Возрастные стереотипы и психология: так ли всё однозначно?
173
0
0
173
0
0
В окружающем нас обществе можно наблюдать много стереотипов по поводу возраста. Например, предписания, каким должен быть человек определённого возраста, кем он должен быть, чего добиться к какому возрасту, чем заниматься и как себя вести. Аналогично людям определённого возраста могут приписываться какие-то качества или навыки, либо их отсутствие. Кто-то охотнее берёт на работу молодых, кому-то трудно обратиться к специалисту младше себя.
В психологии возрастные стереотипы также представлены, например, периодизациями развития. Отчасти они могут быть справедливы, поскольку отражают психофизиологические особенности человека, созревание к определённому возрасту тех или иных структур мозга, готовность к освоению какого-то навыка. Соотнесение возраста и присущих ему психологических задач актуально для детства, когда слишком раннее освоение какого-то навыка может не дать ожидаемой эффективности, а слишком позднее - стать причиной недоразвития.
Однако возрастные периодизации не ограничиваются детством, некоторые из них подробно расписывают и периоды взрослой жизни людей. Например, в психоанализе взрослому и зрелому человеку предписывается генитальная сексуальность, а всё, что за её пределами, - невроз и незрелость. В психологии Юнга первая и вторая половина жизни посвящены разным задачам. В периодизации Эриксона подробно расписана вся жизнь человека, начиная от младенчества и заканчивая зрелым возрастом. И для каждого этапа актуальны свои задачи: для младенчества - тема доверия, для раннего детства - автономии, для дошкольного возраста - инициативы, для школьного - труда, для пубертата - идентичности, для ранней взрослости - близости, для взрослости - творчества, для зрелости - мудрости и целостности.
Подобные периодизации могут быть использованы большинством людей и помогают структурировать время жизни, однако при их применении важно понимать, что они выросли не на пустом месте, а на почве определённых культурных стереотипов, согласно которым за человека заранее определено, чем ему стоит заняться в юности, а чем - в старости. Такие стереотипы могут значительно ограничивать жизнь и развитие человека, если его личное развитие не совпадает с общественными ожиданиями. Например, в случае, если юношеский возраст был посвящён у него не близости, а работе и творчеству, а тема близости стала актуальной позднее. Или в случаях, когда какая-то тема не является центральной и значимой для человека - не все люди в принципе хотят заниматься творчеством или видят свою реализацию в близких отношениях.
Конечно, периодизации допускают вариативность и, в частности, в классификации Эриксона каждый из возрастных кризисов содержит в себе ресурс для преодоления задач предыдущих кризисов. Т.е. поезд не может уйти безвозвратно, если человек готов возвращаться к прошлым проблемам и их решению. Однако сводить жизнь человека к цифре в его паспорте означает лишать его индивидуальности и свободы.
Исходя из этих соображений, в своей практике я аккуратно и тактично отношусь к теме возраста, предполагая, что имею дело не с набором формальных данных, а с живым человеком, уникальной личностью, и только этой личности выбирать, чему и как посвящать свои жизненные периоды, как жить и чем интересоваться вне зависимости от того, что предписывается обществом или что считается "зрелым".
Фиксация на теме отношений и благополучие в них
В своей практике я не раз замечала закономерность: чем больше человек фиксирован на теме отношений, тем хуже они у него складываются. Под фиксацией в данном случае понимается отнюдь не здоровое внимание и интерес к этой теме, а напротив -...
Психологические агрегаторы: есть ли за ними будущее?
Психологические агрегаторы представляют собой централизованные платформы для оказания психологической помощи. Психологам, чтобы зарегистрироваться на них, необходимо пройти отбор, а клиенты могут выбрать психолога по своему запросу,...
Для многих отраслей человеческой деятельности кризис является чем-то нежелательным, что обычно пытаются предотвратить, например, экономический кризис или кризисные состояния в медицине. В психологии подход к кризисам совершенно иной, ведь кризис в...
Одиночество и враждебность: изнанка паранойяльной картины мира
Паранойяльный человек в психологии - это тот, кому свойственно подозрительное отношение к другим и миру вокруг. Мир опасен, люди злые, поэтому всегда нужно быть настороже - мало ли, что. Подобное отношение к миру формируется в детстве, в...
Хватит отсиживаться на задворках! 4 смелых способа проявить себя и зарабатывать как звезда
Привет, друзья! Сегодня я хочу поговорить с вами об одной из самых больных тем для экспертов и предпринимателей – как привлекать клиентов и достойно продавать свои услуги. Ведь порой кажется, что мы занимаемся чем-то настолько крутым и полезным,...
Наша жизнь многогранна. И порой она кажется такой легкой, а иногда и вводит в заблуждение и кажется что все настолько сложно, что невозможно распутаться. Очень часто мы сталкиваемся с таким вопросом как: В чем мое предназначение? Кем мне...
Ошибки в теме денег. Денежное мышление. Прокачать денежный поток
Распространенные финансовые ошибки, которые лишают нас денег Достижение финансовой стабильности и благополучия требует постоянной работы над собой. Зачастую мы совершаем типичные ошибки, которые мешают нам накапливать средства и обретать денежную...
Катерина Козлова
Как привлекать новых клиентов и удерживать старых: маркетинговые стратегии для успешного бизнеса
Для любого предпринимателя крайне важно постоянно расширять клиентскую базу и сохранять лояльность уже имеющихся покупателей. Это ключ к устойчивому росту и процветанию вашего бизнеса. Эзотерические и практические секреты привлечения новых...