усердие, которые накладываются на практика собою или кем либо? Тапас, и это третья заповедь Ниямы.
Четвёртая заповедь: "Помни день субботний, чтобы святить его". Чтобы провести параллели с Йогой достаточно вспомнить, что в святой день показано делать верующему. В этот день принято ходить в церковь, читать писание, молиться и все свои устремления направлять на познание Бога. Это прямо соответствует 4-ой ступени Ниямы — Свадьяя.
Пятая заповедь: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле". Это последняя заповедь Ниямы, которая звучит как Сантоша. Эта заповедь обозначает необходимость понимание основных законов и принципов материального мира. Отец и Мать здесь аллегорически представляют собой Бога (сознание) и Природу (тело). Знания того что в нас есть от времени, а что от вечности необходимы для истинной мудрости. Эта мудрость понимания сути вещей ("Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мёртвых", — Бхагавадгита гл.2, текст 11) и даёт сознанию неисчерпаемое чувство счастья, покоя и радости ("… продлились дни твои на земле") о которой говорится во второй заповеди Ниямы — Сантоша.
Мы с Вами прошли первые 5 ветхозаветных заповедей и увидели, что они полностью соответствуют 5 заповедям Ниямы — 2 ступени йоги. Таким образом, упомянутые выше 50% соответствия уже достигнуты.
Давайте перейдём к остальным 5 и сравним их с 5 заповедями 1 ступени йоги — Ямы:
Мы рассмотрели с вами 5 оставшихся ступеней Ямы и насколько я могу судить у нас 100% совпадение. И даже если вы пока ещё, может быть, сомневаетесь по отдельным пунктам, согласитесь ли вы со мною, что древнее свидетельство о пути развития — Йога, практически полностью говорит с нами на языке ветхозаветных заповедей.
В заключении первой части объяснения я бы хотел ещё раз обратить ваше внимание на несколько выводов, сделанных нами по ходу рассказа первой части.
Самый главный вывод, сделанный нами: нет исключительного пути. Желание придать важность тому, чем ты сейчас занимаешь, свидетельствует лишь о недостаточной уверенности в этом. На примере 10 заповедей и 2-х первых принципов Йоги мы увидели, что фундамент, на котором произрастают духовные устремление, — един во всех духовных дисциплинах, не важно, религия это или рассматриваемая нами практика йоги. Формирование этих принципов происходит автоматически с детства, и в этом нам помогает окружающая нас действительность. Получается, что вы знали о самом главном ещё с момента вашего рождения. В попытке поиска себя и погоней за модными восточными философиями мы, в итоге, приходим к тому, что всегда было перед нашим носом. Что не давало нам открыть эту книгу (я говорю в частности о Ветхом или Новом Завете), прочитать и также неистово целеустремлённо следовать? Что не даёт нам изучать, доказывать, спорить в неправильности понимания 10 вечных принципов записанных Моисеем у горы Синай? Просто это не модно.
Гораздо проще сказать "Это религиозная устаревшая ересь" и удариться в ещё одно древнее восточное учение, суть которого все те же базовые 10 принципов. Поэтому, никогда не плюйте в колодец, из которого всё равно предстоит пить.
На этом я заканчиваю объяснение первой главы и постепенно перехожу к следующей. Во второй главе я продолжу объяснение нижней части диаграммы книги Свами Юктешвара Гири "Святая Наука", которую я по-прежнему, настоятельно советую прочитать.
Изгнание торгующих из храма, или честность по отношению к себе
… Более я не погружаюсь и не рассуждаю на темы чакр, мистических энергий, энергетических блоков, считаю это размышлениями ума, уводящими меня от истины и делающими таким невероятно "особенным" в глазах других. Уходя от реальности в дебри сладких...
Второй принцип, или правило второй остановки
Пусть единственный вопрос, на который ты будешь искать ответ всем своим сердцем, будет — "Кто Я?" А кто ты? Что из того, что ты привык считать собою и своим в этом мире, является таковым на самом деле? Твоё тело? Характер? Личность? Что на самом...
Встреча команды "Самопознание.ру" с Учителем адвайта-веданты Мадукаром
28 августа состоялась встреча с Учителем адвайта-веданты Мадукаром "Кто Я?", мы посетили встречу с немецким Мастером и готовы поделиться с вами нашими ощущениями и мыслями. Алексей Ещё до того как пришёл Учитель в зале стояла достаточно...
Первый принцип, или правило первой остановки
Каждый человек всю свою жизнь пытается понять и постоянно спрашивает у Бога: "Зачем я был рождён. Какова цель моего пребывания здесь, какова цель моего существования". Давайте посмотрим с другой стороны, за отправную точку взяв окружающую нас...
4 ночных кошмара у взрослых и детей: что они означают?
Почему вам снится падение в бездну, встреча с умершими или апокалипсис? 🤔 Эти сны — не просто фантазии, а послания вашего подсознания, которые могут предостеречь вас от опасностей и помочь избежать серьезных жизненных ошибок. Кто на самом деле те...
Скрытые Тени: Страх стыда и Стыд стыда
Более сложные для переживания чувства – это страх стыда и стыд стыда. Эти два взаимосвязанных понятия, которые играют важную роль в нашем эмоциональном и социальном функционировании. Они могут оказывать значительное влияние на наше поведение,...
Е.И.Рерих - изменения космические и земные. Пояснения к теме перехода (В помощь искателям!)
Здравия всем читателям! Продолжаем раскрывать некоторые Истины, в помощь начинающим искателям, в свете Огненной Йоги от Е.И.Рерих. На данную тему у меня много статей. Те, кто следят - в курсе. Но тут более глубинно информация передана....
Стыд: понимание и преодоление эмоции
Стыд — это сложная и многогранная эмоция, которая может оказывать значительное влияние на нашу жизнь. Понимание его природы и применение эффективных стратегий для его преодоления могут помочь улучшить качество жизни, восстановить уверенность в...