Является ли стыд признаком совестливого человека?
659
0
0
659
0
0
Со стыдом мы знакомимся в самом раннем детстве. До двух с половиной лет ребёнок не поддаётся никакому воспитанию. Его ум ещё не способен воспринимать ограничения никак, кроме страха. А это значит, что вся коммуникация общества с ним строится на активации его инстинктивных реакций.
Задача родителей убедить ребёнка в том, что мир вокруг него может оказаться опасным. Тогда он становится осторожным. Как это сказывается на развитии личности, мы обсудим в следующей статье.
А сейчас я хочу рассказать, что происходит чуть позже.
А позже у родителей появляется задача научить ребёнка ориентироваться в пространстве его жизни. Для этого необходимо выстроить систему ориентиров. Только опираясь на них, мы способны выстраивать собственный анализ ситуации.
Сначала весь мир ребёнка умещается в семье. Но с возраста четырёх лет нам приходится коммуницировать с внешним миром. Здесь начинается самое сложное для родителей. Потому что через взаимодействие ребёнка с миром, родители начинают получать обратную связь о том, какие они родители. То есть по поведению одного человека, общество судит о качествах других людей. И вот здесь кроется основное заблуждение.
Так как мы не понимаем, как правильно вести себя, чтобы все были довольны. И если до этого подстроиться под семью ещё как-то получается, по принципу "быть хорошим", то, как справиться в "большом мире" со своими желаниями, которые всегда идут наперекор общественной морали и этике, мы не знаем.
Здесь на помощь родителям и приходит стыд, как инструмент воспитания.
В своём незнании ребёнок абсолютно свободен в своих проявлениях, а значит, потенциально опасен. Тогда взрослые начинают действовать по принципу — "если что-то не так — ты плохой". "Плохой" можно менять на любую оценочную категорию: глупый, слабый, трусливый и так далее.
Это взаимодействие происходит уже по описанному бихевиористами* шаблону "раздражитель-реакция-закрепление". В этот момент когнитивные способности ребёнка уже значительно выше и сложнее. То есть в получении необходимого результата уже можно опираться на рефлексы.
Именно на их основании строится любая дрессура.
Здесь внутри каждого из нас и рождается убеждённость, что со мной что-то не так.
Я не такой…
Что формирует это установка? Она взращивает внутри нас чувство стыда. Что делает стыд? Он отнимает у нас радость жизни, силу и энергию.
Конечно, родители делают это не специально. Но результат плачевен в ста процентах случаев.
Как понять, что я подвержен стыду?
Это далеко не все показатели стыда.
Главная его задача лишить нас самости! То есть способности быть самим собой.
Стыд отнимает силы и лишает способности получать удовольствие от жизни, наслаждаться каждым мгновением и заставляет всё время гнаться за недостижимыми мечтами. Рождает в нас мысль о том, что когда-нибудь я дойду, достигну, получу, и тогда начнётся настоящая жизнь!
В заключение хочу сказать, что стыд — один из основных рычагов воздействия на нас со стороны окружающих.
Нельзя навсегда избавиться от стыда, но на тренинге мы учимся проживать его и возвращаться в моменты, когда он стал актуален, как способ ограничения.
В результате этой работы появляется возможность вернуть лёгкость и радость в свою жизнь.
Ну и, конечно, сделать свой секс таким, о каком вы можете мечтать. Ведь стыд связан с сексом в первую очередь.
* Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.
Часто на тренингах и личных консультациях мне приходилось сталкиваться с желанием человека "разобраться" с чувством вины. Слово разобраться я взял в кавычки по нескольким соображениям, но в основном из-за того, что это невозможно. И самое главное...
Каждый ребёнок приходит в этот мир, неся с собой свою индивидуальность!
Каждый ребёнок приходит в этот мир, неся с собой свою индивидуальность! Он рождается при помощи большого количества людей и благодаря стечению многих обстоятельств. Но даже несмотря на это, он личность, которая приходит сюда, чтобы пройти свой...