Вернуться на главную

Услышь меня!

Дата публикации:
25 марта 2015

5.0

(1)

191

0

0

Аватар специалиста Твердовская Юна

Твердовская Юна

автор

Услышь меня!

Легко заметить следующую закономерность: чем успешнее человек, тем больше времени он проводит в общении, именно таким образом создавая себе популярность, авторитет, новых клиентов и партнёров. Но ведь известен и другой факт: практически каждый человек ежедневно проводит 50 — 80% своего времени бодрствования в общении. Так почему же разным людям это общение приносит разные дивиденды? Для того, чтобы это понять, нам необходимо проанализировать, из чего состоит процесс общения, и какие из составляющих напрямую влияют на размер дивидендов в виде вышеперечисленных популярности, клиентов и т.д.

Итак, для того, чтобы общение приносило дивиденды, мы, в первую очередь, должны быть интересными собеседниками. Важно, чтобы нам было, что сказать, чтобы вызвать отклик в душе другого человека. Эта составляющая процесса общения напрямую зависит от нашего образования, кругозора, интеллигентности, профессионализма. Она, пожалуй, является основной и выполняет функцию привлечения собеседника. Поэтому 45% всего времени общения мы излагаем. Как правило, большинство людей фокусируют своё внимание именно на этой части общения. Это позволяет им повысить свою самооценку, выглядеть привлекательно в глазах социума. Многим людям этого вполне достаточно для того, чтобы ощущать себя успешным. Но рано или поздно человек начинает осознавать, что ощущать себя успешным не означает автоматически быть успешным.

А вот другие 45% времени общения мы слушаем. И если процессу изложения в нашей культуре образования уделяется максимум времени: школа, университеты — деятельность этих учреждений в основном направлена на развитие личности, то обучению слушать и, таким образом, проявлять интерес к другой личности, в системе нашего образования отводится совсем мало внимания. Хотя, именно эта составляющая процесса общения отвечает за поддержание интереса собеседника, за его желание продолжать общение, а, тем более, продолжать общение, за которое надо платить (в данном случае, неважно платить вниманием, заботой, деньгами, своим временем или чем-то ещё). Здесь важно понять, за что человек готов платить скорее, больше и легче: за признание чей-то ценности или за чувство собственной ценности.

Конечно, человеку легче заплатить, оказать услугу или уделить время тому собеседнику, который внимательно слушает, проявляет заинтересованность — ведь, таким образом, человек поднимает свою самооценку, ощущает себя успешными.

Выходит, что человек, который фокусирует своё внимание на процессе изложения, ощущает себя успешным, а человек, который даёт своему собеседнику выговориться и, таким образом, ощутить себя успешным, становится успешным сам. И для того, чтобы начать получать дивиденды от своего общения, надо всего лишь сместить фокус с процесса изложения на процесс слушания. Как говорил Дэйл Карнеги: "Секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем".

К сожалению, система современного образования практически не учит слушать. А ведь этот навык не только полезен, но и крайне увлекателен! Если пассивное слушание позволяет, как минимум, узнать что-то новое и расположить к себе людей, то активное слушание, например, развивает речь, кругозор и эмоциональный интеллект. А следующий шаг слушания — умение слышать открывает перед человеком неограченные возможности в выстраивании отношений любого типа.

Яркий пример из жизни:

4 разных реакции на фразу собеседника: "Как я устал!":

  • с позиции излагания: "И не говори! А я-то как!" (так реагирует человек, которому ощущение собственной ценности, успешности намного важнее любых дивидендов, которые можно получить от общения);
  • с позиции пассивного слушания: "Да ты, на самом деле, выглядишь уставшим!" (так реагирует человек, которому важно подчеркнуть ценность собеседника, возможно, что этот собеседник в ответ захочет сделать что-то хорошее в будущем, т.е. возрастает вероятность получения дивидендов от общения);
  • с позиции активного слушания: "Как ты собираешься с этим справляться? Сменить обстановку, поехать отдохнуть (здесь возможны варианты)?" (так реагирует человек, который планирует продолжить общение: позвать собеседника на совместный отдых, продать ему путёвку, пригласить его в новый интересный проект и сделать своим партнёром или сотрудником и т.д. Такой человек очевидно является успешным, потому что заявление своего собеседника воспринимает как сигнал к действию, и своей реакцией не только подчёркивает важность оппонента, но и немедленно вовлекает его в свою жизнь, получая, таким образом, разного рода дивиденды);
  • с позиции "слушаю и слышу": "Отчего ты устал: от нагрузки или тебе хочется, чтобы тебя больше ценили, благодарили, любили (возможны варианты, в зависимости от обстоятельств)?" (так реагирует по-настоящему чуткий и близкий человек, для которого люди обычно готовы жертвовать даже своими интересами, потому что ничего на свете не жалко для того, кто за обычными словами и фразами слышит Личность).
Психология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Синдром Спящей Красавицы

5.0

Аватар специалиста Твердовская Юна

Твердовская Юна

Синдром Спящей Красавицы

Успешные, состоявшиеся в карьере и материально женщины, но с неустроенной личной жизнью, составляют как минимум треть клиентской аудитории психотерапевтов. А в крупных городах процент таких клиенток — гораздо выше. Их запросы, так или иначе,...

Читать далее
Несчастная любовь — удобная иллюзия

5.0

Аватар специалиста Твердовская Юна

Твердовская Юна

Несчастная любовь — удобная иллюзия

Осмелюсь утверждать, что с точки зрения психологии, несчастной любви не существует. Прекрасные книги, фильмы, картины и стихи, посвящённые теме несчастной любви посредством великой силы искусства, создают реалистичную иллюзию о том, что человек...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также