Воспитать самостоятельного ребёнка
253
0
0
253
0
0
Читательница газеты Евгения А. спрашивает: "Юлия Александровна! Моему сыну 6 лет. Он очень не самостоятельный. Я многое делаю за него (одеваю, чищу зубы и т.д.). Понимаю, что ему скоро в школу, и всё время я его контролировать не смогу, но, честно, не доверяю ему. Он ничего не умеет и плохо справляется с тем, что делает. Я сделаю лучше и быстрее. Когда он делает сам, я раздражаюсь, даже кричу на него. А сейчас, когда я прошу его делать самостоятельно, например, одеваться — он капризничает, как малыш 2-3-х летний. Подскажите, что делать?"
Евгения, в этот период проходит очередной возрастной кризис.
В чём он выражается:
В это время ребёнок испытывает серьёзные внутренние переживания (может послужить причиной его замкнутости или излишней активности).
Самооценка может как завышаться, так и занижаться необоснованно (самолюбие ребёнка ещё очень уязвимо).
Подражая кумиру, ребёнок копирует не только его положительные, но и отрицательные черты и поступки.
Появление тревожности и страхов, неуверенности в себе, так как в стремлении во всём подражать взрослым, зачастую переоценивает свои возможности.
Благоприятные периоды для воспитания самостоятельности:
Евгения, если в период 2–3 лет воспитанию самостоятельности не уделялось должного внимания, то сейчас самое время.
В возрасте 2–3 лет ребёнок впервые осознаёт, что он самостоятельный, отдельная от родителей личность. Начинает проверять границы самостоятельности (что может сам, и какова реакция взрослых на его поведение).
Реакция родителей:
И то, и другое — неконструктивно. Что делать?
Чётко обозначить границы: ребёнок должен понимать, что "нельзя" и что "можно". При этом не запрещать категорически, а объяснять, почему нельзя.
Всё время быть в диалоге с ребёнком. Использовать техники эффективного общения:
Не ругать за нарушения, а объяснять, что не так и каковы последствия. Общаясь так, вы учите его здоровым коммуникациям (если запрет, наказание, крик — ребёнок поймёт, что он плохой, и что на эмоциях можно общаться). Например, оберегая ребёнка от неприятностей, вы запрещаете какое-то его поведение: "Не лезь!". Ребёнок слышит лишь категорический запрет, а не ваше беспокойство. А можно сказать по-другому: "Я очень беспокоюсь, что ты простудишься, поэтому прошу тебя не идти по луже, понимаю, что тебе очень хочется, но если ты простынешь, мы не сможем несколько дней гулять и т.д. ".
Не подавлять детскую волю (капризничает не потому, что вредный, а потому, что не удовлетворена какая-то потребность, как особенность развития).
Различать, где капризы, а где манипуляции. Например, не получается одеваться самому и начинает канючить. Проявите терпение, понимание, предложите выбор (пуговку ты, пуговку я), используйте технику активного слушания, например: "Я вижу, ты очень расстроен, что не получается" (верно), "Ты неумёха" (неверно).
Продолжение в следующей статье.
Почему жизнь сложна и не идёт, как хотелось бы?
Человек не виноват в том, что сегодня, в своей взрослой жизни, чувствует, думает и действует определённым образом. И это усложняет его жизнь. Просто мы не осознаем истинных, глубинных причин своих чувств и поступков. Почему жизнь сложна, не идёт,...
Почему мы не выбираем себя и не живём свою жизнь
Мы в этом не виноваты. Для этого есть причины. Далее я расскажу об этом. Каждому живущему сегодня дали жизнь мама и папа. Даже если вы росли без отца, или воспитывались в детском доме, или рождены из пробирки, вы не будете спорить, что в вашем...
Недетская обида. Или как мы обижаем себя, думая, что обижают нас
Как всё начинается В детстве, в родительских семьях нас, как правило, не учат: выражать свои эмоции (гнев, радость, печаль, страх); демонстрируют нам запретительное поведение (не топай, не кричи — вместо того, чтобы объяснить ребёнку, что он...
Почему психологи так много говорят о чувствах?
Современный мир преимущественно рационален, и в нём престижно быть человеком разумным, принимать решения, исходя из разума и ориентироваться на интеллектуальные профессии. Современный человек много читает и пытается осмыслить - ищет информацию,...
Когда человек приходит на расстановку и даёт запрос из головы: «Я хочу из точки а в точку б», и практически всегда непонятно куда это приведёт. Есть вектор, а что там неизвестно. Я иду за энергией, в те места куда она ведёт или где обрывается....
Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке...
Как детские мечты разбились о грубую реальность жизни?
Однажды у сестры пропали большие деньги 👇🏻 Когда ее родители продали свою квартиру и разделили деньги, долю отца-алкоголика отдали на хранение сестре. Отец постоянно начал приходить к ней и требовать деньги. Однажды терпение сестры лопнуло, и она...