"Я — первоклассник!" или коротко о кризисе 7-ми лет!
171
0
0
171
0
0
Взросление ребёнка — процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром "устаревают", и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребёнка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребёнка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным — не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить…
Критические периоды, по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом, существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время (например, несколько месяцев), но за это время происходят фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в такие периоды носит стремительный, "революционный" характер, меняя ребёнка полностью в короткий срок.
Естественно, состояние самого ребёнка в эти периоды весьма нестабильно. Попробуйте себе вообразить что ваш, доселе используемый, способ существования себя изжил и нужно делать: то, чего вы не делали до этого; сталкиваться с тем, о чём и представить себе не могли раньше… Более того, как раньше, попросту больше нельзя! Вы же "уже взрослый"!.. Не удивительно, что о детях, находящихся в ситуации кризиса, многие родители говорят: "он сам не свой", "на него что-то нашло", "раньше мы с таким не сталкивались", "он стал очень капризным"…
Уважаемые родители, мы спешим вас успокоить — всё хорошо! То, что это происходит с вашим ребёнком, говорит о том, что он движется вперёд или, другими словами, взрослеет! Безусловно, ребёнок развивается и в стабильные периоды, но тогда взросление происходит медленно и очень плавно, в то время, как в период кризиса ребёнок как бы перешагивает на новый уровень, меняется полностью.
Психологи выделяют кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет и кризис подросткового возраста, как самые сложные. Из-за существенных изменений, происходящих во внутренней и внешней жизни ребёнка в эти периоды, они наиболее трудоёмки для самого ребёнка, а потому, наиболее ярко протекают и для его окружающих. В этой статье мы остановимся на кризисе 7-ми лет и попробуем разобраться, что именно происходит с ребёнком в этот период.
Кризис 7-ми лет связан, в первую очередь, с важнейшим событием в жизни ребёнка — его вступлением в новую социальную ситуацию, название которой — школа. Ребёнок впервые в жизни получает значимый социальный статус "ученик" — статус, который будет определять его положение в обществе на протяжении долгих десяти лет. Он впервые оказывается в ситуации, когда самостоятельно выстраиваются отношения с учителями и одноклассниками, когда надо самостоятельно выполнять домашние задания, заслуживая какие-то отметки, когда самые близкие люди то и дело повторяют ему: "ты уже взрослый"…
Всё это, безусловно, влияет на происходящие значимые изменения в личности ребёнка. В первую очередь, речь идёт об утрате детской непосредственности (между переживанием ребёнка и непосредственным поступком вклинивается "интеллектуальный момент"), из-за чего в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, искусственное… Ребёнок будто строит из себя шута, и это — его первый, ещё не совсем умелый, способ соответствовать доселе далёкому и чужому миру взрослых, в который сегодня он стал вхож. Ребёнок начинает различать мир собственных внутренних переживаний и отличать его от мира внешнего, начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчён", "я сердит", "я добрый", "я злой"… Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Точно также, как в 3 года ребёнок начинает осознавать, что помимо него самого, существует окружающий мир, от него отличный, семилетка открывает факт своих переживаний. Переживания приобретают смысл и возникает аффективное обобщение, логика чувств. Результатом всего этого является первая борьба мотивов, когда ребёнок становится способным осуществить свой первый, по-настоящему самостоятельный выбор, пусть даже относительно того, какую одну конфету из двух взять! Но самое главное — у ребёнка меняется отношение к среде, а значит, и сама среда. В связи с этим, меняется ход детского развития и наступает его новая эпоха!
Всё вышесказанное является кратким и немного идеализированным описанием того, что происходит в жизни ребёнка в период кризиса 7-ми лет. Идеализированным потому, что ребёнок на своём пути встречается с большим количеством трудностей, которые у него есть возможность, и не преодолеть… Напомним, что в период кризиса поведение ребёнка существенно меняется. Ребёнок теряет интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушает сложившиеся формы отношений с окружающими, отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные им ранее… Ребёнок становится "трудновоспитуемым", провоцируя соответствующую ответную реакцию окружающих его взрослых. Проявляются такие симптомы, как негативизм (нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый), упрямство (ребёнок настаивает на чём-либо просто потому, что он это потребовал), своеволие (желание всё делать самому).
Все эти поведенческие проявления имеют под собой одну и ту же основу — потребность ребёнка в социальном признании, его стремление к самостоятельности. Помогают им и такие поведенческие реакции, как протесты (ссоры с родителями по любому поводу) и обесценивание (ребёнок грубит, рвёт книжки, ломает игрушки).
Безусловно, кризисы могут протекать и относительно спокойно, однако, даже из самого послушного ребёнка, в этот период, может вылезти настоящий дьяволёнок — вот так неумело, и порой жестоко, борющийся за своё место под солнцем: социальное признание и самостоятельность. Кроме того, на место ранее значимых взрослых — родителей, приходят новые значимые лица — учителя и одноклассники. Таким образом, для ребёнка в этот период уже не так важно быть хорошим для мамы, появляются новые приоритеты…
Чем же может помочь родитель своему ребёнку в этот, не простой для него, жизненный период? В первую очередь, мы хотим подчеркнуть тот факт, что ребёнку в этот момент, несмотря на все его социально-неодобряемые действия, нужно именно помогать! Почему же? Да потому, что все вышеперечисленные симптомы — лишь неумелый, ещё совсем неловкий, способ ребёнка справиться с обрушившимися на него новыми задачами возраста! Если бы ребёнок мог справить с ними иначе — он бы обязательно справился! Но он пока что не умеет действовать как-то иначе! В такой период очень важно не воевать с ребёнком и не наказывать его за "симптомы кризиса". Постарайтесь понять причину его непослушания и помочь ему справиться с теми сложностями, которые не дают ему покоя! Для ребёнка в этот период очень важны поддержка, понимание, опора. Отмечайте его успехи, поощряйте самостоятельность, научите его с умом относиться к неудачам…
К сожалению, современная система школьного образования построена по принципу упора на интеллектуальное развитие, и вопросами эмоционального развития родителям приходится заниматься самостоятельно. Таким образом, и сам ребёнок, и родители, сталкивающиеся с непростой ситуацией его взросления, зачастую остаются один на один со своими проблемами.
Именно поэтому, на базе многих психологических центров, действуют различные тренинговые программы, имеющие основной целью, как раз, помощь ребёнку во вступлении в школьную жизнь. Благодаря таким программам, дети значительно проще справляются с кризисом 7-ми лет, а их родители получают знания о том, как они могут действительно помочь своему ребёнку, избавиться от негативных симптомов данного возраста, да и попросту отличить простое непослушание от особенностей кризиса.
Такие программы пользуются огромной популярностью, как среди взрослых, так и среди детей, не только благодаря собственным продуктивности и интересности, но и благодаря тому, что всё очевиднее становится факт — эмоциональное развитие ребёнка никак не может быть менее значимым, чем интеллектуальное развитие! И многие родители это, к счастью, чувствуют и понимают!..
Неприятные факты, с которых начался мой путь к исцелению и счастью
Неприятные факты, с которых когда-то давно начался мой путь к исцелению и счастью. Это был 2009 год, я была молодая и зелёная и очень хотела внимания и спасала всех подряд за это самое внимание. 1. Первый и очень болезненный факт, который дался...
Как укрепить внутреннюю опору и поверить в свои силы
Развитие уверенности в себе: как укрепить внутреннюю опору и поверить в свои силы. Уверенность в себе — это не просто громкие слова или маркетинговый крючок, за который нас цепляют, продавая курсы. Это внутренний фундамент, на котором строится...
Как найти гармонию между карьерой и личной жизнью: ключи к сохранению баланса
Как найти гармонию между карьерой и личной жизнью: ключи к сохранению баланса В какой-то момент многие понимают, что, несмотря на карьерные успехи, счастья и удовлетворенности жизнью не прибавляется. Постоянное напряжение, нехватка времени на...
Тревога и отношения: как тревожность портит близость и что с этим делать
Тревога и отношения: как тревожность портит близость и что с этим делать В начале отношений кажется, что проблем нет. Всё легко и круто, но по мере того, как растёт близость, в душу начинает закрадываться тревожное чувство. А вдруг что-то не так?...