Люди часто вкладываются в отношения в одиночку. Стараются угодить партнёру, стать удобным, нужным ему человеком. Они думают, что таким образом станут любимыми. Но быть нужным и быть любимым — это далеко не одно и то же. Человек, который не умеет ценить сам себя, вызывает неуважение и у партнёра. Отказ от себя, своих желаний приводит "отказника" к хроническому недовольству собой и партнёром. В итоге, это сказывается на отношениях, разрушая их.
Пример из практики. От клиентки получено разрешение на публикацию, имена изменены.
Отношения Аллы и Антона длятся на протяжении трёх месяцев. Молодой человек очень занят. Он и учится, и работает. Алла понимает, что Антон устаёт, у него финансовые сложности, жалеет его. Уже сформировалась традиция, парень приходит вечером в квартиру Аллы, где его ждёт ужин, беседы, секс. Утром Антон надевает постиранную и отглаженную Аллой одежду, завтракает и уходит по "своим делам". На все просьбы девушки куда-нибудь сходить вместе, он отвечает, что очень занят, устаёт. Денег, чтобы вложиться в ставший уже совместным бюджет, у него нет. Он ведь учится, поэтому на время учёбы зарплата у него минимальная. Едва хватает на содержание самого себя.
С каждым днём девушка ощущает всё большую неудовлетворённость такими отношениями. Она чувствует себя использованной, всплывают картинки из детства, когда разведённая мама, пытаясь построить отношения с мужчинами, накрывала обильный стол. Женщине постоянно "встречались" мужчины с трудностями в жизни. Она их жалела, понимала, прощала и каждый раз оставалась одна, "никому не нужна". Печальный опыт матери до сих пор откликался для Аллы страхом и болью. После очередного разочарования в отношениях мама или плакала, лежала "в депрессии", или срывала свою злость на дочери. Когда мама кричала на малышку, девочка видела её лицо, искажённое ненавистью, чувствовала себя плохой, ненужной и могла только плакать.
Предлагаю Алле нарисовать на листе бумаги формата А4 три квадрата.
Затем в каждом квадрате схематично изобразить:
- в среднем — травматическое событие — ярость матери;
- в первом — то, что предшествовало этому событию;
- а в третьем — то, что происходило после.
В первом квадрате оказался накрытый стол и две маленькие, незначимые фигуры — мужчина и женщина. Мама считала, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Пытаясь угодить мужчине, она накрывала полный стол.
Травматическое событие — когда мать направляет свою ненависть, адресованную мужчине, на дочь. Это слёзы маленькой Аллы, её закрытый рот с невыраженным криком: "Аааа".
В третьем квадрате — рука с перечёркнутым обручальным кольцом. Этот рисунок отражает страх девушки перед браком, мужчинами, отрицание отношений.
Предлагаю Алле раскрасить содержимое трёх квадратов.
Глядя на первый рисунок, девушка чувствует злость. Сейчас Алла считает, что, когда в основе отношений лежит еда — это подмена отношений,
Мама уделяла каждому мужчине значительно больше внимания, чем себе и ребёнку. При этом она презирала его за материальную несостоятельность, инфантильное поведение. Кормя мужчину и заботясь о нём, она копила злость, а затем проявляла своё недовольство в придирках и скандалах.
Мама не чувствовала ни собственной ценности, ни ценности мужчины, в результате, получала от мужчины унижение и оскорбления — то, к чему она и была готова. Мужчины отказывались от неё также, как когда-то она отказалась от самой себя. Алла поняла, что уже не готова вести себя подобно маме, она будет говорить о своих желаниях, а также о том, что её не устраивает. Она разрешает себе быть неудобной, выбирать себя, возможно, что при этом она встретится и с недовольством мужчины, его агрессией.
Важным пунктом в психотерапии травмы является работа с чувствами. Маленькая Алла не только испытала на себе агрессию матери, но, и нередко, была свидетелем мужской агрессии в адрес матери. Угождая мужчине, она боится быть неудобной, вызвать его агрессию. На данный момент страх девушки сильнее, чем её собственные желания.
После применения метода ДПДГ (EMDR) негативные воспоминания Аллы о материнской агрессии потеряли эмоциональный заряд и стали нейтральными. Следовательно, снизился страх и перед агрессией в целом.
— Хочу, чтобы мужчина приносил "еду", так я почувствую его заботу о себе, о нашем будущем. Это будет подтверждением тому, что он взрослый человек, а не ребёнок. Я хочу, чтобы он делал это по своему желанию. Если такого желания нет, не будет и отношений. Мужчина приносит продукты, я готовлю. И никак иначе, каждый вносит свой вклад. И ещё, чтобы взаимодействие было настоящим, друг для друга, хочу контакт глазами.
Алла меняет первый рисунок, предшествующий травме: добавляет в него продукты, принесённые мужчиной, двух влюблённых, которые смотрят друг на друга, могут говорить о сокровенном и слышать друг друга.
Сейчас, когда Алла нарисовала устраивающую её картинку отношений с мужчиной, второй и третий рисунки уже не нужны. Их просто не существует (девушка рвёт рисунки). Когда у Аллы исчезает страх перед агрессией, нет страха и перед обручальным кольцом.
Женщине необходимо открыто говорить мужчине о том, что её не устраивает. Так поступает человек, который ценит и уважает себя, для которого собственная ценность больше, чем страх потерять отношения. Если мужчина не готов женщину слышать, это означает, что отношения могут разрушиться. Но те ли это отношения, которые стоит сохранять?