Вернуться на главную

Уважение и положение

Дата публикации:
22 марта 2015

1.0

(1)

282

0

0

Аватар специалиста Виолетта Манунцева

Виолетта Манунцева

автор

Уважение и положение

Есть такое слово "уважение". Согласно самому обычному толковому словарю русского языка оно означает "чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств". Ещё в этом слове, если посмотреть на него повнимательнее, можно увидеть отсылку к словам важный, важность. Также вспоминается устаревшее "уважить" — разг. 1. Согласиться на что-либо, признав убедительным, заслуживающим внимания. 2. Оказать кому либо уважение, доставив удовольствие, угодив, выполнив какое либо желание. 3. см. тж. уважать (Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф.).

Так вот к чему я это всё. Уважение как чувство, ощущаемое на уровне эмпатии и интуиции, существует как бы в 2-х вариантах, 2-х плоскостях. С одной стороны, она как любовь или симпатия: либо есть, либо нет. С другой, оно как мёд для Винни-Пуха: если есть, то сразу нет, или наоборот. В том смысле, что ряд определённых поступков и действий, сообразно контексту и ситуации происходящего, могут как уничтожить его, так и создать или вернуть. Далее мы будем рассматривать уважение скорее из первой категории. Хотя возможно его можно рассмотреть и в 2-х этих эпостасиях.

Я сейчас говорю об уважении к вашему начальнику. Непосредственному, будь то старший в вашем отделе, рабочей группе, ваш заведующий, завуч и т.д. Рассматриваю именно эти отношения, так как они наиболее реальные и близкие, нежели отношения с директором организации, в которой вы работаете, — его вы можете просто не знать.

Собственно, работаете вы себе, работаете, может, недавно, а может, не очень: в любом случае сразу с первого дня вы этого не заметите — должно пройти время, за которое ваш руководитель/начальник увидит и прочувствует, как вы общаетесь с ним, с коллегами, с клиентами и т.п.

Вы человек, безусловно, образованный и воспитанный, поддерживаете со всеми культурные деловые отношения, с начальствующими выдерживаете субординацию. И вот в какой-то момент вы ловите себя на том, что начальник стал предъявлять всё больше претензий к вашей работе, чем раньше, хотя характер работы не изменился. Вас это озадачивает, вы ставите ситуацию на контроль и понимаете, вернее чувствуете в какой-то момент, что всё отношение начальника к вам теперь сводится к одной непостижимой фабуле "уважай меня, больше, больше уважай меня".

Мнение сотрудника крупной региональной компании:

"Устроившись на работу, я априори относилась к руководителю уважительно. В то же время он мне нравился как руководитель и как человек. Спустя время, когда я столкнулась с его некомпетентностью в некоторых рабочих вопросах, уважать мне стало его труднее. Но, оставаясь человечным, он бы вполне был мной уважаем и любим. Но с каждым случаем, в котором проявлялась его некорректность, несправедливость и т.п. как человека, у меня накапливалось раздражение. Сейчас, номинально выражая свою поучительность, я веду себя корректно, как предписывает деловой этикет. Но, если задуматься, я его не люблю и, как следствие, внутренне не уважаю. И, возможно, чувствуя это, он невольно начинает раздражаться и бессознательно требовать: "Больше уважения!" или "Ты должна меня любить!" Чем больше он требует незаслуженной любви, тем меньше мне хочется его уважать. И это какой-то замкнутый круг".

А теперь внимание, вопрос: как уважать ещё больше того, кто по статусу и положению итак в большем авторитете, и кого итак уважают, по большей части, совершенно искренне? Именно этот вопрос неизбежно возникнет рано или поздно у вас, если вы окажетесь в подобной ситуации, наряду с двумя другими вопросами: как так произошло? (почему?или кто виноват?), и что я могу сделать для улучшения ситуации? (что делать?). И вот какие размышления посещают меня, когда я думаю про "почему?"

Больше всегда нужно тому, кому действительно больше нужно, прошу прощения за тавтологию. Ну то есть вот действительно: если просят, значит, необходимо человеку, плохо без этого; недостаточно того, что и зарплата у начальников, как правило в разы больше, чем у рядовых сотрудников, и субординация так или иначе всё равно присутствует, какой бы ни была организация и сотрудники, и опыт и профессионализм у начальников выше, ведь сложно стать начальником, ничем не выделяясь на фоне других работников. И вот тут становится интересно.

Предположу такую вещь: начальниками редко становятся те, кому повезло, но они вот никак не хотели и не ждали такого поворота. Как правило, везение совпадает с желанием самого человека занять начальствующую должность (хочу, чтоб подчинялись, хочу строить других, хочу з.п. побольше, статус повыше и т.д. и т.п.). При этом люди, являющиеся профессионалами в своём деле, могут совершенно обходиться без таких вот лавров, примером чего являются психологи и психотерапевты, занимающиеся частной практикой и живущие только на доходы от практики.

Я это всё к тому, что с этой точки зрения, желание стать начальником и реализация этого желания как бы подразумевают нехватку уважения у человека по умолчанию, и как следствие, постоянное или периодическое требование этого от подчинённых, особенно если понятия о проявлениях этого чувства у руководителя и подчинённого не совпадают. То есть, что называется, получите — распишитесь. Ваш начальник заставит вас уважать его настолько сильно, насколько ему будет нужно. Или по крайней мере проявлять это в достаточной степени ярко. В противном случае, вам найдут замену. И вот о том, что сделать, чтобы этого не случилось, и как же дать человеку того, чего он хочет, без ущерба для себя, вот именно об этом стоит задуматься, если вам действительно дорога эта работа.

В заключении вспомнилось. Есть такое до края экзистенциальное кино "Голгофа". И есть там такая фраза: "…Понятно, он хочет быть любимым; мы все этого хотим. Не любят, тогда пусть восхищаются. Не восхищаются, тогда пусть боятся. Не боятся — пусть ненавидят и презирают. Опасайся того, кто хочет, чтобы его ненавидели и презирали…"

Именно о том, что делать в подобной ситуации, как выйти из неё при минимальных потерях, хотелось бы побеседовать с уважаемой аудиторией форума. Как бы поступили вы? А может вы действительно оказывались в такой ситуации? Как вы вышли из неё? Давайте обсудим…

СаморазвитиеПсихология и психотерапия

Другие статьи автора

"Синдром" второсортности, или переоценка самооценки

1.0

Аватар специалиста Виолетта Манунцева

Виолетта Манунцева

"Синдром" второсортности, или переоценка самооценки

К слову говоря: вопрос второсортности — это, если так можно выразиться, краеугольный камень самооценки, а точнее, самоотношения: как личностного, так и общественного. И здесь, к сожалению минус на минус не даёт плюс. В том смысле, что, если...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также