Вернуться на главную

Воспитать самостоятельного ребёнка

Дата публикации:
22 июня 2016

0

(0)

253

0

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

автор

Воспитать самостоятельного ребёнка
Читательница газеты Евгения А. спрашивает: "Юлия Александровна! Моему сыну 6 лет. Он очень не самостоятельный. Я многое делаю за него (одеваю, чищу зубы и т.д.). Понимаю, что ему скоро в школу, и всё время я его контролировать не смогу, но, честно, не доверяю ему. Он ничего не умеет и плохо справляется с тем, что делает. Я сделаю лучше и быстрее. Когда он делает сам, я раздражаюсь, даже кричу на него. А сейчас, когда я прошу его делать самостоятельно, например, одеваться — он капризничает, как малыш 2-3-х летний. Подскажите, что делать?"

Евгения, в этот период проходит очередной возрастной кризис.

В чём он выражается:

  • резкой сменой поведения (не слышит взрослых, пререкается, оговаривается, кривляется);
  • быстрой утомляемостью (либо чересчур активен, либо замыкается в себе);
  • проявлениями раздражительности, нервозности, необъяснимых вспышек гнева и ярости;
  • стремлением подражать во всём взрослым;
  • изменением стиля познания мира (игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению);
  • обучением осознанию своих эмоции (он понимает, что он испытывает в данный конкретный момент и в связи с чем);
  • болезненными переживаниями, если внутреннее "Я" не соответствует идеальному (раньше было достаточно быть уверенным в том, что он лучше всех, теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Оценивает себя через реакцию окружающих на своё поведение и критично оценивает);
  • появлением кумиров, которым ребёнок активно подражает.

Опасности этого периода

В это время ребёнок испытывает серьёзные внутренние переживания (может послужить причиной его замкнутости или излишней активности).

Самооценка может как завышаться, так и занижаться необоснованно (самолюбие ребёнка ещё очень уязвимо).

Подражая кумиру, ребёнок копирует не только его положительные, но и отрицательные черты и поступки.

Появление тревожности и страхов, неуверенности в себе, так как в стремлении во всём подражать взрослым, зачастую переоценивает свои возможности.

Благоприятные периоды для воспитания самостоятельности:

  • возраст "Я сам" (2–3 года);
  • вступление в школьный возраст (7 лет);
  • начало подросткового периода (11–12 лет).

Евгения, если в период 2–3 лет воспитанию самостоятельности не уделялось должного внимания, то сейчас самое время.

Как это начинается

В возрасте 2–3 лет ребёнок впервые осознаёт, что он самостоятельный, отдельная от родителей личность. Начинает проверять границы самостоятельности (что может сам, и какова реакция взрослых на его поведение).

Реакция родителей:

  • всё запрещать в целях безопасности (снижает познавательную активность, инициативу. Ребёнок вырастает несамостоятельным, полагающимся на других, не на себя. Либо получается человек с двойной моралью: дома — тихоня, вне дома — агрессор (или наоборот);
  • всё разрешить (жизнь сама всё сделает). Данный подход учит ребёнка принимать на себя ответственность за все свои поступки, но тогда родители — как сторонние наблюдатели, и ребёнок рискует просто погибнуть или покалечиться. (В этом возрасте ребёнок ещё не может "брать на себя ответственность за все свои поступки" — и воля у него ещё не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, благодаря сопровождению родителей.)

И то, и другое — неконструктивно. Что делать?

Некоторые шаги в воспитании самостоятельности

Чётко обозначить границы: ребёнок должен понимать, что "нельзя" и что "можно". При этом не запрещать категорически, а объяснять, почему нельзя.

Всё время быть в диалоге с ребёнком. Использовать техники эффективного общения:

  • активного слушания (отражает, что, по-вашему мнению, чувствует ребёнок), например: "Я вижу, ты расстроен, тебе очень хочется пройти по луже. Выбирай, мы можем долго гулять или пройти по луже, но сразу пойдём домой и т.д. ";
  • "Я-высказывания" (говорит о том, что вы чувствуете, и не оценивает ребёнка). Например: "Я очень беспокоюсь, когда вижу, что ты идёшь по луже, так как думаю, что ты простудишься, а мне бы хотелось, чтобы ты рос здоровым и сильным, в свою очередь, я всегда тебя поддержу…";

Не ругать за нарушения, а объяснять, что не так и каковы последствия. Общаясь так, вы учите его здоровым коммуникациям (если запрет, наказание, крик — ребёнок поймёт, что он плохой, и что на эмоциях можно общаться). Например, оберегая ребёнка от неприятностей, вы запрещаете какое-то его поведение: "Не лезь!". Ребёнок слышит лишь категорический запрет, а не ваше беспокойство. А можно сказать по-другому: "Я очень беспокоюсь, что ты простудишься, поэтому прошу тебя не идти по луже, понимаю, что тебе очень хочется, но если ты простынешь, мы не сможем несколько дней гулять и т.д. ".

Не подавлять детскую волю (капризничает не потому, что вредный, а потому, что не удовлетворена какая-то потребность, как особенность развития).

Различать, где капризы, а где манипуляции. Например, не получается одеваться самому и начинает канючить. Проявите терпение, понимание, предложите выбор (пуговку ты, пуговку я), используйте технику активного слушания, например: "Я вижу, ты очень расстроен, что не получается" (верно), "Ты неумёха" (неверно).

Продолжение в следующей статье.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Почему жизнь сложна и не идёт, как хотелось бы?

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Почему жизнь сложна и не идёт, как хотелось бы?

Человек не виноват в том, что сегодня, в своей взрослой жизни, чувствует, думает и действует определённым образом. И это усложняет его жизнь. Просто мы не осознаем истинных, глубинных причин своих чувств и поступков. Почему жизнь сложна, не идёт,...

Читать далее
Почему мы не выбираем себя и не живём свою жизнь

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Почему мы не выбираем себя и не живём свою жизнь

Мы в этом не виноваты. Для этого есть причины. Далее я расскажу об этом. Каждому живущему сегодня дали жизнь мама и папа. Даже если вы росли без отца, или воспитывались в детском доме, или рождены из пробирки, вы не будете спорить, что в вашем...

Читать далее
Недетская обида. Или как мы обижаем себя, думая, что обижают нас

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Недетская обида. Или как мы обижаем себя, думая, что обижают нас

Как всё начинается В детстве, в родительских семьях нас, как правило, не учат: выражать свои эмоции (гнев, радость, печаль, страх); демонстрируют нам запретительное поведение (не топай, не кричи — вместо того, чтобы объяснить ребёнку, что он...

Читать далее
Мой ребёнок — первоклассник

0

Аватар специалиста Юлия Пырина

Юлия Пырина

Мой ребёнок — первоклассник

Анна К, спрашивает: "Юлия Александровна! Мой ребёнок идёт в первый класс. Что нам необходимо учесть, чтобы переход из садика в школу был более комфортным". Я расскажу, что можно предпринять, чтобы переход вашего ребёнка из детского сада в...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Почему психологи так много говорят о чувствах?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Почему психологи так много говорят о чувствах?

Современный мир преимущественно рационален, и в нём престижно быть человеком разумным, принимать решения, исходя из разума и ориентироваться на интеллектуальные профессии. Современный человек много читает и пытается осмыслить - ищет информацию,...

Читать далее
Не молчи. Часть 1

0

Аватар специалиста Екатерина Казанская

Екатерина Казанская

Не молчи. Часть 1

Когда человек приходит на расстановку и даёт запрос из головы: «Я хочу из точки а в точку б», и практически всегда непонятно куда это приведёт. Есть вектор, а что там неизвестно. Я иду за энергией, в те места куда она ведёт или где обрывается....

Читать далее
Вспомните любого человека, который вас бесит, посмотрите внимательно и вы увидите в нём своё искажённое отражение.

0

Аватар специалиста Елена Нестеренко

Елена Нестеренко

Вспомните любого человека, который вас бесит, посмотрите внимательно и вы увидите в нём своё искажённое отражение.

Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке...

Читать далее
Как детские мечты разбились о грубую реальность жизни?

0

Аватар специалиста Светлана Ященко

Светлана Ященко

Как детские мечты разбились о грубую реальность жизни?

Однажды у сестры пропали большие деньги 👇🏻 Когда ее родители продали свою квартиру и разделили деньги, долю отца-алкоголика отдали на хранение сестре. Отец постоянно начал приходить к ней и требовать деньги. Однажды терпение сестры лопнуло, и она...

Читать далее