Вернуться на главную

Время нашей жизни

Дата публикации:
28 октября 2011

5.0

(2)

2246

0

0

Аватар специалиста Оксана Лузина

Оксана Лузина

автор

Время нашей жизни

Евгений Шварц: "Теряющий время стареет ежеминутно".

Почему в 7 лет жизнь нам кажется безграничной, в 14 она возбуждает и отчасти пугает своими перспективами, в 28 лет откуда-то берутся "задумчивые" настроения, а в 42 года нас догоняет "кризис среднего возраста" и жизнь уже кажется очень даже конечной, ну а в 56 лет вообще только единицы остаются оптимистами с горящими глазами? И так из поколения в поколение. Почему?

Оказывается, одна из причин такого "затухания" жизненной активности и жизнелюбия состоит в том, что мы редко знаем, к чему стремимся в своей жизни, а если и ставим себе жизненные цели, составляем жизненный план, редко задумываемся — "во имя чего", для чего нам это нужно. Мы, вроде бы, ценим свою жизнь, но это чисто абстрактно сказано. Мы ценим жизнь как биологическое состояние, или как время деяний, как осуществление самого себя? Поэтому сплошь и рядом жизнь наша наполнена шаблонными событиями — родился, выучился, женился, родил, воспитал, заработал, вышел на пенсию, умер…

Таким образом, основной "камень преткновения" — чем наполнено наше время, наш возрастной этап жизни. Ведь постановка жизненной цели без осознанного пути её достижения, без насыщенности значимыми событиями каждого дня нашей жизни — это только малая толика успеха. "Ни время, ни счастливый случай ничего не сделают для того, кто ничего не делает для себя сам" — Мистер Каннинг.

Давайте ещё раз мельком взглянем на начало жизненного пути любого человека:

  1. В 3, 5 и в 7 лет мы ещё максимально активны в жизни, нам всё интересно, всё в новинку (если только наша инициативность не была перекрыта с самого рождения "доброжелательно" настроенным окружением).
  2. В 14 лет мы рвёмся во взрослую жизнь, в самостоятельность, независимость, не всегда, впрочем, задумываясь — для чего. Главное — я сам, я человек, я взрослый.
  3. В 21 год мы ищем себя и свой путь, но уже сказывается прошлый удачный и неудачный опыт взаимодействия, любви, проб себя, взятия ответственности и проявления инициативы… И кто-то начинает плыть по течению — потому что "так безопаснее".
  4. А в 28 многие уже "обременены" семьёй и ответственностью, и думают, что "просто не имеют права" искать своё "место под солнцем", свой путь; а кто-то продолжает как в 14 лет отстаивать свою независимость.

И чем дальше — тем больше наслоений, тем сложнее устроен этот "возрастной пирог". И насколько проще было бы, если бы мы знали задачи каждого возрастного этапа нашей жизни. Это знание могло бы стать путеводной звездой, маячком в этом бескрайнем просторе жизни.

А теперь давайте рассмотрим феномен долголетия. Почему, за счёт чего некоторым удаётся оставаться бодрыми и продуктивными, радостными и наполненными жизненной энергией и в 84 года, и в 92 и в 100 лет?!

Западные учёные, занимающиеся изучением феноменом долголетия, выработали "заповеди" долгой и счастливой человеческой жизни.

  • На первом месте в их перечне стоит активный образ жизни, включая регулярные физические и психологические нагрузки. Кроме того, как установили учёные, короткий стресс, голодание и определённые лишения ведут к активизации жизненных сил человека и увеличивают продолжительность жизни (дело в том, что умеренное негативное воздействие на организм ведёт к активизации естественного механизма восстановления).
  • Другой важнейший элемент долголетия — активная социальная жизнь и, в первую очередь, брак. Так, по статистике, семейные узы способны увеличить на 7 лет продолжительность жизни современного мужчины, а женщины — на два года.
  • Смена обстановки и даже места жительства также является причиной долголетия.
  • Следует также постоянно давать своему мозгу работу — отгадывать кроссворды, заниматься коллекционированием, а также совершать пешие прогулки. Очень важно также брать на себя риск и заниматься работой, требующей интеллектуального напряжения. Однако это можно заменить путешествиями или изучением иностранного языка. Обязательно приобщайтесь к новой технике и осваивайте новейшие технологии, советуют исследователи.
  • И последняя заповедь учёных: чувствуйте себя всегда счастливыми и улыбайтесь миру. "Долгожители бывают разные, однако у них есть нечто общее — они любят посмеяться". Ранее ещё одно исследование показало, что у пожилых мужчины с оптимистическим взглядом на жизнь за 15 лет вероятность получить сердечно-сосудистое заболевание в два раза ниже, чем у пессимистов.

Обобщив многие подобные исследования, можно выделить основные факторы, влияющие на продолжительность жизни:

  1. Здоровый образ жизни. Сюда можно отнести и наследственность, и экологию окружающей среды, и место проживания (конечно, есть разница между горным воздухом и загазованностью мегаполиса), и систему питания человека, и систему физической нагрузки и многое другое. Это важный фактор долголетия, базовый, но далеко не единственный. Экология окружающего и внутреннего пространства ещё не обуславливает успешное решение проблемы.
  2. Жизненный настрой человека, его фоновое настроение, темпераментные характеристики. Совсем немаловажно, какими эмоциями наполнен каждый наш день — фон нашего настроения: позитивный он, оптимистичный или нет. Ведь доказано, что гормон счастья продлевает жизнь. И жизнь кончается гораздо раньше наступления собственно физической смерти, если человек перестаёт радоваться дню сегодняшнему и с надеждой смотреть в день завтрашний.
  3. Интеллектуальная активность, постоянное расширение кругозора, свежие впечатления, тяга к новизне, к открытиям и удивлениям… Чем выше способность человека удивляться — тем моложе он душой, а, значит, и телом.
  4. Активность взаимодействия, наличие круга общения, наличие любимого человека, друга, нужность кому-то. Очень важно не только самому проявлять интерес по отношению к окружающему миру, но и самому представлять для мира интерес — помогать, заботиться о ком-то, проявлять участие в чьей-то жизни, быть востребованным.
  5. Включённость в коллективные отношения, в семейную жизнь или в интересы дружеского коллектива, в творческий или профессиональный коллектив. Это нужность и полезность окружающим людям, родственникам, друзьям, коллегам.
  6. Общественная полезность, наставничество, передача своего жизненного опыта, своего материального, творческого, профессионального, духовного наследия последующим поколениям и, главное, востребованность этого опыта и наследия. Кроме того, это и активная гражданская позиция человека, которая способствует его "духовному омоложению". Можно привести множество примеров продуктивного долгожительства. Вот всего лишь несколько самых известных нам людей: физиолог И.П. Павлов — 87 лет, живописец Тициан — 99 лет, писатель Бернард Шоу — 94 года, композитор Дж. Верди — 88 лет…
  7. Осознание и реализация своих жизненных целей и своей Миссии, своего предназначения. "Единственный способ продлить жизнь — это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить", — считает известный нейрохирург Гарвей Кушинг.

И так надо жить не только к старости, но и в 30, и в 40 и в 50 лет. А это уже искусство и, по сути, каждодневный труд над собой и своей жизнью. Потому что те, кто подвержен депрессиям и страхам в молодости, сохраняют эту тенденцию и в пожилом возрасте. И наоборот, люди, обладающие психологической устойчивостью и активностью в 30 лет, сохраняют жизненную энергию и в 70 лет.

В целом жизненный путь — это история формирования и развития личности в определённой среде, в определённом обществе (биография). Жизненный путь в своей уже свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. А образ жизненного пути в каком-то смысле становится частью личности человека, и, следовательно, выступает для него как объективная, прожитая и прочувствованная основа для переживания удовлетворённости или неудовлетворённости от собственной жизни.

Важно отметить, что жизненный путь содержит в себе ряд аспектов, исключительно ценных для поддержания психологической устойчивости целостной личности. Ведь обладание образом собственного жизненного пути решительно и существенно изменяет мотивацию поведения человека. От примитивного, даже в чём-то первобытного реагирования по типу "стимул-реакция" человек восходит к постановке личностно перспективных, значительных и потому отдалённых целей, к планированию того отрезка своей жизни, который ещё впереди, к отделению существенных личностных ценностей и задач от второстепенных.

Как же можно помочь себе в таком полезном и перспективном планировании и целеполагании? На сегодняшний день разработана масса методик и подходов на любой вкус и возраст. Поэтому, если вопрос — как мы расходуем время нашей жизни и на что — для вас не праздный, выбрать есть из чего.

Вот одна из самых распространённых и базовых методик выделения приоритетных жизненных целей (это своего рода точка отсчёта для дальнейшей кропотливой работы):

  1. Представьте, что Вы точно знаете, что жить вам осталось 7 лет. Чем Вы наполните оставшиеся годы? Составьте список из 7–10 пунктов.
  2. А теперь представьте, что жить Вам осталось 5 лет. Что Вы должны сделать обязательно в этот период своей жизни? Запишите по пунктам (5–10 пунктов).
  3. Вам осталось жить всего 1 год! Что самое важное Вы успеете совершить в течение этого периода? Составьте список из 5–10 пунктов.
  4. Вам осталось жить 3 месяца. На что Вы потратите оставшееся Вам для жизни время, чтобы потом "не было больно за бесцельно прожитые годы"? Запишите по пунктам (от 3-х пунктов).

Это упражнение можно делать несколько раз — через месяц, через год. Ведь наше мировоззрение корректируется, и в зависимости от этого меняются, корректируются наши жизненные цели, наши планы.

Но, чтобы не ставить себя перед таким "экстремальным" вопросом о скором окончании жизни, нужно научиться планировать свою жизнь как можно раньше. Нам, конечно, близка поговорка — "пока гром не грянет…", но всё же мы живём уже в новой эре, и подход к жизни должен обновляться. Поэтому на сколько будет полезнее для последующих поколений, если родители задумаются о своих жизненных перспективах и научат своих детей выстраивать жизненный план с малых лет.

Сложно судить об эффективности своей жизни, о качестве прожитых дней, недель, месяцев и лет, если не сформулированы цели жизни и нет системы планов.

Успешного Вам планирования!

Психология и психотерапияСамопознаниеСаморазвитие

Другие статьи автора

Женские архетипы: их власть и влияние

5.0

Аватар специалиста Оксана Лузина

Оксана Лузина

Женские архетипы: их власть и влияние

"Есть женщины разные, по-своему прекрасные: уникальные и неповторимые, нежные и непобедимые, ранимые и ревнивые, и, всё же, любимые…". А действительно, ведь какими бы мы ни были разными, нас всё равно любят из века в век! Что же такого есть в нас,...

Читать далее
Пример для подражания?

5.0

Аватар специалиста Оксана Лузина

Оксана Лузина

Пример для подражания?

Дети не очень внимательно слушают старших, но не упускают ничего в подражании им. Случайно подслушанный диалог: " — Саша, хватит болтать по телефону, ты ещё уроки не сделал! — Мам, а ты почему с тётей Светой болтаешь каждый день, и мы из-за этого...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также