Вернуться на главную

Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности

Дата публикации:
27 января 2015

0

(0)

301

0

0

Аватар специалиста Юлия Кроха

Юлия Кроха

автор

Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности

Современная психологическая наука часто оперирует понятием возрастного кризиса — тем инициатическим опытом, когда относительно стабильное течение жизни вдруг перестаёт удовлетворять нас. В это время клиенты обращаются с запросом: вроде бы всё хорошо, есть семья, дети, налаженный быт, построена карьера, но появляется внутреннее ощущение, что что-то идёт не так. Для меня эти слова — первый маркер назревающего возрастного кризиса.

Где мои семнадцать лет?

Ирвин Ялом, один из лучших психотерапевтов ХХ века, работающий и поныне, блестящий популяризатор психологии и автор по-настоящему трогающих за душу книг, в одной из своих работ "Экзистенциальная психотерапия" вывел четыре кризиса человеческой жизни: изоляции, бессмысленности, свободы и смерти. Существует интересная точка зрения о зависимости между возрастными и экзистенциальными кризисами.

  • Кризис изоляции, или одиночества

Характерен для первого возрастного кризиса взрослой жизни, 17 лет. В это время основная задача — отсепарироваться от родительской семьи и выбрать себе пару или остаться в одиночестве. Основной конфликт — интимность vs изоляция, сепарация vs зависимость. Главные вопрос — кто я? с кем я? Лучшая образ кризиса — веник, состоящий из отдельных прутиков, и яблоня, с которой падают созревшие плоды.

В это время обычно происходит подмена понятий: вместо того, чтобы решать возрастные проблемы, молодые люди должны выбрать себе направление деятельности на всю оставшуюся жизнь. Или за них его выбирают родители. Именно поэтому, мне кажется, многие клиенты в кризис 30 лет получают дополнительное образование и кардинально меняют профессию.

Кризис 17 лет характеризуется повышенной тревожностью и страхами: страхом не реализовать свой потенциал, боязнью сдачи экзаменов, выбором не той профессии, страхами перед сложностями мира. В книге Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи" главный герой Холден Колфилд, выгнанный из частной школы, на несколько дней сбегает из дома и возвращается из-за младшей сестрёнки Фиби, которую очень любит. С художественной точки зрения сюжет очень трогателен, но если интерпретировать психологически, то Холден не проходит инициацию кризисом, а вместо этого уходит в тяжёлую болезнь (свои записки он ведёт в туберкулёзном санатории). Конечно же, это не значит, что юношам и девушкам стоит сбегать из дома, более того, есть другой полис этого явления — синдром бродяжничества, одна из тяжёлых форм расстройства поведения.

Поэтому хорошим выходом из кризиса, на мой взгляд, можно считать отъезд на учёбу в другой город или попытки начать самостоятельно зарабатывать деньги. Осознание ответственности за собственную жизнь и одиночества как результата сепарации от папы и мамы становятся основным вызовом судьбы перед молодыми людьми в этом возрасте.

  • Кризис тридцати лет: абсолютная бессмысленность бытия

Следующий возрастной кризис приходится на возраст 30 лет. Если продолжить рассматривать соотношение возрастных и экзистенциальных кризисов, то он приходится на кризис бессмысленности. Это один из самых тяжёлых периодов в жизни, его прохождение сопровождается сильнейшими переживаниями. Депрессия как один из этапов кризиса — хорошо узнаваемый эпизод многих клиентских историй. Всё, что раньше приносило радость и имело смысл, автоматически обесценивается и становится источником раздражения: семья, работа, отношения.

Ещё этот кризис называют кризисом родительского сценария. В это время интроекты папа и мама (правила, принятые априори) перестают властвовать над нами. Появляется последний шанс отсепарироваться от родительской семьи, если человек этого ещё не сделал, и изменить судьбу, если она его почему-то не устраивает.

Основная задача кризиса — понять, подходит ли нам тот путь, который мы выбрали в юности. Основной конфликт кризиса — смысл vs бессмысленность, порядок разума vs хаос бессознательного. Магистральная идея кризиса — неважно, какой дорогой мы идём к смерти: богач и бедняк, человек, всю свою жизнь посвятивший работе, и бездельник, здоровый и больной — все равны перед вечностью. Так не всё ли равно, чем мы занимаемся в течение жизни? Лучший образ кризиса — сизифов камень. Древнегреческий герой Сизиф, наказанный богами, вынужден на протяжении веков закатывать на гору камень. И как только он достигает высшей точки, камень тут же скатывается вниз. Но выход там же, где и вход. Через какое-то время приходит осознание: единственный смысл жизни — в получении опыта. И самое главное, в проживании собственной жизни, а не той, которую прочат нам близкие, пусть даже из большой любви к нам.

  • Земную жизнь пройдя до половины

Данте Алигьери начал писать свою "Божественную комедию" в возрасте 33 лет, сакрального возраста как в культурологии, так и в религии. Автобиографический герой ощущает себя очутившимся в сумрачном лесу в середине жизни, то есть в кризисе среднего возраста. Из-за увеличившейся продолжительности жизни этот кризис приходится примерно на сорокалетний рубеж, в отличие от героя "Божественной комедии".

Как иногда шутят на супервизиях (рабочих встречах) у психологов, "тяжелее кризиса тридцати лет может быть только кризис сорока". В каждой шутке есть доля шутки, и действительно, кризис середины жизни мощнейший по своей продолжительности и силе. Его энергия разрушительна для того, кто хочет его избежать, и трансформационна для того, кто готов встретить его с открытым забралом.

Если рассматривать его с точки зрения экзистенциального кризиса, то это кризис осознания свободы. Основная задача — подведение промежуточных итогов жизни и возвращение к себе подлинному. Время задуматься о себе и своей духовной жизни. Не очень люблю слово духовность, потому что для меня оно сопряжено с религиозностью, но тем, кто верит, пережить его легче. Основной конфликт кризиса — свобода vs адаптация. Магистральная идея кризиса — безграничная свобода духа. Лучший образ — Дурак, или Шут, изображённый на одном из старших арканов карт Таро, который занёс ногу над бездной. У этой карты нет номера, это нулевая карта, с неё иногда начинаются старшие арканы, а иногда заканчиваются. В руке у Шута роза, означающая чистоту помыслов, за спиной болтается узелок с нехитрыми пожитками — тот минимум, который стоит взять с собой из предыдущей жизни. Позади предзакатное солнце, как символ середины жизни, внизу море. Это карта чистого листа, символизирующая возможность начать всё с нуля. Именно так завершается кризис сорока лет: только потеряв всё, можно по-настоящему оценить жизнь.

  • Время собирать камни

Кризис 60–70 лет подводит черту под прожитой жизнью и неминуемо приводит к осознанию: человек смертен. Если всю предыдущую жизнь можно было прятаться от самой мысли о конечности жизни, то в постпенсионное время смерть, что называется, смотрит в глаза.

Основная задача этого периода в соотношении с экзистенциальным кризисом — принятие смерти. Основной конфликт — смерть тела vs бессмертие души. Верующим людям легче: им после смерти уготовано Царствие небесное и вечная жизнь. Тяжелее всего — материалистам. Есть прекрасная иллюстрация — диалог Воланда с головой писателя Берлиоза на бале Сатаны в "Мастере и Маргарите": со смертью тела в небытие уходит душа. Этот кризис, пожалуй, один из самых сложных для осознания. Если в любой другой ситуации мы можем попросить о помощи другого человека, то здесь она бессмысленна, ведь никто из живых ещё там не побывал.

Магистральная идея кризиса проста: мы все умрём. Страх смерти традиционно не осознаётся и прорывается в повседневную жизнь фобиями, ночными кошмарами и чувством тревоги. Смерть либо отрицается, либо манит, но одним лишь Танатосом (инстинктом стремления к смерти, открытым в своё время Фрейдом) её не объяснить. Культурологически всё, что связано со смертью, также вызывает страх: ритуалы, принадлежности, само тело усопшего. Это не случайно, ведь то, что непонятно, всегда пугает.

Мне ближе идея смерти как нового рождения. Ставшие доступными в последнее время книги про клиническую смерть говорят о ярком свете, ощущении гармонии, нежелании возвращаться в физическое тело, если дела на земле ещё не завершены. Есть "Тибетская книга мёртвых", которая рассказывает о смерти как об очередной инициации, которая завершает жизненный цикл до следующей реинкарнации.

Что делать?

В заключение хочется сказать, что возрастные и экзистенциальные кризисы у разных людей начинаются в разное время, строгой привязки к дате рождения нет. Клиенты часто спрашивают, а можно ли избежать возрастного или экзистенциального кризиса? К счастью, нет, потому что для меня наличие возрастного или экзистенциального кризиса и есть показатель развития души человека, та самая точка отсчёта, которая говорит, что пришло время перейти на другую ступеньку развития.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Душа не на месте или в каком случае стоит обращаться к психологу?

5.0

Аватар специалиста Юлия Кроха

Юлия Кроха

Душа не на месте или в каком случае стоит обращаться к психологу?

"Здравствуйте, я недавно закончила ВУЗ и уже год работаю. Работа мне нравится, я работаю офис-менеджером, в личной жизни всё хорошо, скоро планирую выйти замуж, но всё равно что-то не так, душа не на месте. Мои подруги говорят, что, мол "с жиру...

Читать далее
Психологи и джинсы

5.0

Аватар специалиста Юлия Кроха

Юлия Кроха

Психологи и джинсы

Сравнение по разным основаниям — одна из ошибок принципов формальной логики. А также признак нарушения когнитивных процессов. Зато это так здорово, сравнивать осинки и апельсинки, или психологов и джинсы, поэтому начнём: Психологи как джинсы — Вы...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также