Уход от патологических отношений — освобождение от травмы или её закрепление?
166
0
0
166
0
0
Есть такой ЧАВО: как влияет внешнее исчезновение родителя на освобождение человека от ранних травматических отношений и проблем, ими вызванных? Такими исчезновениями родителя могут быть: смерть, развод, отстранённость родителя по каким-то причинам, сепарация человека — например, переезд в студенческое общежитие, в съёмную квартиру, в другой город или страну. Так как влияет? Ответ неоднозначен.
Небольшое вступление.
Человек, бессознательно фиксированный на травматическом опыте, может испытывать тоску по идеализированным, хотя и смутно осознаваемым аспектам:
Из-за того, что такие ранние отношения не получились цельными и завершёнными, фантазия о них остаётся фрагментированной, разорванной. Эти куски стремлений и побуждений, словно щепки, конечно, ищут реализации в жизни и одновременно вызывают то, что раз за разом прерывают возможность жить и дышать полной грудью (то есть витальность). В жизнь вторгается застенчивость, ипохондрическая озабоченность, истощение, разочарования, депрессивные реакции, уход в себя и т.д. Травматическую картину общими чертами определили. Теперь о сепарации.
Вполне понятно желание человека (который остаётся ребёнком родителя) сделать усилие, чтобы достичь большей зрелости и самостоятельности. Такими усилиями могут быть не только территориальная сепарация, но и поиск кардинально новых отношений или уход в какую-либо деятельность. Как правило, чем активнее и дольше вложение в одну сферу, тем сильнее и с отложенным эффектом может "выносить" симптоматикой или неудачами в другой.
Ведь после ряда небольших затруднений, которые просто мешают учиться, быть в отношениях или работать, и они как назойливые мухи, от которых пока можно отмахнуться — могут последовать крахи посерьёзнее, которые угрожают не только полноценному социальному функционированию человека, но психическому и физиологическому здоровью в полной мере.
О неоднозначных последствиях таких вполне понятных усилий к самостоятельности говорит американский психоаналитик Кохут. Надо сказать, что и Кернберг, и другие психотерапевы говорят о том же: "Отсутствие или потеря патологического родителя может стать благотворным освобождением, если ресурсы ребёнка позволяют ему идти вперёд и, в частности, если другой родитель или заменяющий родителя человек с особой эмпатической заинтересованностью в судьбе ребёнка бросается закрывать эту брешь и обеспечивает сначала временное восстановление нарциссических отношений, а затем их последовательную постепенную ликвидацию. Но если замена невозможна или доступные ресурсы ребёнка уже были слишком прочно привязаны к патологическому родителю, то тогда недоступность родителя способствует сохранению и подкреплению патологии. Решающее вытеснение (архаичного) идеализированного родительского имаго (образа родителя) может произойти после внешнего исчезновения родителя. Последующая фиксация на бессознательной или, как это часто бывает, на отщеплённой или отвергнутой фантазии о всемогущей идеализированной родительской фигуре препятствует постепенной — или отвечающей фазе развития — преобразующей интернализации (когда внешнее становится внутренним) соответствующей нарциссической конфигурации".
Вот такие дела. Если подытожить, то, как всегда идёт речь о том, повезёт ли перепрожить и перезапуститься в новых отношениях с другим или нет. Именно в отношениях с другим человеком, с тем, кто одновременно играет роль и родителя, и того, кто на родителя не похож: другой родитель или заменяющий родителя человек.
Говоря о вытеснении нарциссической структуры, имеется ввиду ещё и так называемое вертикальное расщепление. Его можно представить как расщепление между:
Кохут считает, что, так как фантазия об идеальных отношениях с идеальными родителями становится вытесненной и отщеплённой, без анализа не может произойти никакого изменения фантазии и интеграции её с реальностью, даже если появится достойная смена родителя, вернётся сам родитель или ребёнок (уже взрослый) вернётся к родителю за переигровкой отношений (которую ожидать, естественно, тщетно).
Восстановление и ликвидация нарциссических отношений, о которых говорит Кохут, и которые ведут к освобождению — тема, требующая нескольких отдельных постов.