У Вашего ребёнка плохая память?
748
0
0
748
0
0
Первый вопрос, на который надо ответить — "Почему?". И не спешите обвинять дедушек и бабушек, "наградивших" внуков плохой наследственностью. Всех людей условно можно разделить на две группы. У одних больше развита логическая память, у других — образная.
Детям всем от природы дана яркая образная память, но современная цивилизация, как не странно, иногда мешает развивать и даже просто сохранять то, что отпущено нам природой. Люди постарше помнят, что у них было мало игрушек или их не было совсем и поэтому приходилось делать их своими руками. Для кукол мама с дочкой сами шили платья, мебель делалась из подручного материала, или она была воображаемая. Мальчишки, играя в войну, брали палки, которые и выступали в роли автоматов и пулемётов. У детей работала фантазия!
Современные дети часто просто завалены игрушками. Им ничего не надо воображать, фантазировать. У кукол есть все мыслимые и немыслимые наряды, мебель, посуда. У ребят — машины и все виды оружия.
Сейчас ребёнку навязываются готовые образы на экране телевизора, компьютера, детям всё подаётся "на блюдечке с золотой каёмочкой". Не надо фантазировать, воображать, мыслить. Ребёнку трудно читать книги, потому что чтение требует работы воображения, которое не привыкло трудиться. Ему трудно учиться в школе, у него пропадает познавательный интерес, ослабляется и память, и тесно связанное с ней внимание. Образная память, если её не тренировать, уже к пятнадцати годам уходит, оставляя человеку только логическую память, которая развита далеко не у всех и с помощью которой много не запомнить.
Так что же, плохая память и слабое внимание — это на всю жизнь? Ничего подобного, утверждает специалист Центра "Эйдос", психолог Баринова Г.Ю. Память и внимание можно восстановить и даже во много раз улучшить, причём не только в детском возрасте, но и в сорок, и в пятьдесят лет и даже в ещё более зрелые годы.
Поэтому второй вопрос, на который мы ответим — "Что же делать?". Психолог говорит, что память надо тренировать, используя все её виды (зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и даже вкусовую), и применяя специальные методы, основанные, прежде всего на развитии образной памяти. Это направление в психологии носит название "эйдетика" (от греческого слова "эйдос" — образ). Замечено, что в школе задействуется только зрительная и слуховая память и то не в полном объёме. Эйдетизм — это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия. Человек не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения. При развитии образной памяти включаются все каналы восприятия, отменяется принцип "повторение — мать учения". Метод учит даже не запоминать, а быстро видеть, представлять образ. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье. Не тратишь время на зубрёжку — оно высвобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить — значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял — представил. Представил — уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества и т.д.
Родители, приводя ребёнка на занятия, не подозревают, что их сын или дочь, начиная с первого класса, испытывают стрессы, переживают неудачи в учёбе и общении со сверстниками и учителями, у них появляется неуверенность в себе, т.е. снижается самооценка. И поэтому психолог уже с первого занятия ребёнку избавиться от стресса. И тогда внимание восстанавливается, а вслед за этим начинается превращение обычной памяти в образную — ту самую, для которой не существует границ. Что интересно, в дальнейшем дети сами учатся расслабляться, снимать телесные зажимы, которые мешают запоминанию, концентрации внимания и… забыванию ненужной информации или переживаний.
Есть дети, которые не любят математику: абстрактные цифры, формулы, пересечения фигур в объёме их просто пугают! Пройдя обучение, они уже с охотой посещают уроки математики, потому что их научили видеть цифры живыми и дети с ними с удовольствием общаются. Двойка может быть пёстрой змеёй, восьмёрка — снеговиком или песочными часами, тройка — летящей птицей. Причём цифры не только могут представляться предметами, растениями, животными или быть похожими на людей — они могут иметь вкус, цвет и запах. Применяя эти или похожие образы, дети запоминают большое количество цифр.
На занятиях даются наиболее эффективные методы запоминания иностранных слов, пользуясь которыми, ученики без труда могут запомнить 40–70 слов в день, т.е. выучить 15000 слов менее чем за год, причём эти слова будут храниться и пассивно (если не будет возможности пользоваться ими, они всё равно смогут узнать или воспроизвести их спустя долгое время).
Дети после обучения прекрасно запоминают тексты, стихи, правила, формулы, географические названия, исторические даты. У них улучшаются результаты по предметам в школе, они становятся более общительными и уверенными в себе.