Вернуться на главную

Упражнения на развитие речи

Дата публикации:
30 ноября 2012

5.0

(1)

2663

0

0

Аватар специалиста Евгений Хорошев

Евгений Хорошев

автор

Упражнения на развитие речи

5 упражнений начального уровня изучения и практики сценической речи.

Упражнение №1. Разминка языка

Теория. Многие проблемы с речью — дефекты, нечёткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык — одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для чёткой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.

Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость — значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.

Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна чёткая и внятная речь.

Описание упражнения:

  1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давить о верхнее нёбо. С силой нажимайте языком на нёбо, потом расслабляйте. И так 10 раз. В это время чётко представляйте вкус сока этих ягод. Зубы при этом разомкнуты.
  2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.
  3. Уколы в щёки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили — подержали пол секунды — отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.
  4. Повторяем:открываем рот;зацепляем язык за основание нижних передних зубов;с силой выдавливаем основание языка вперёд, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды;кладём язык на своё место внизу рта;закрываем рот. Делаем 5 повторений.
  5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

Упражнение №2. Разминка лица

Теория. Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20–30 этих самых выражений лица.

Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления "мешков" под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.

Описание упражнения. Упражнения лучше выполнять перед зеркалом:

  1. Вытянуть губы вперёд трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперёд как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперёд — в сторону. 30 повторений.
  2. Вытянуть губы вперёд трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.
  3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.

Упражнение №3. "Бао, вао, гао"

Теория. Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности.

Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3–4 минуты.

Описание упражнения:

  1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: "Бао, вао, гао". При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть. Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идёт поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим "Бао", затем наклон вперёд: "Вао", наклон влево "Гао". Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: бао, вао, гао; дао, жао, зао; као, лао, мао; нао, пао, рао; сао, тао, фао; хао, цао чао; шао щао яя. Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы.
  2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением. Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу — кулак. Как будто вы кому-то показывали "все отлично", выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем. Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрётся в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть. Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.

Упражнение №4. Правильное дыхание

Теория. Дышать правильно — это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете — надувается живот) становится возможным говорить на "опоре" — когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остаётся во вдыхательной позиции. Диафрагма остаётся растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.

Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.

Описание упражнения. Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьёте воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперёд. Чтобы это отследить — положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения.

Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.

Упражнение №5. На мели мы лениво…

Теория. Одна из самых распространённых трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса.

Упражнение. Выучите данную трудноговорку. Её можно использовать для выполнения Упражнения №4. Если встретите незнакомое слово — обязательно узнайте его значение.

На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя.
Не меня о любви ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.

Успехов Вам и творческих успехов!

СаморазвитиеПсихология и психотерапия

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Тревога как основа жизни или нет?

0

Аватар специалиста Мария Занина

Мария Занина

Тревога как основа жизни или нет?

В связи с последними событиями в стране и в мире тревога имеет место быть. Это нормально чувствовать её в условиях неопределенности и постоянных изменений. Но представьте, что человек ее испытывает её всю жизнь, это основа, опора его жизни. Как...

Читать далее
Сказка о потерянном времени. Или как "дети" застревают в стареющих телах.

0

Аватар специалиста Анна Попова

Анна Попова

Сказка о потерянном времени. Или как "дети" застревают в стареющих телах.

Совершенно не важно сколько фактически человеку лет, его поведение и в 40 и в 60 будет определяться исключительно его эмоциональным возрастом. И для того чтобы определить реальный возраст достаточно послушать/понаблюдать то, как человек реагирует...

Читать далее
Тантра – опасный духовный путь. Причины.

0

Аватар специалиста Татьяна Аржаева

Татьяна Аржаева

Тантра – опасный духовный путь. Причины.

По какой причине тантра опасный духовный путь? 1. Тантра – это духовный путь, на котором действуют все законы духовного пути. То есть тантра, как путь, не исключение. Хорошо бы, вставая на духовный путь, тем более такой, знать хоть немного об этих...

Читать далее
Обоснованная и необоснованная критика и суть человека

0

Аватар специалиста Татьяна Аржаева

Татьяна Аржаева

Обоснованная и необоснованная критика и суть человека

Обоснованная и необоснованная критика и суть человека Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее. Дени Дидро. То, как человек реагирует на обоснованную критику, показывает его суть. По какой...

Читать далее