Вернуться на главную

Устройство души и духа человека. Христианская антропология

Дата публикации:
26 июня 2023

0

(0)

39

0

0

Аватар специалиста Олег Заев

Олег Заев

автор

Устройство души и духа человека. Христианская антропология

Базовые положения христианской антропологии

К таковым относятся убеждения следующего порядка:

  1. Утверждение о том, что любой человек не есть животное, но существо, сотворённое Богом по образу и подобию Своему.
  2. Конструктивно человек состоит из трёх частей: духа души и тела. Понятие части позволительно всегда, когда имеется возможность отделения одной части от другой. В отношении человека, живущего земной жизнью, отделение тела от души и духа названо смертью. Душа предстаёт на суд Божий, тело отходит в землю до момента воскресения из мёртвых.
  3. Дух человека — тончайшая субстанция, которая подобно антенне "улавливает" действие духовного мира. Под духовным миром понимается мир бессмертных ангелов, которые до появления человека разделились на два типа: одни ангелы остались Божьими, другие вступили в противостояние с ними и по этой причине названы бесами. Такое устройство духовного мира делает обязательным для человека различение духов, чтобы не оказаться в ловушке обаяния у злонамеренных ангелов, основной смысл которых погубление как можно большего числа людей.
  4. Душа человека — является более плотной субстанцией, чем дух, и в некотором роде является бесплотным "телом" для него. Душа рождается во время, сопредельное зачатию человека, отчего её возраст определяется временем физического рождения (паспорт) плюс 9 месяцев (сказать в какое же от зачатия время рождается душа не представляется возможным, поскольку точная информация точно отсутствует). Если мы соглашаемся с рождением души человека в сопредельное время зачатия его тела и считаем такую информацию достоверной, то, как следствие, мы обязаны исключить из разряда достоверной информацию о существовании души на ранних якобы стадиях бытия.

Поэтому говорить о реинкарнации, о перерождении человека, о переходе души из одного тела в другое, о смене материальной оболочки, о колесе Сансара, о карме, о мире Парах Параватах, где якобы пребывает душа до появления на земле, конечно, можно, но как о ложном представлении, которое к реальности не имеет никакого отношения. Фейк, выдумка, фантазия и не более того.

Кто выдумал? Это совместное творение людей и демонов, в котором первичным автором таких идей являются демоны, которые убедили людей в том, что это древние знания и их нужно сохранять. Отнюдь, чем быстрее с ними расстанетесь, чем быстрее воспримете их как иллюзию, тем быстрее произойдёт оздоровление души. Потому как ложь для души есть яд.

  • Рождение не есть, одновременно, творение. Между этими терминами исключено тождество. Рождение — это акт, при котором происходит перенос свойств от родителя к рождаемому существу. Поэтому в мире животной и не животной природы размножение построено по принципу рождения и переноса свойств: крокодил рождает крокодилов, кошка рождает котят, человек — человеческих детёнышей, Бог рождает Бога. Поэтому в Символе Веры христиан однозначно говорится о Богочеловеке Иисусе Христе: "Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу".

В противоположность рождению, акт творения предполагает происхождение из другой материи, не той же самой, что и у Творца. Например, папа Карло не имел жены, чтобы родить себе сына в полном смысле этого слова, поэтому, взяв полено, сотворил его из другой природы — полена. Сказочное волшебство оживило куклу и сделало его подвижным существом, которому ещё только предстояло стать похожим на настоящего человека.

  • Конструктивно душа человека состоит из трёх сил, которые в разное время находились в разном соподчинении друг другу. Силы души имеют названия: умная сила, эмоциональная сила, вожделевательная, она же желательная, сила. Нам нужно знать в рамках инструкции, что до грехопадения души людей Адама и Евы находились в не повреждённом состоянии, отчего все три силы души находились в изначально правильном соотношении и соподчинении.

Такое состояние души первых людей позволяло им оставаться в присутствии Божием, отчего само присутствие Бога делало их изначально бессмертными. Нарушение условия бытия, то есть "инструкции", то есть Заповеди в раю, обусловило грехопадение и разрыв с Богом, то есть удаление от Него и приобретение смерти как следствия. Смерть необходимо в таком случае воспринимать как благо, поскольку повреждённость души при сохранении вечности бытия есть наказание гораздо более тяжёлое. Поэтому смерть человека по истечении земного бытия есть милость для человека.

Представьте себе, что человек болеет, болезнь усугубляется, исцелиться он не может, однако, и умереть не может, потому как вечен в бытии своём. Представили? Врагу не пожелаешь. После грехопадения силы души у каждого рождающегося человека неизбежно находятся явно не в гармонии друг с другом и по мере возрастания ребёнка и влияния взрослого сообщества происходит лишь усиление повреждения в большинстве случаев. Исключение составляют святые люди, которые восприняв учение Церкви, преобразили себя по образу и подобию Божию. По крайней мере, достигли Его милости. Дай, Боже, и нам достигнуть этого же.

По итогу в этом блоке информации нужно понять и принять, что каждая сила души имеет свои заболевания, поэтому нужно непременно трудиться над тем, чтобы началось исправление нашей души. Первейшее дело в исправлении ситуации это погружение в "инструкцию". Это начало начал, вместе с изучением Закона Божьего. Без инструкции, без плана, человек подобен машине без программы, как вариант с повреждённой программой, который хоть и возьмёт в руки лопату, но так и останется бесплодным на поле, потому как … не будет понимать, что ему делать: копать окоп, траншею, фундамент для дома, гору насыпать, или просто перекапать участок? Техническое задание решает эту проблему с неопределенностью.

По аналогии "инструкция по эксплуатации" человека, так же по подобию, решает родственные задачи. Вместе с тем прописывает цели и задачи на длительное время, отвечает на вопросы смыслового порядка: Кто я? Где я? Зачем я? В чём моё предназначение и прочее? Более подробно о том, как устроена душа рассматривается в развёрнутой части антропологии, где более подробно рассмотрено устройство души, составность каждой силы, типы и причины поврежденности каждой силы. Поврежденность души неизбежно приводит к повреждению тела по причине психосоматики, что без исцеления души обрекает процесс исцеления тела на бесплодность.

  • По окончании земной жизни, после третьего рождения, душа определяется с местом пребывания до Всеобщего Страшного Суда Божия: кому рай — рай, кому ад — ад. Поясним, что ад и рай — это места временного, а не вечного пребывания. Их значение утрачивается после Всеобщего Суда и Воскресения из мёртвых всех ранее умерших людей. С того момента два царства остаются в вечном бытии: Царство Божие и царство сатаны, куда будут определены люди с их воскресшими телами. Попутно заметим, что человек на пути к вечности переживает три акта рождения: первый это внутриутробное рождение и пребывание в утробе до 9 месяцев, после чего наступает смерть … для утробы и, одновременно, рождение в мир под солнцем. Это есть второе рождение. Третье рождение в жизнь вечную происходит, одновременно, со смертью физического тела человека. Таким образом, череда подобных рождений подразумевает поступательный характер и не имеет возвратного действия. "Человеку положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27). Для христиан третьим рождением является акт крещения, поскольку он рождается в этом акте для жизни вечной с Богом. Вечно будут жить все, но не все с Богом.

Вот эти семь "условных" положений определены мной как базовые на основании восприятия всей суммы информации, которая осмысливалась в разное время на протяжении четверти века. Эти положения названы условными, поскольку произвольно определены в группы, что предполагает возможность изменить их составность в тот вид, который будет удобен другому человеку. От этого значения не пострадают, если только не будут изменены сущностным образом.

Теперь же настало время попросить вас, внимательно прочитать эти базовые положения и дать мне обратную связь на этот текст: понятно ли изложено, заходит информация или нет, что понятно, что не понятно?

В каком месте и что пояснить, была ли эта информация для вас новой и что именно? Прошу не оскорбляться духовных лиц, которые всё это проходили в семинариях и академиях. Ваша функция модерирующая. Но и ваши высказывания при наличии желания и возможности мне будут интересны и полезны. Ведь каждый человек имеет в себе Богом данное творчество и свободу, чтобы выразить своё отношение, своё понимание того, с чем он встретился. Важно и спасительно для такого человека, чтобы свободно исповеданное им соподчинилось высшей истине, а не, напротив, истину подчинило своему представлению. Что часто мы встречаем у заблудившихся людей: инославных, еретиков, раскольников, сектантов и прочее.

Итак, жду ваших высказываний по существу, по теме написанных базовых положений христианской антропологии. Каждый из вас может попытаться пересказать все эти положения своему ближнему и узнать как самого себя, так и своего ближнего, и его отношение к предмету вашей веры. Очень часто христианин замкнут внутри себя и не имеет возможности поговорить об этом с другими людьми. На этой площадке это можно будет сделать.