Вернуться на главную

Воплощение детской мечты

Дата публикации:
19 марта 2015

5.0

(2)

1237

0

0

Аватар специалиста Ольга Чередова

Ольга Чередова

автор

Воплощение детской мечты

Часто после тренинга интуитивного рисования мне говорят: "Я давно хотела рисовать! Благодаря вам, исполнилась моя детская мечта! Я счастлива!" И, услышав это в очередной раз, я задумалась…

Имея психолого-педагогическое образование и годы практики, я изучала детскую психологию и внимательно наблюдала за многими детьми. Они не мечтают рисовать, они рисуют!!! Причём много и с удовольствием!

Почему же, повзрослев, мы воспринимаем рисование, как свою детскую несбывшуюся мечту?

Размышляя над этим вопросом, я пришла к интересным выводам.

На самом деле, для ребёнка рисование — это один из способов познания окружающего мира и своеобразное самоисследование. Изучая новое и незнакомое, малыш тянет в рот всё, что попадается ему под руку, он пробует этот мир на вкус, он рассматривает окружающие предметы, людей, прислушивается к звукам. Так он формирует и пополняет свою внутреннюю "библиотеку образов", на которой впоследствии строится всё наше "взрослое" миропонимание и мироощущение. И вот, родители впервые дают ребёнку краски и кисточки или карандаши, фломастеры, мелки… Малыш водит ими по бумаге, и мало того, что видит яркие красивые цвета, которые от его движений оставляют след, так ещё и с неподдельным восторгом мама умиляется первым "калякам-малякам" своего чада! Вот оно, счастье!!! Это хочется повторять снова и снова! Я рисую — мне нравится возиться с красками, и мама радуется! Что ещё нужно?!

И тут наступает самое интересное. Многие заботливые родители, заметив эту страсть к рисованию, стремятся как можно раньше отдать ребёнка в художественную школу, чтобы его "научили рисовать". Делают они это, естественно, из лучших побуждений, чтобы развивать таланты и склонности, которые обнаружили в своём ребенке.

Дальше было обучение… Куб, шар, драпировка, построение, перспектива… Долго, скучно, утомительно… Вот уже оказалось, что он "не умеет рисовать". Ему ставят оценки и исправляют ошибки. И родители с каждым рисунком всё более скептически смотрят на своего "совсем недавно талантливого" ребёнка. И уже картины не вызывают столько восхищения… Уже в 3 года художества малыша начинают сравнивать с Шишкиным. Он ведь занимается! Должно получаться!

Опуская подробности всего, что происходит потом, цитирую некоторых участников наших тренингов:

  • "Я закончила художку, перекрестилась и больше никогда не прикасалась к краскам".
  • "Я ходила в худ. школу, кроме отвращения у меня до сих пор это ничего больше не вызывает".
  • "Рисовать — это очень сложно и неинтересно. Для этого нужен особый талант… У меня его нет".
  • "Я не хочу этому учиться и не собираюсь устраивать свои персональные выставки. Я хочу просто рисовать!!!"

С теми, кто в художественные школы не ходил, зачастую происходит примерно то же самое, только отбивают желание творить не педагоги, ставящие оценки, а критикующие родители, которым не хватает терпения дождаться, когда ребёнку исполнится хотя бы 10–11 лет, и в силу своих психологических и физиологических особенностей он станет способен адекватно воспринимать и изображать предметы в пространстве, передавать объём на плоскости и т.д.

К чему я всё это…

На самом деле, мы не мечтаем рисовать… Как можно мечтать о том, что всегда и всем доступно?! Ведь каждый может позволить себе купить краски и несколько кисточек. Но мы этого не делаем. Почему? Почему мы предпочитаем мечтать о рисовании, а не рисовать???

Секрет оказался прост. Мы мечтаем не столько о самом процессе рисования, который нам доставлял так много удовольствия в раннем возрасте, сколько о том, чтобы ещё хоть разок погрузиться в то безоблачное детство, где нашим творениям радовались! Где каляки-маляки считались шедеврами! Где мы не боялись испортить чистый лист, а проявляли свою безграничную свободу творчества! Где нашими рисунками и любыми экспериментами восхищались! Где наши начинания поддерживались и находили одобрение! Где нам не ставят оценки и не исправляют ошибки, потому что в творчестве их не может быть по определению!!! Потому что все законы и правила написаны кем-то до нас, и, следуя только им, мы не можем создать ничего принципиально нового, своего, уникального. В глубине души каждый из нас об этом знает и помнит…

От рисования душа радуется, тело расслабляется, и разум находит подтверждение тому, о чём всегда знал. Противоречия исчерпаны, и наступает гармония! Многие называют это состояние Счастьем! И говорят: "Спасибо!!! Вы помогли исполнить мою детскую мечту! Это один из счастливейших дней в моей жизни!".

Психология и психотерапияКультурное развитиеСамопознание

Другие статьи автора

Тест для родителей

5.0

Аватар специалиста Ольга Чередова

Ольга Чередова

Тест для родителей

Вот уже почти месяц я ежедневно провожу мастер-классы по рисованию на воде и, в основном, с детьми. За это время накопилось огромное количество наблюдений. Вот одно из них. К моей коллеге — мастеру с высшим художественным образованием, молодая...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также