Вернуться на главную

Взлётная полоса — тоже чёрного цвета

Дата публикации:
21 мая 2015

0

(0)

308

0

0

Аватар специалиста Твердовская Юна

Твердовская Юна

автор

Взлётная полоса — тоже чёрного цвета

Как часто жизнь подбрасывает вам новые возможности и шансы измениться? Думаю, ответы будут очень разными: от никогда до ежесекундно! Кому-то жизнь предлагает один шанс за другим, жизнь же других людей — борьба, найдутся и те, у кого жизнь — боль. Неужели мир устроен так несправедливо?! И как попасть в число счастливчиков?

Кто-то очищает карму, кто-то повышает биоэнергетику, есть те, кто смиренно принимает жизнь со всеми её прелестями и невзгодами. Многочисленные призывы и откровения продвинутых людей время от времени дают толчок к позитивным изменениям, но устойчивого результата, как правило, не приносят. Почему? В ходе практики психологических консультаций и работой с психотерапевтическими группами я часто наблюдаю следующую картину: человеку даётся шанс, который реально может внести изменения в его жизнь и ответить на его главный запрос, но человек, почему-то, не замечает этот шанс вовсе. В ходе индивидуальной практики, я, как психолог, акцентирую внимание клиента на шансе, который предлагает жизнь, но клиент моментально обесценивает этот шанс, придаёт ему другую смысловую окраску или трактует этот шанс совершенно иначе.

В группой терапии происходит почти то же самое: когда одни участники группы видят в некоторых событиях шанс изменить ситуацию, другие характеризуют эти же события как помеху или просто ничего незначащую обыденность. Заинтересовавшись вопросом, почему это происходит именно так, я, как психолог, провела свои исследования. Вот краткое резюме: По закону справедливости и распределения энергии, каждому человеку изначально даются равные возможности и шансы. Ограничивать же свою реальность и возможности мы начинаем в детстве под влиянием родителей, нянь, бабушек, воспитателей, учителей, а во взрослой жизни продолжаем это делать уже самостоятельно. Вот посмотрите, как родители, общество и, вслед за ними, мы сами ограждаем себя от новых возможностей: слова мамы, которые слышал почти каждый в детстве, и которые записались в нашем подсознании: "Не бегай — упадёшь!" (Ограничивающее убеждение, которое влияет на скорость не только передвижения в детстве, но и принятия решений во взрослой жизни. Человек с таким убеждением пропустит мимо добрую половину предлагаемых жизнью шансов только из-за того, что не сможет быстро среагировать на новые возможности!).

Мама приводит ребёнка в школу танцев, а ей говорят, что ребёнок никогда не будет танцевать, потому что у него нет способностей (ограничивающее убеждение, которое влияет на желание добиваться своих целей и заниматься тем, чем хочется, а не тем, чем легче или что получается лучше. Человек с таким опытом и убеждением пассивно относится к жизни и, заметив новые возможности, скорее всего, откажется от них: "Это не для меня, у меня нет способностей"). Ситуация в песочнице, когда мальчик оттолкнул девочку или силой отнял у неё игрушку, и реакция мамы-няни-бабушки в виде слов: "Он плохой мальчик, не дружи с ним" (установка, которая зацепившись в подсознании, будет ограничивать круг возможных партнёров как в личной, так и в деловой жизни, причём скорее всего у обоих участников ситуации: и у мальчика, и у девочки. Эти люди во взрослой жизни будут отказываться от общения с теми партнёрами, действия и реакции которых не соответствуют их ожиданиям, тем самым ощутимо сужая круг своего общения). Слова взрослых, адресованные детям: "Мужчины не плачут" или "какая ты некрасивая, когда ревёшь" (запрет на выражение своих эмоций и чувств. Такие люди упускают множество шансов в жизни лишь от того, что во время не могут выразить свои эмоции и чувства, что затрудняет общение с другими людьми, препятствует понимаю друг друга, создаёт изоляцию как от людей, так и от предлагаемых жизнью шансов).

Этих примеров — масса, есть среди них общие установки, но есть и индивидуальные; есть те, что закрепились в нашем подсознании ещё в детстве, но есть и такие, которые сформировались уже во взрослом возрасте. В основе этих ограничивающих убеждений и установок лежат страхи: неудачи, отверженности, неизвестности и прочие. Именно эти ограничения лишают нас способности увидеть все шансы и возможности, которые ежесекундно предлагает нам жизнь. Избавившись лишь от части своих страхов, а как следствие, и от внутренних ограничений, мы получаем доступ к огромному количеству новых возможностей. Кончено, задуматься хорошо бы с самого начала — с момента зарождения новой жизни и уже с младенчества расширять пространство возможностей для своих детей. Потому что во взрослом возрасте недостаточным бывает просто избавиться от страхов, необходимо также натренировать новые паттерны поведения, сформировать новые привычки, вытеснив старые. Это — как от курения отказаться после 10-летнего стажа. Но если вы хотите получить доступ к новым горизонтам — надо избавиться от потолка, который вы получили в наследство или выстроили себе сами. Иногда случается так: жизнь посылает нам столько новых шансов и возможностей, что наш "потолок" начинает протекать, а то и вовсе обрушивается на нашу голову. Обычно такие периоды принято называть "чёрной полосой", я же предлагаю своим клиентам называть эту полосу взлётной.

Психология и психотерапияСамопознание

Другие статьи автора

Синдром Спящей Красавицы

5.0

Аватар специалиста Твердовская Юна

Твердовская Юна

Синдром Спящей Красавицы

Успешные, состоявшиеся в карьере и материально женщины, но с неустроенной личной жизнью, составляют как минимум треть клиентской аудитории психотерапевтов. А в крупных городах процент таких клиенток — гораздо выше. Их запросы, так или иначе,...

Читать далее
Несчастная любовь — удобная иллюзия

5.0

Аватар специалиста Твердовская Юна

Твердовская Юна

Несчастная любовь — удобная иллюзия

Осмелюсь утверждать, что с точки зрения психологии, несчастной любви не существует. Прекрасные книги, фильмы, картины и стихи, посвящённые теме несчастной любви посредством великой силы искусства, создают реалистичную иллюзию о том, что человек...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также