Вы начинающий психолог, арт-терапевт, целитель, консультант? Если вы работаете самостоятельно, без помощи организатора, то эта статья будет полезна вам.
В России нет единого этического кодекса среди специалистов, помогающих людям найти гармонию во внутреннем мире и разобраться в себе. Но есть очевидные моменты. К сожалению, те, кто только начинает практику, могут упустить организационные нюансы работы с клиентами, что отрицательно сказывается на общем впечатлении от сеанса. Как следствие — отток клиентов. Для начинающего специалиста, который не успел утвердиться на рынке, — это особо ощутимо.
В этой статье мы напишем о важной составляющей комфортного сеанса психолога, арт-терапевта, целителя, массажиста — об обстановке.
Комфортная подходящая обстановка позволяет настроиться клиенту на нужный лад и воспринять максимум полезной информации. Да и самому консультанту комфортная обстановка заметно облегчит работу.
- Прозрачные условия для клиента.
Вопросы оплаты, предоплаты и длительности сеансов всегда лучше обговорить в начале консультаций чётко и без стеснений. Это убережёт от необоснованных претензий и ожиданий. Лучше всего, если прайс на основные услуги находится в свободном доступе и не является тайной.
- Квалификация специалиста.
Будьте готовы коротко и по сути предоставить информацию о своём обучении и опыте. Оптимально разместить эту информацию (копии сертификатов, дипломов) на вашей электронной страничке. Не поленитесь лично показать подтверждение регалий вместо того, чтобы отправлять человека на самостоятельные поиски данных о вас по сети Интернет. Таким образом, вы установите лучший контакт и покажете, что вы открыты для доверительного общения. Не стоит думать, что таким образом клиент выказывает недоверие. То, что он обратился за вашей помощью, — это уже проявление доверия к вам.
Если вы проводите консультацию в качестве прохождения практики, честно признайтесь, в том, что вы начинающий специалист. На лжи невозможно построить долгосрочную карьеру и репутацию. Честность и старательность, наоборот, располагает к общению.
- Компетенция.
Обговорите ожидания от сессии. Обсудите, чем вы можете помочь в ситуации. Если вы не компетентны в данном вопросе, не стесняйтесь перенаправлять клиента к другому специалисту или отказываться. Ведь в незнакомой вам области знаний вы можете не оценить свои возможности и навредить клиенту.
- Ограничения по времени.
Время — такой же ресурс, как и деньги. Задача консультанта — уложиться за время, которое вы оговорили предварительно. Уважайте чужие границы и личное пространство. У вашего клиента могу быть (и скорее всего есть) другие дела. Именно вы как специалист должны рассчитать время сеанса и следить за временными рамками.
- Много не значит хорошо.
Удлинение времени консультации "расслабляет" обоих — легче держать максимальную концентрацию внимания 50 минут, чем 90. Если время неоправданно увеличивается, то и терапевт, и клиент невольно могут переходить в режим эмоционального энергосбережения. Качество сеанса снижается.
- Уединённая обстановка.
Шум, телефонные звонки, случайные люди, музыка в общественных пространствах не способствуют концентрации внимания.
Если консультация проходит дома у клиента или по skype, то родные за стенкой или дети, которые вот-вот придут из школы, тоже будут отвлекать. Ещё менее приятно, когда консультант приглашает клиент к себе домой, не предупредив о домочадцах, потому что…
- "Это останется между нами!".
Конфиденциальность — это важнейшее условие, о котором обязан позаботиться любой терапевт. Список запретных тем у всех разный. Уточните, допустимо ли афишировать ваши встречи. И, конечно, никаких фотографий без разрешения. Консультация должна проходить в безопасном пространстве, где нет посторонних людей. Консультант может задеть слишком личную или болезненную тему. Обстановка тет-а-тет позволит открыто выражать любые мысли и эмоции.
Выгодный вариант для консультанта — аренда психотерапевтического кабинета. Как правило, в них уже предусмотрены все условия для комфортного сеанса.
Учёт этих нехитрых нюансов позволит вам в большей степени расположить клиентов. И у вас останется больше пространства для терапии и качественного общения с вашими клиентами!
Успехов вам и благополучия!