Вернуться на главную

В процесс стресса мозг и мышление деградируют

Дата публикации:
26 мая 2014

0

(0)

961

0

0

Аватар специалиста Психолог светит Центр Светланы Козловой

Психолог светит Центр Светланы Козловой

автор

В процесс стресса мозг и мышление деградируют

Что такое стресс? Не будем обращаться к определениям из научных источников. В бытовом понимании — это очень дискомфортное состояние, в котором человек не может действовать, или действует деструктивно, и чувствует себя обессиленным.

Уже набила оскомину фраза, что "стресс — болезнь века". Но от банальности данное утверждение не теряет своей реальности.

Причина постоянного фонового стресса — неготовность нашей системы жить в том мире, который мы сами же и создали.

Представьте себе несколько тысяч лет эволюции, когда создавались механизмы реагирования на ситуации внешней среды и всего 50 (или меньше, по разным источникам) лет информационной революции. Можно ещё сказать о 200 годах с начала промышленной революции, но и эти годы в сравнении с тысячелетиями малы. Биологический механизм инертен. Мы живём совсем в другой физической и социальной среде. Выживать физически нам приходится редко. А организм реагирует на мнимые опасности так же, как в те времена, когда предполагалось физическое действие. В результате частых адреналиновых всплесков происходит разбалансировка всей системы реагирования и как следствие — хроническая усталость, потеря остроты восприятия, синдром дефицита внимания.

С точки зрения нейрофизиологии мы тоже не готовы к современному шквалу информации. В сортировании информации для принятия решения участвуют лобные доли, которые очень слабы и всегда отдают право решения в критических ситуациях нашей лимбической системе, которая связана с эмоциями.

  • Теперь вообразите, мы постоянно насыщаем себя информацией, которая вызывает эмоциональные всплески и вызывает готовность всей системы к какому-либо действию, а действия не происходит. Раз действия не происходит, напряжение, создавшееся в теле, не разряжается.
  • Дальше, лобные доли в анализе информации не участвуют — они просто не успевают включиться, потому как анализ-то и не требовался. Известный нейрофизиолог Гольдберг в своей книге "Управляющий мозг. Лобные доли и цивилизация" очень наглядно показывает наличие проблем у тех людей, у которых нарушены связи лобных долей с другими отделами мозга: и рассеянность, и невозможность сконцентрироваться на задаче, и болезнь Паркинсона. Лобные доли реализуют высшие и сложнейшие функции головного мозга, так называемые управляющие функции: интенциональность, целенаправленность, принятие сложных решений. Во время стресса, когда гормоны прут, лобные доли не могут реализовать свои функции.

В результате стресса мозг и способность к мышлению деградируют.

Задумайтесь, такое мощное эволюционное достижение, как образование коры больших полушарий, как появление префронтальных долей, в современном мире у большинства людей просто не используется. Что делать с этим??? Жить "как получится"? Переобучать свою систему?

Если выбираете ответ — "переобучать систему", то интенсив на Алтае "Огонь изнутри" направлен на то, чтобы заложить новые нейронные пути в мозге, проработать застаревшие напряжения во всей системе и обучить участников методам настройки мозга.

Мы будем помогать эволюции сознательно, направляя собственные усилия на то, чтобы создать внутреннюю среду для активной и осмысленной жизни.

Гурджиевские танцы — это всегда обмен информацией между собой всех участков мозга. Система управления движениями представляет собой распределённую систему, организованную по иерархическому принципу.

Система состоит из трёх уровней управления:

  • Кора головного мозга;
  • Ствол мозга;
  • Спинной мозг. Это на уровне вертикальном.

На горизонтальном — происходит постоянный обмен между правым и левым полушарием.

Информацию даю несколько упрощённо, чтобы была возможность всё-таки прочитать её и неподготовленному читателю.

А зачем конкретному человеку развивать мозг, нарабатывать такие абстрактные нейронные связи?

Мы нарабатываем новые нейронные связи, новые проводящие пути. И такое нейрологическое действо даёт нам большую свободу реакций. Эмоции, воля, мысль имеют как идеальную составляющую, так и материальную. У них есть психофизиологический механизм. Не буду скатываться в грубый материализм и писать о том, что достаточно всего лишь правильно помахать руками, чтобы выработать любые качества характера. Но и полный отрыв всех психических функций от материального носителя — неверен. "Сегодня мало кто из образованных людей, независимо от того, насколько они незнакомы с нейробиологией, сомневается в том, что язык, движение, восприятие, память, — все они как-то локализованы в мозге. Однако амбиции, влечения, предвидения, озарения — свойства, которые определяют личность и сущность человека, до сегодняшнего дня рассматриваются многими как, скажем, "внечерепные", как если бы они были атрибутами нашей одежды, а не нашей биологии. Эти ускользающие человеческие качества также контролируются мозгом, и, в частности, лобными долями. Префронтальная кора головного мозга находится сегодня в фокусе нейронаучного исследования; однако неспециалистам это большей частью неизвестно". (Голдберг "Управляющий мозг").

Иметь дело с внутренней неопределённостью — одна из главных функций лобных долей. В некотором смысле, решительный ли вы человек или тряпка, зависит от того, насколько хорошо работают ваши лобные доли. Исследования показали, что пациенты с повреждением лобных долей подходят к внутренне неопределённым ситуациям не так, как здоровые люди. Утрата способности принимать решения — один из наиболее типичных признаков ранней деменции. Повреждение других частей мозга обычно не затрагивает эти процессы.

Вот и ответьте теперь на вопрос: нужно ли вам развитие мозга как инструмента??

Если вы не можете дочитать текст до конца, не пропуская слова и целые абзацы, значит пора! Переобучать и тренировать систему к подножию Белухи, на Алтай, на интенсив "Огонь изнутри".

Психология и психотерапияЗабота о телеКультурное развитие

Смотрите также