Учитесь властвовать собой
1198
0
0
1198
0
0
Максима "эмоциям не место в бизнесе" потеряла былую актуальность. Эмоциональная компетентность ценится не меньше, чем интеллект. Можно ли её развивать и как она помогает в управлении людьми?
По данным различных исследований, которые приводит Дэниэл Гоулман в своей книге Emotional intelligence, только от 4 до 25% успеха в любой деятельности определяется интеллектом. По результатам же его собственных изысканий, 33% успешности в любой деятельности определяется познавательным интеллектом. Что касается эффективности руководителя, то она зависит от IQ только на 15%. Это отнюдь не значит, что у добившихся успеха уровень интеллекта мал — просто среди людей с высоким интеллектом на успешность начинают влиять другие факторы. Совокупность этих способностей и называют "эмоциональным интеллектом".
После выхода книги Гоулмана понятие "эмоциональный интеллект" сразу приобрело огромную популярность. Хотя впервые этот термин появился в трудах американских психологов Джона Майера и Питера Саловея в 1990 году, а аббревиатуру EQ (emotional quotient — коэффициент эмоционального интеллекта) ввёл клинический физиолог Рувен Бар-Он.
Как и в случае со многими другими научными понятиями, сложилось несколько подходов к тому, что подразумевать под эмоциональным интеллектом. Наиболее известны модели Рувена Бар-Она, Дэниэля Гоулмана, Майера и Саловея. Схемы первых двух учёных объединяют в себе как определённые навыки и компетенции (инициативность, умение урегулировать конфликты), так и личностные особенности (например, оптимизм). При таком подходе термин "эмоциональный интеллект" во многом теряет смысл и остаётся лишь метафорой, поскольку часть компетенций имеет отношение к эмоциям, но абсолютно не связана с познавательными процессами.
В этом смысле более логичной выглядит концепция Майера и Саловея, которые определяют EQ как "способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов". Многие предпочитают оперировать термином "эмоциональная компетентность" (ЭК), понимая под эмоциональным интеллектом данные от природы способности, а под эмоциональной компетентностью — умение их применять. ЭК включает в себя четыре группы навыков:
Распространено мнение, что эмоционально компетентный человек всегда спокоен, всегда в хорошем настроении или всегда контролирует свои эмоции. Это не так. Эмоционально компетентный человек может выйти из себя и повысить голос на собеседника. Разница лишь в том, что сделает он это, осознав, что именно такой способ взаимодействия сейчас наиболее эффективен. И уж точно не старается быть "хорошим для всех" и вполне в состоянии отдавать суровые распоряжения:
С чего начать этот процесс? Как и во многих других случаях — с головы. Организация — это проекция личности руководителя, и пока он не изменится сам, не изменится и его компания.
Развитие эмоциональной компетентности, прежде всего, необходимо самому человеку. Чтобы не работать в выходные, чтобы не страдала семья, чтобы сохранить здоровое сердце к 40 годам и получать удовольствие от жизни и работы. И только после всего этого — для успешности бизнеса.
Ирина Новикова, директор по персоналу ОАО "Знамя труда", Санкт-Петербург:
"Вскоре после назначения директором по персоналу мне пришлось проводить масштабное сокращение. Эмоционально было очень тяжело. Для работников увольнение стало личной трагедией, которую каждый из них переживал по-своему. Тогда я не знала, что такое EQ, и не знала, что этот навык можно развивать, однако интуитивно (хотя и не сразу) смогла определить собственный страх. Это была боязнь не справиться с ситуацией, злость на руководителей, устранившихся от ответственности за происходящее, и даже агрессия в отношении сотрудников, которых я увольняла. Понять, что чувствуют они, стало необходимостью. Кого-то переполняла боль и обида на то, что родной завод предал его, и ему хотелось услышать слова благодарности за многолетний труд, пережить эту ситуацию в своём коллективе и спокойно попрощаться с коллегами. Кто-то обрушивал гнев на своего руководителя, который не нашёл в себе сил лично сказать о предстоящем увольнении, — такому человеку хотелось как можно быстрее завершить все формальности и уйти. Другие не знали, как искать работу и боялись этого, — тогда мы оказывали реальную помощь в дальнейшем трудоустройстве. Сейчас я понимаю, что именно эмоциональная компетентность помогла мне снизить напряжение в коллективе и справиться с собственными чувствами".
Позитивные эмоции повышают производительность и эффективность. А улучшение психологического климата в коллективе на 1% приводит к увеличению дохода на 2%. И хотя, казалось бы, очевиден тот факт, что работать с брюзгой или хамом не хочет никто, до сих пор ещё многие руководители верят: мотивирует страх, и только страх. Компетентный руководитель использует все эмоции своих подчинённых как неисчерпаемый ресурс развития компании.
Следующая по приоритетности группа, которой необходимо развивать EQ, — это сотрудники из группы риска "профессионального выгорания". И в первую очередь HR-директор. Управление персоналом — одна из самых эмоционально насыщенных профессий. Постоянное балансирование между интересами разных сторон, необходимость принимать непопулярные решения, беспрерывное общение — всё это приводит к тому, что эйчары в течение дня испытывают огромное количество эмоций, но вынуждены их скрывать. Развитие эмоциональной компетентности и грамотности поможет эйчару совершенствовать существующие процессы в организации, особенно связанные с сильными негативными эмоциями: аттестация персонала, внедрение изменений, увольнения и т.д.
Растущий интерес к данной сфере проявляется и в продажах. На смену классическим напористым продавцам приходят "эмоциональные".
При развитии эмоциональной компетентности в организации важно помнить, что ни один семинар или тренинг не поможет развить этот навык сразу. Обучение EQ связано с необходимостью переломить привычки, укоренившиеся в нас с глубокого детства, и изменить рутинный ход мысли. Для этого нужна долгосрочная программа обучения и развития, как правило, рассчитанная на четыре-шесть месяцев. Кроме того, она обязательно должна быть комплексной, включать в себя разные формы познавательной деятельности, и в первую очередь коучинг.
Несомненно, развитие эмоциональной компетентности на уровне компании может потребовать временных и материальных затрат. Однако, как утверждают авторы книги "Бизнес в стиле фанк" К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, "в эмоциях сидят деньги. Даже традиционные промышленные фирмы признают, что путь вперёд лежит через эмоции и воображение"
Когда в отделении по страхованию жизни American Express произошёл кризис, специальная команда экспертов выяснила, что причиной катастрофического падения продаж являются эмоции потенциальных покупателей и финансовых консультантов. Интервью с наиболее успешными консультантами выявили, что эти сотрудники обладают способностью посмотреть на ситуацию глазами клиента, что позволяет установить доверительные отношения. Они внутренне мотивированы на продажу полисов страхования жизни. Но, возможно, главное качество этих консультантов в умении справиться со своими эмоциями, управлять ими и не падать духом в случае неудачи. Все перечисленные способности относятся к компетенциям эмоционального интеллекта. American Express была первой компанией, запустившей программу обучения эмоциональной компетентности для своих сотрудников, после прохождения которой практически 90% консультантов повысили эффективность своей работы.
Терапевтическая сказка про принцессу Лею
В одном далёком-далёком королевстве, где облака были сладкими, как зефир, а реки переливались радужными красками, жила-поживала маленькая принцесса Лея. Несмотря на роскошные замки и горы драгоценных камней, её сердце часто сжимала тоска. В замке...
Как внедрить женственность в свою жизнь? Женственность и добаюкивание.
Ко мне часто приходят с вопросом:«Я все знаю! Я прочитала 1001 книгу, прошла 10500 курсов «все о женственности». Но внедрить эту женственность в свою жизнь не могу. Что делать?»Сейчас фокусом моей практической деятельности является тема...
ЧЕМУ нас учит МЕСЯЦ Рождения Декабрь — это молодые души, которые часто, однако, считают себя очень мудрыми и всезнающими. Такой человек в первую очередь должен научиться принимать и понимать самого себя. Ему важно научиться прислушиваться к...
Путь игрока. Трансформация реальности, ч 3
В трансформационном игровом живом поля остались трое участников и ведущий Шаман Наше путешествие по мирам нашего сознания продолжилось, или как в карте мира шаманизма описано - Медведица подымается с ветки на ветку все выше и выше, так и наше...