Встреча с личной травмой в расстановках. Как расстановщику создать необходимое пространство для работы с травмой
256
0
0
256
0
0
Я понимаю, что предстоит работа с личной травмой, если клиент, который ко мне сел, касается некоторых областей, которые в нашем общем пространстве ощущаются личным невыносимыми, и клиент с таких областей в запросе быстро соскакивает.
Я запоминаю "звоночки" как маяки, к которым мы отправимся позже с расстановкой. А сперва начинаю подготовку нашей диады (нашего общего пространства) ко встрече с травматичной областью. Прежде всего, я, как терапевт, должна находиться в ресурсном состоянии. Простейшее базовое: мне комфортно, мне безопасно, я сыта. Я прочно сижу на стуле и могу спокойно находиться рядом с тем, что происходит вокруг. Кроме того, за пределами нашей встречи с клиентом, у меня есть ресурсные места вроде личной терапии, вкусной еды и прочих радостей. Расстановщику важно быть в состоянии "хорошо" по многим причинам: чтобы не свалиться с клиентом в его травматичную область, иметь силы на порой долгую работу по сбору ресурсов клиента, а также (парадоксальное наблюдение), чтобы не тащить клиента в работу на себе: в истощённом состоянии нет сил на необходимую работу по сбору ресурсов, и проще тащить клиента на себе, пусть и с истощением потом, но всё же не пропасть в воронке травмы.
Когда я ощутила своё ресурсное состояние (на это может уйти несколько секунд), я распространяю своё состояние на всю диаду. Обращаю своё внимание на состояние клиента. Если вижу и чувствую, что ему небезопасно и некомфортно, помогаю эти состояния убрать по мере возможностей: предлагаю клиенту сесть поудобнее, согреться пледом, обложиться подушками, убрать от себя предметы, которые раздражают (эту работу необходимо также делать с полями, чтобы чувствовать, что действительно сейчас необходимо, не навязывая лишнего).
Когда состояние клиента становится более спокойным, начинается этап сбора полевых ресурсов: кто работает с картой рода "Птица", тот знает, как это происходит. Внутренне я становлюсь открытой к приходу ресурсов клиента, отрываю внутри себя пространство для прихода того, что нам сейчас необходимо для встречи с той областью, с которой раньше было трудно встречаться. Есть много систем, из которых можно ресурсы получить: личная, родовая, человеческая-коллективная, природная, божественная-архетипическая и откуда-то обязательно начинает приходить. Если клиент всё это время рассказывает, то у него могут начать всплывать истории, где можно ресурсы обнаружить. К примеру, о том, что для него ценно. (Человек со своими ценностями становится сильнее и яснее.) Различные смыслы. Доброе отношение окружающих. Личные успехи. Приятное времяпрепровождение на природе. Работающие молитвы и другие чудеса. Если клиент больше молчит, то расстановщик может расспросить клиента, что тот чувствует, нет ли каких всплывающих ситуаций? Можно в ресурсы призвать то хорошее, что происходит с клиентом прямо сейчас: что он на группе в приятной компании, что он хорошо выглядит и обладает хорошей улыбкой. Я верю, что всегда есть что-то, что может быть ресурсом здесь и сейчас, иначе вряд ли бы человек обратился за помощью.
В какой-то момент в диаде начинает ощущаться готовность клиента пройти к травматичной области. Клиент будто стал больше, сильнее и наполненнее. И тогда можно выставлять в поле фигуры из тех "звоночков", которые были в запросе или которые всплыли сейчас. В процессе расстановки нужно следить за сохранением комфортного и ресурсного состояния клиента. Так как ресурсы важно не только получать, но и сохранять, учитывая, что некоторые динамики направлены на слив ресурсов куда-то, как только будут получены. В завершение я хотела бы написать об опасности слияния фигуры расстановщика с тем, кто создаёт в жизни клиента комфортное состояние. Чтобы клиент вас не путал с таким человеком, важно всё время возвращать клиента к его ресурсам. Тем более, если расстановщик попал на эту роль, то в жизни клиента точно был кто-то, кто с ним так хорошо обращался.
При этом в некоторых случаях бывает целительным именно существование чужого человека (расстановщика), который может хорошо относиться к клиенту, как к человеку, просто так. Если в этот момент фокусироваться на том, что расстановщик-таки чужой человек, то риска слишком близкого слияния клиента и расстановщика, по-моему, нет.
(Многое из того, что написано выше, взято из работ Елены Веселаго и Светланы Яблонской).