Вернуться на главную

Я прав, а ты ошибаешься

Дата публикации:
6 ноября 2012

5.0

(6)

722

0

0

Аватар специалиста Анна Паршина (Узбекова)

Анна Паршина (Узбекова)

автор

Я прав, а ты ошибаешься

А может ли вообще в разногласиях между людьми кто-то быть прав, а кто-то ошибаться? Как быть, когда между людьми обнаруживаются индивидуальные различия и обостряются индивидуальные противоречия?

В момент перехода на вторую фазу отношений (фазу конфронтации и установления индивидуальных различий), наши иллюзии и фантазии о человеке, возникшие при первом знакомстве, подвергаются атаке реальности, а первая естественная идеализация человека часто сменяется лёгким разочарованием или даже тяжёлым обесцениванием.

Физический иммунитет

На уровне физиологии мы устроены сходным образом. Когда наш организм различает чужеродные элементы внутри себя (вирусы, бактерии, клетки, пищу и пр.), он пытается либо ассимилировать эти элементы (сделать частью себя, как это происходит с пищей и водой), либо выкинуть (уничтожить) их.

Психологический иммунитет

На уровне отношений, когда мы обнаруживаем инаковость другого человека (что он отличается от нас реакциями, желаниями, задачами, морально — этическими нормами), первым возникающим чувством зачастую является неосознаваемый (или осознаваемый) страх/раздражение, а первой потребностью является желание быстрее устранить инаковость — либо, возникшие противоречия, либо самого человека (прервать контакт с ним).

Потребность в эмоциональной близости

Однако так же как мы нуждаемся в защите от всего чужого (в безопасности), так же нуждаемся мы и в питании — в пище и воде, в эмоциональной близости с другим человеком. На пути же к этой близости нам уготовлено преодолеть определённые препятствия, связанные с легализацией и принятием наших индивидуальных различий (адаптация к чужому). Чтобы сделать это наиболее успешно и наименее болезненно, необходимо иметь определённую смелость, устойчивость и конечно навыки.

Поиск "правильного ответа" как попытка снять эмоциональное напряжение

На мой взгляд, само возникновение у человека вопроса: "кто прав, а кто ошибается" является попыткой с помощью ответа на этот вопрос по — лёгкому снять проблему инаковости — эмоциональное напряжение от чужеродности другого. Ведь переживание чужеродности, различий с другим — трудно выносимо. Хочется быстрее снять свою тревогу, решив для себя одно из двух:

  • я не прав, но буду терпеть, продолжая контакт на чужих условиях, в полприсутствия;
  • я прав, и не учитываю с этого момента другого, продавливаю его, либо прерываю этот контакт.

Такие решения принять крайне просто, однако почти всегда неэффективно, так как подобные собственные решения часто НЕ переживается нами как достаточно убедительные, а эмоционально не приносит удовлетворения и успокоения.

Третейский судья — зачем?

Пока тревога от индивидуальных различий/противоречий остаётся, поиск решения продолжается, однако часто все в том же невротическом направлении. На этой фазе людям свойственно обращаться к третейскому судье. Этой функцией награждают как друзей/подруг/родственников, так и психологов, и даже настоящих судей — юристов: "Рассуди нас!"

Однако и вынесенный третейскими посторонними "приговор" (если те конечно берут на себя ответственность его выносить (лично я этого стараюсь избегать)), все равно не избавляет нашего героя от привкуса тревоги. Да и с чего бы?

Зачем же мы снова и снова задаёмся этим вопросом: "Кто прав, а кто ошибается", если любой ответ на этот вопрос не избавляет от переживаний?

Моральная правота и справедливость

Понятие правоты в нашем сознании напрямую связано с понятием справедливости. А вот существует ли эта самая справедливость в реальности (справедлив ли мир?), или это наша идиллическая фантазия — большой вопрос! Учёные, между прочим, не пришли к согласию по этому вопросу.

Получается, что понятие справедливости вытекает из определённой мировоззренческой позиции — веры человека в существование объективной реальности. Согласно словарю, объективная реальность — это существование мира независимо от сознания человека (то есть субъекта). Однако, вот вы, верите на 100%, что ваши отношения с каким-то человеком объективно являются хорошими? И если да, то кто решает, что они такие есть? И, если это решает какой-то субъект, то существует ли эта самая объективная реальность?

Пример: Есть убеждение: "Справедливо помочь другу в трудной ситуации". Если же кто-то не помог, значит, он не прав? Объективно не прав (заслуживает наказания)? И если всё же не объективно, а субъективно, то друг, которому не помогли, вправе ли наказать нарушителя, например, лишить его своего общества, напакостить ему в ответ, требовать возмездия?

Именно такие вопросы и дилеммы очень характерны для людей, находящихся (или, подзастрявших) на второй фазе развития любых отношений — фазе конфронтации и установления индивидуальных различий.

Так существует ли объективная реальность и правота вообще?

Философский реализм, утверждающий наличие объективного существования реальности говорит нам, что реальность открывается человеком в процессе познания. Если проще, то объективная реальность существует, просто мы не все про неё знаем. Однако кто-то знает больше, лучше, и точнее других, а кто-то меньше. А значит, кто-то прав, а кто-то нет?!

У каждого своя реальность?

Однако существует и другой взгляд на реальность. Многие философские, религиозные и психологические направления придерживается той позиции, что существует лишь субъективная реальность каждого отдельного индивидА. Проще говоря, это значит, у меня одна реальность, у вас другая, а у Иван Иваныча третья, и так далее.

Например, в субъективной реальности человека, оказавшегося в трудной ситуации, есть представление, что друг ему должен помочь (дать денег, приехать среди ночи, рискнуть жизнью). В субъективной же реальности друга, который, допустим, не помог, таких понятий правоты и справедливости нет, а есть совсем другие понятия. Например:

  • друзьям в долг денег давать не надо, так как это портит дружбу (сам он дружбу сохраняет);
  • ситуация не показалась ему столь драматичной (поэтому он и не приехал среди ночи);
  • риск жизнью ради друга не принесёт другу спасения, зато собственные дети могут лишиться родителя (жизнь детей и собственная жизнь важнее жизни друга).4

и т.п.

Нет — объективному, да — очевидному

Феноменологический подход, на основе которого базируется и гештальт терапия (которую я практикую), утверждает, что реальность зависит от познавательной активности человека и конструируется в последней. Реальностью для нас является все, в существовании чего мы не сомневаемся. То, что мы видим, чувствуем, ощущаем, и то, как мы интерпретируем полученную таким непосредственным способом информацию — и есть наша субъективная реальность.

Нас много, реальность у каждого своя, и одновременно, она у нас общая. Объективной реальности не существует, а значит, каждый человек по-своему прав. При этом существует очевидность того, в чем нуждается каждый из нас, набор наших потребностей всеобщ и ограничен, а значит, путь к реализации потребностей каждого примерно одинаков для всех.

Два совершенно разных способа взаимоотношений вытекают из вышесказанного

1 способ:

Реалисты: "Объективная реальность существует". Отношения строятся на власти с подавлением. Либо я — ок, а ты — не ок, либо ты — ок, а я — не ок. Доминирует тот, кто доходчивее аргументирует свою позицию, выдав её за объективную (ок). Остальные мнения, взгляды и позиции игнорируются и/или подавляются, так как "не объективны".

Контраргумент: Олимпийские боги для древнего грека были такой же объективной реальностью, как и электрон для современного учёного. Ох уж, эта изменчивая объективность!

Как показывает практика, взгляды на то, что есть объективная реальность, постоянно меняются как на уровне науки, так и на уровне политики, морали, этики и пр.

Например, в советские времена в сознании большинства советских людей, мы были "впереди планеты всей", сейчас же большинство считает, что это было "70 лет застоя". Так как оно было объективно?

Получается, что объективная реальность — это больше вопрос веры, а вовсе не доказанный факт!

2 способ:

Феноменологи же говорят: "Существует лишь очевидность, окрашенная субъективными переживаниями". Так как нет единой для всех объективной правды, то каждый опирается на свою индивидуальную реальность — свои переживания и опыт, и позволяет другому опираться на свои. Отношения же строятся на взаимном уважении — я — ок и ты — ок.

Итак, если предположить, что существует лишь субъективно окрашенная очевидность каждого отдельного индивида, то, как же нам приходить к взаимопониманию друг с другом? И как у нас могут появиться даже фантазии, не говоря уже о вере в существование объективной реальности?

Разделяемая реальность

Когда две субъективных реальности встречаются и состыкуют свои взгляды, — происходит диалог, в результате которого субъективная реальность каждого из индивидов расширяется — у них может возникнуть (а может и не возникнуть) разделённая реальность. Возникшая разделённая реальность при этом вовсе не будет являться объективной, она будет таковой только для этих двоих, или, как вариант, для миллиарда людей.

Например, люди договорились называть определённый цвет красным — возникла разделённая реальность между большинством людей на планете: "Вот этот цвет — красный". Однако для дальтоника реальность все — же не будет являться таковой! Так как дальтоников в мире значительно меньше, чем не дальтоников, принято считать не дальтоников здоровыми и объективно правыми, якобы они точнее видят мир.

Однако так ли это было бы, если бы дальтоников в мире было большинство?

Практическая психология строится на двух основных постулатах

  1. Все люди — разные;
  2. Все люди — одинаковые.

Примерно также дело обстоит и с психологической реальностью, она и объективна, и субъективна одновременно. Несомненно есть потребности, свойственные каждому, единые для всех (как физиологические (воздух, вода, пища), так и психологические (безопасность, близость, автономия, признание) — то есть, эти потребности объективны. Однако их иерархия, пути к их достижению, способы удовлетворения индивидуальны и часто кардинально отличаются у различных индивидов — субъективны.

При отсутствии встречи и истинного диалога, при отсутствии стремления каждого из индивидов достичь разделённой реальности с другим (оказав на него влияние, поддавшись его влиянию, преобразовав и трансформировав свои представления, синхронизировав с представлениями другого), каждый из индивидов остаётся в своей субъективной и неразделённой с другим реальности.

В этот фрустрирующий и болезненный момент переживания неразделённой реальности, инаковости, и возникает часто наш псевдо — спасительный вопрос: "кто же прав, а кто ошибается?". Однако, ответ на него, как вы уже поняли, является ловушкой, так как не приводит к расширению сознания и возникновению разделённой реальности с другим, а приводит лишь к хронификации скрытой или явной конфронтации между этими людьми. И возникает-

Одиночество

В такой момент индивид может ощущать грусть одиночества, боль ненужности, злость не понятости, подвергать сомнению "истинность" своей реальности (я — не ок) или чужой (это он — не ок, это из-за него). И то, и другое никак не удовлетворяет потребность индивида в разделяемой реальности (близости) и не способствует ей. Переживание разрыва контакта субъективных реальностей бывает порой крайне болезненно.

Психологическая проблема заключается в чрезмерном крене в одну из сторон

  1. В сторону поиска "объективной" правоты (базируется на идее существования объективной реальности). Поиск, кто прав, а кто нет. — Сомнительная идея, что кто-то в принципе может быть прав в отношениях. Попытка насадить свою правоту другому, или объяснить себе неприемлемое поведение другого своей неправотой.
  2. В сторону чрезмерно субъективных выводов (слепота и глухота — либо к себе, либо к другому человеку). Сильное погружение в захлёстывающие субъективные переживания без исследовательских попыток сориентироваться в реально происходящем. Вера в то, что случиться может лишь то, что уже было в опыте (базируется на прошлом негативном опыте и обобщениях, сделанных на его основе) — если прежние мужчины обманывали женщину, то и новый тоже обязательно обманет. Неверие в опыт, которого человек не имел раньше.

Так есть ли ответ на вопрос: "Кто прав, а кто ошибается?"

  1. Ответа нет.
  2. Оба ошибаются. Ошибаются, считая себя или другого правым. Ошибаются, вообще ставя вопрос таким образом. Ошибаются, прерывая диалог преждевременно, НЕ достигнув разделяемой реальности и хронифицируя негативные чувства злости, гордости, пустоты, бессилия, унижения, грусти, непонятости и одиночества (на выбор).
  3. Оба правы:
  • Правы, что доверяют себе, поддерживают и отстаивают свою субъективную реальность.
  • Правы, что отвергают чуждые и неприемлемые взгляды.
  • Правы, что позволяют себе отходить, не вникая в детали чужой субъективной реальности, если не хочется.

Как вы, наверное, уже поняли, ответ индивидуален, и зависит от потребности (цели) человека. Ведь цель — достичь сотрудничества разделяемой реальности, или, цель — отстоять себя и быть устойчивым в своей автономии — различны! Первостепенно полезно эту свою цель — потребность осознать, прежде чем выбирать стратегию её достижения. Ведь может статься, что даже доказав свою правоту, человек продолжит страдать, так как на самом деле его потребностью было достижение разделяемой реальности и сотрудничества.

Возможно ли научиться грамотно реагировать на индивидуальные различия?

Если вы часто задаёте себе вопрос: "кто прав, а кто ошибается?", если конфронтация, установление индивидуальных различий, достижение уважительного партнёрского сотрудничества вам даётся сложно, то:

  • чтобы легче находить свой правильный ответ и отстаивать его;
  • чтобы лучше слышать и доверять себе — своей субъективной реальности;
  • а также яснее слышать и понимать другого;
  • чтобы устанавливать близость, вести диалог, достигая разделяемой реальности;
  • а когда хочется, спокойно отходить от ненужных вам пререканий.

Приглашаю к себе в терапевтическую группу или на индивидуальную терапию.

Кто обращается в России к психологам?

Кстати, согласно исследованиям, в нашей стране России к психологам практически не обращаются те, кто действительно психически нездоров (серьёзный невроз, пограничные психические расстройства, асоциальные личности).

Моя практика эти исследования вполне подтверждает — обращаются ко мне самые что ни наесть психически здоровые и личностно развитые люди, которые просекли, чтоиндивидуальная и "групповая психотерапия позволяет серьёзно повысить качество их отношений и жизни в целом во всех её сферах. Те, кто задают себе важные вопросы и ищут на них глубокие и удовлетворяющие ответы.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Пустота в отношениях

5.0

Аватар специалиста Анна Паршина (Узбекова)

Анна Паршина (Узбекова)

Пустота в отношениях

"Снежная королева сказала ему: если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господином, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков. Но он никак не мог его сложить" — Г.К. Андерсон. Скука, лень, пустота в отношениях, чем её заполнить? Как эта...

Читать далее
Как изменить сценарий отношений?

5.0

Аватар специалиста Анна Паршина (Узбекова)

Анна Паршина (Узбекова)

Как изменить сценарий отношений?

Человек, который не хочет быть один, никогда не будет один В нашем перенаселённом мире все больше людей чувствуют себя одинокими, не понятыми, не поддержанными. Людей вокруг — море, однако, отношения складываются трудно. Очевидно, что потребность...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также