Вернуться на главную

Ведическая культура и культура потребления. Сравнительный анализ

Дата публикации:
4 сентября 2014

0

(0)

810

0

0

Аватар специалиста Деврадж Devraj

Деврадж Devraj

автор

Ведическая культура и культура потребления. Сравнительный анализ

Сейчас в России довольно широкое распространение получает Ведическая культура. С другой стороны, умы многих из нас заняты культурой потребления, пришедшей к нам в основном из США и Европы в конце 90-х.

Сегодня мир настолько проницаем для информации и для обмена культурами, различными мировоззрениями, видениями окружающей реальности, что подчас довольно сложно определиться и выбрать что-то "своё". Данная статья позволит сориентироваться и приблизиться к более глубокому пониманию особенностей этих двух культур — "Ведической" и "потребления". Мы разберём, на основе каких принципов построены эти культуры, к чему они ведут и что дают человеку. Для удобства восприятия информации, все основные моменты сведены в таблицу.

Давайте для начала разберёмся, какова цель той или иной культуры. Ознакомившись с многими из них, я пришёл к выводу, что целью всех или почти всех культур является счастье.

Цель может формулироваться по разному, но, по-сути, всё сводится к стремлению к счастью. Различия проявляются в способе его достижения:

  1. Итак, если говорить относительно целей Ведической культуры и культуры потребления, то они полностью совпадают — это достижение счастья.
  2. 2Различия между этими культурами начинается на следующем этапе, — этапе понимания "кто Я", то есть кто должен достигать это счастье. Если не вдаваться в подробности (так как формат статьи этого не позволяет), можно сказать, что под "Я" культура потребления подразумевает тело или, в расширенном варианте, отделённый от остального окружающего мира комплекс "тело-психика-интеллект". К тому же психика и интеллект чаще всего воспринимаются как некая надстойка по отношению к телу. В ведической культуре под "Я" понимается душа, нетленная, неразрушимая, которая непостижимым образом одновременно едина и отлична от окружающего мира.
  3. Источники счастья в этих культурах тоже кардинально отличаются. Культура потребления считает, что источником счастья являются (удовлетворённые) органы чувств и предметы, которыми можно их удовлетворить. Ведическая культура полагает, что источником счастья является Высший аспект реальности, и всё счастье исходит от "Него". В разных направлениях Ведической культуры его именуют Бог, Брахман, Абсолют, Единое, Сверхсознание и пр.
  4. В качестве "инструментов" достижения счастья, культура потребления использует деньги, власть, славу и комфорт, то есть, по сути, нечто внешнее. Ведическая культура считает, что, в основном, развитие качеств характера может быть полезно для достижения счастья, а внешние обстоятельства, такие как финансовое благосостояние или общественное положение, вторичны. К таким качествам Ведическая культура относит преданность Высшему (Богу), праведное поведение, дисциплину, мудрость и пр.
  5. Основными "навигаторами" и "вдохновителями", направляющими к счастью в культуре потребления, являются СМИ, реклама, сплетни. Ведическая культура же следует Ведам, священным писаниям и откровениям мудрецов, прошедшим проверку тысячелетиями.
  6. В виду различия взглядов, эти культуры очень по-разному относятся к внешнему миру. Последователи культуры потребления считают, что внешний мир существует, чтобы удовлетворять их потребности. Ведическая культура рассматривает его как проявление Божественного или "Тело" Божественного.
  7. "Окружающих" человек культуры потребления рассматривает либо как тех, кто помогает удовлетворять потребности, либо как тех, кто мешает этому. Последователи Ведической культуры рассматривают окружающих людей (а также остальных живых существ) как детей Единой Матери, а соответственно, друг друга, как братьев и сестрер.
  8. Исходя из вышесказанного, можно определить, что основой взаимоотношений и их целью для последователей культуры потребления является выгода или в лучшем случае — взаимная выгода, для последователей Ведической культуры — любовь и уважение, братские отношения и забота друг о друге.
  9. Давайте теперь рассмотрим, как каждая из культур определяет успешность. Для культуры потребления успешность человека определяется по внешним признакам — социальная успешность (карьера, должность), финансовое благосостояния (машины, квартиры, счета в банках), внешняя "упакованность" и пр. Для последователей Ведической культуры успешность с внешней точки зрения оценить не так-то просто, так как для них важна внутренняя гармония и единство с Высшим. И только сам человек может определить, насколько он успешен в своей жизни.
  10. Определим, что для последователей этих культур является "психологическим" центром вселенной. Последователи культуры потребления полагают, что они сами являются "центром вселенной", и весь мир вращается вокруг него или вокруг "общества", к которой он принадлежит. Ведическая культура считает, что центром вселенной является Божественное, а сам человек может находиться, в зависимости от его действий и мыслей, либо очень близко к центру (в случае наличия великой духовности), либо на дальней периферии, в случае разрыва и "удаления" (неправильного образа жизни) от Божественного.
  11. Давайте теперь рассмотрим, каким образом последователи культур воздействуют на что бы то ни было. У последователей культуры потребления преимущественно проявляется манипулятивный способ воздействия с элементами конвенции (договорённостей), у последователей Ведической культуры — напротив — воздействие идёт на основе конвенции (с проявлением элементов манипуляции).
  12. Отношение к трудностям и неприятностям в жизни для каждой культуры своё. Представители культуры потребления стараются найти виноватого в их жизненных бедах и проблемах, а последователи Ведической культуры понимают, что источником их трудностей являются они сами, и для того, чтобы эти проблемы разрешились, необходимо найти и устранить причину в себе и в своём поведении.
  13. Давайте разберём на основе какой логики строится жизнь представителей обеих культур. Последователи культуры потребления, в основном, руководствуются строгой формальной логикой, особенно это проявляется у европейцев. Представители Ведической культуры опираются на логику нечётких множеств, которая позволяет одновременно сосуществовать и "да", и "нет". Логика квантовой физики схожа с подобной логикой, допускающей идею о том, что свет может одновременно быть и частицей, и волной.
  14. Отношения к труду в культуре потребления, в общем, для большинства её последователей можно выразить фразой — "поменьше поработать, побольше получить", у представителя Ведической культуры отношение несколько другое — они рассматривают труд, как служение божественному, и поэтому труд для них является священным действием — "ритуалом" поклонения Высшему.
  15. Отношение к питанию в культуре потребление следующее — еда должна быть вкусной, то есть максимально стимулировать органы чувств. Ведическая культура считает, что еда должна быть максимально полезной, соответствовать времени суток, времени года, и индивидуальным особенностям конкретного человека.

Мы рассмотрели особенности мировоззрения индивидуума обоих культур, давайте теперь рассмотрим особенности общества, построенного на основе культуры потребления и Ведической культуры:

  1. Задачами общества, построенного на основе культуры потребления, является создание комфортных условий для удовлетворения потребностей членов общества. Целью Ведического общества является создание условий для духовного развития его членов.
  2. Для решения данных задач общество, построенное на той или иной культуре, выбирает для себя наиболее подходящую геометрию. Общество культуры потребления больше похоже на пирамиду, где верхние слои имеют больше привилегий и значимости. Общество Ведической культуры построено по принципу единого организма, и каждый его член является важной "живой клеткой".
  3. Вектором (направлением) развития общества культуры потребления является материально-технический прогресс, который "открывает" новые способы более "полного" удовлетворения органов чувств. Для Ведической культуры таким "вектором" является духовный, морально-этический прогресс общества.

Теперь давайте рассмотрим, как каждая из культур относится к таким сферам, как образование, медицина и творчество:

  1. Образование в культуре потребления строится таким образом, чтобы учащиеся и студенты могли получить максимальное количество информации о внешнем мире и о способах манипуляции им. В Ведической культуре образование особое внимание уделяет воспитанию "позитивных" качеств характера и взращиванию в учащихся и студентах мудрости.
  2. Основной задачей "медицины культуры потребления" является устранение симптомов болезней. "Медицина ведической культуры" основное внимание уделяет излечению корня болезни (который лежит в сознании человека) с помощью правильного распорядка дня и определённых диет, то есть работает с причинами болезней, а не с их последствиями.
  3. Основной функцией "творчества (кино, музыка, живопись и пр.) культуры потребления" является стимуляция органов чувств. Ведическая культура рассматривает творчество, как некое напоминание о Божественном, как выражение отношения человека к Высшему.

Задачей это статьи не является пропаганда той или иной культуры. Её основная задача сравнить "мировоззрение" обеих культур.

Искренне надеюсь, что данная статья поможет внести ясность в Вашу жизнь, что позволит сделать более осознанный выбор, какой из этих культур следовать.

СаморазвитиеСамопознаниеВосточные практики

Смотрите также