Вернуться на главную

Воспитать самостоятельного ребёнка. Продолжение

Дата публикации:
22 июня 2016

0

(0)

350

0

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

автор

Воспитать самостоятельного ребёнка. Продолжение
  • Не делайте за ребёнка то, что он уже способен сделать сам. Вы можете лучше и быстрее, но тогда он постоянно будет ждать вашей помощи (зачем ему осваивать новое, если это делаете вы).
  • Оказывайте поддержку. У ребёнка не сразу всё получается (пуговицы и шнурки не слушаются, и ребёнок злиться и демонстрирует беспомощность).

Ваши действия:

  • приучайте его просить о помощи, а не требовать, чтобы сделали за него (верно — помоги мне, пожалуйста);
  • дайте возможность самому сделать всё, что может (сопоставить нужные пуговицы и петельки и т.д.);
  • поделите процесс (пуговку ты — пуговку я, шнурок ты — шнурок я);
  • в ситуации выбора, на вопрос ребёнка: "Что мне делать?" — не спешите советовать, дайте возможность принять решение самому. При этом применяйте техники эффективного общения (например: "Я вижу, что ты затрудняешься, давай поразмышляем". Или: "А как ты сам думаешь?" и т.д.),
  • чаще говорите ему: "Я верю, что ты сам сможешь это сделать". Так он всегда будет чувствовать вашу поддержку, уверенность в своих силах, при этом постепенно будут формироваться навыки самостоятельности.
  • Поощряйте.

Хвалите даже за малейшие успехи или просто за старания. Всё сразу не получается даже у взрослого, когда он осваивает что-то новое.

Старайтесь проявлять понимание и не наказывать (это снижает его самооценку и приучает к безответственности: "Я — плохой, потому я себя плохо веду").

Вспомните, когда ваш ребёнок учился ходить, и у него получалось не сразу, вы же не наказывали его, а терпеливо ждали и поддерживали. Также и в воспитании самостоятельности.

  • Терпение и ещё раз терпение.

Мы, взрослые, зачастую предъявляем ребёнку требования, исходя из своих знаний и умений, не задумываясь о том, что простые действия, которые мы совершаем изо дня в день, для ребёнка являются новым и важным делом, требующим освоения. Предоставьте ребёнку независимость в некоторых домашних делах, и он станет увереннее, спокойнее.

  • Предоставляйте ребёнку выбор.

Для этого:

  • показывайте ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации (например — верно: "пойдём гулять в парк, или во двор, пойдём спать сейчас, или после мультиков, убирать игрушки после ужина, или до?". Неверно — ваше категорическое утверждение: "делай сейчас, иди спать, идём во двор и т.д"). Со временем (после 5 лет) предоставлять больше вариантов для выбора;
  • это особенный выбор (не между делать и не делать, а "выбор в рамке"), учит ребёнка принимать решения, выполнять ответственнее;
  • давать ему право самому выбрать, как поступить;
  • у ребёнка должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий (например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать) и т.д.
  • У каждого действия есть последствия.

Если какие-то действия ребёнка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твёрдое "нет".

Не следует ограждать ребёнка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

Предоставляйте разумную самостоятельность, тогда ребёнок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия (например, оставил игрушки на улице, и утром их не оказалось, долго одевался — не пошли гулять).

Избегайте критики, не ругайте, а будьте в постоянном диалоге, всё объясняйте и всё обсуждайте. Тогда ребёнок чувствует себя "плохим" или наказанным. Он начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения.

Право на ошибку и возможность её исправления. Если решать за ребёнка, лишать его права на ошибки, он не научится принимать осмысленные решения, будет либо подчиняться чужому мнению, либо действовать на эмоциях (необдуманно).

Что делать:

  • избегать осуждения и критики;
  • быть примером (всё время показывать и объяснять, как делать, вовлекать его в действия, например — уборка, дача, приготовление пищи и т.д.). Ребёнок научится, только если вы научите его своим примером;
  • в случае неудачи, обсуждать, почему его действие привело к таким результатам, и как ему стоит поступать в будущем.

Обеспечьте независимость ребёнку в повседневных делах.

Чтобы было удобно самостоятельно:

  • выбирать одежду и одеваться (удобное пространство для хранения одежды, доступность вещей для самостоятельного одевания, возможность самому вешать вещи и убирать грязные и т.д.);
  • осуществлять гигиенические процедуры (в туалете и в ванной комнате всё должно быть доступно для ребёнка, чтобы он мог самостоятельно брать использовать туалетные принадлежности, принимать душ-ванну и т.д.);

Приучайте ребёнка соблюдать режим дня (структурирует и организует жизнь ребёнка, учит планированию своего времени — иначе вы будете постоянно тратить свои силы и время, чтобы организовать его жизнь).

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уверенным в себе, самостоятельным, способным принимать решения и отвечать за их последствия — откажитесь от желания вырастить удобного для себя ребенка.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Почему мы не выбираем себя и не живём свою жизнь

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Почему мы не выбираем себя и не живём свою жизнь

Мы в этом не виноваты. Для этого есть причины. Далее я расскажу об этом. Каждому живущему сегодня дали жизнь мама и папа. Даже если вы росли без отца, или воспитывались в детском доме, или рождены из пробирки, вы не будете спорить, что в вашем...

Читать далее
Мой ребёнок — первоклассник

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Мой ребёнок — первоклассник

Анна К, спрашивает: "Юлия Александровна! Мой ребёнок идёт в первый класс. Что нам необходимо учесть, чтобы переход из садика в школу был более комфортным". Я расскажу, что можно предпринять, чтобы переход вашего ребёнка из детского сада в...

Читать далее
Техника активного слушания как залог эффективного общения в паре

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Техника активного слушания как залог эффективного общения в паре

Анна М. спрашивает: "Юлия Александровна! Мы с мужем часто ссоримся и не можем спокойно обсуждать проблемы нашей семьи. Либо он с недовольным лицом, и я должна догадываться, что произошло. Как правило, значит, что-то не так в моём поведении или на...

Читать далее
Если что-то в твоей жизни идёт не так

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Если что-то в твоей жизни идёт не так

Представляем интервью с психологом Юлией Пыриной, получившей образование психолога уже в довольно осознанном возрасте, когда зрелый состоявшийся человек открывает новую для себя профессию, да ещё такую непростую. Мы поговорили о том, как найти...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Конформизм или индивидуальность?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Конформизм или индивидуальность?

Практически у каждого рефлексирующего и живущего в обществе человека периодически возникает внутренний конфликт между собой и обществом. С одной стороны, человеку хочется самовыражения и реализации своей индивидуальности, раскрытия своей...

Читать далее
Кинцуги

5.0

Аватар специалиста Марина Федорова

Марина Федорова

Кинцуги

Иногда моё высшее я говорит: "Не надеюсь на твою память, лучше напомню, кажется ты хотела об этом написать". Так за неделю я трижды услышала из разных источников про кинцуги. Японская философия ценить изъяны. Её смысл - реставрация разбитых...

Читать далее
Фильм "Один вдох"

5.0

Аватар специалиста Марина Федорова

Марина Федорова

Фильм "Один вдох"

Рекомендую к просмотру фильмы на выходные «Во власти стихии», «Один вдох». «Во власти стихии» - фильм про то, как наше внутреннее состояние создаёт ситуации. Девушка со своим парнем отправляется в путешествие на яхте ⛵️. Неожиданно их настигает...

Читать далее
Жизнь - это марафон

0

Аватар специалиста Марина Федорова

Марина Федорова

Жизнь - это марафон

Я долго жила с мыслью, что жизнь — это спринт. Можно сейчас напрячься и потом долго будет хорошо))). С опытом поняла, что всё-таки марафон. И важно быть готовым к длительному забегу. Иногда нам кажется, что мы так много делаем, а результата,...

Читать далее