Трудности в обучении чтению на этапе освоения букв. Нейропсихологические основы
616
1
0
616
1
0
Трудности в освоении чтения могут быть на разных этапах. На диагностике моя задача обнаружить, на каком этапе происходит поломка процесса качественного освоения чтения. Сегодня поговорим о первом из них. Речь пойдёт об этапе освоения букв.
Незнание букв. Если ребёнок плохо запомнил буквы, то ни о каком качественном сливании в слоги речи быть не может. Часть жалоб родителей при обращении на то, что ребёнок читает слоги по буквам, нет слитного прочтения слога, ребёнок не хочет читать. На диагностике выясняю, что трудность была не в овладении способом сливания букв в слоги, а в незнании некоторых или большинства букв.
Неверное звуковое обозначение букв. Тот случай, когда ребёнок запоминает буквы так как они называются, а не произносятся одним звуком, например: "ГЭ", "ДЭ", РЭ" и т.д. Обозначение букв одним звуком необходимо для хорошего сливания звуков в слоги, иначе вместо НОС ребёнок прочтёт НЭОСЭ. Не нужно бояться, что буквы алфавита будут произносится не в соответствии с названием букв. Лучше к этому приступить после того, как ребёнок будет хорошо сливать звуки в слоги и качественно читать слова по слогам.
На этапе запоминания букв хорошо запоминать не картинки в алфавите, а образы, то есть на что похожа буква для того, чтобы элементы букв и названия звуков, их обозначающих всплывали в памяти в соответствии с образами-ассоциациями, которые были придуманы для запоминания. Например, запоминая букву Д, можно подрисовать окно, трубу и дым, превратив букву Д в дом. Букве Ц можно подрисовать голову с клювом и лапку, превратив в цыплёнка. В этом случае, услышав букву Ц, ребёнок легко узнает её среди других букв, потому что Ц — похожа на цыплёнка (в памяти всплывает образ цыплёнка, наложенный на букву). "Ц — цыплёнок!", вскрикнет он и покажет на соответствующую букву. Образы могут быть не только нарисованные, но и с использованием тела. Для запоминания буквы Ф я объясняю детям: "Буква Ф — это буква, которая всегда недовольна. Ставим руки на пояс. Теперь мы похожи на букву Ф? А теперь громко возмущаемся: Фффф!" Для запоминания буквы Е, я рассказываю, что горизонтальные элементы букв похожи на лапку Енота, который делает вот так: легонько царапаю всеми пальцами макушку ребёнка, затем то же повторяет ребёнок. Дети всегда эмоционально реагируют на этот способ запоминания. При способах ассоциативного запоминания букв с образами зрительными или телесными легко узнать букву среди других и воспроизвести её на письме.
Ещё важный момент — при произнесении слова-образа к букве — важно научить выделять первый звук в этом слове, а также и в других словах, начинающихся на эту букву. Если же происходит сцепление в памяти только с одной с картинкой в алфавите, например, Г — это гриб не потому, что образ гриба встроен в букву Г, а потому, что просто рядом с буквой Г нарисован гриб, то в словах Газ, Гусь, Гость — первый звук выделяется на слух, но как выглядит буква ребёнок понять не может, потому что Г — это только гриб. В памяти не простроена связь между звуковым кодом буквы и её графическим изображением. В этом случае нам понадобиться несколько разных картинок со словами на букву Г, чтобы ребёнок понял, что Г — встречается в разных словах и не привязывается к картинке на плакате с алфавитом.
Что касается выделения буквы из слова, например, буквы К, то важно научить выделять звук в слове в начале в сочетании с гласной буквой (Каска, Кони, Курица), в сочетании с согласной буквой (Клад, Кнопка), научиться "ловить слово за хвостик" — в конце (Мак, Лук, Совок).
Чтобы хорошо запомнить букву, мы пишем её печатный вариант. Осваиваем моторную программу написания буквы в тетради в крупную клетку. Стороны и углы клетки помогают запомнить соотношение элементов буквы, моторная программа написания буквы в соответствие с границами клетки способствуют запоминанию графического образа буквы.
Итак, сделаем вывод: чтобы буква хорошо запомнилась, мы объединяем несколько ощущений (модальностей): слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, подключаем моторные и премоторные зоны коры головного мозга, а также эмоции — информация, которая была представлена эмоционально запоминается намного быстрее. И не забываем: повторение — мать учения! Чтобы ребёнку было интересно учить буквы, используем игры. Даже самые простые:
После того, как хорошо усвоены зрительные образы букв в соответствии с их твёрдым звучанием, можно приступать к запоминанию мягкого звучания буквы. Ребёнок должен научиться перекодировать мягкое произнесение звуков в твёрдое звучание с его графическим изображением.
Итак, чтобы избежать ошибок в школьном периоде, в дошкольный период необходимо отработать:
Чтение, письмо и счёт в нейропсихологии — это не просто навыки, а психические функции, так как состоят из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой вклад в функционирование всей системы. Сбой в работе одного из компонентов может существенно повлиять на успешность в освоении чтения и письма.
Так, если у ребёнка есть нарушения в работе первого блока мозга, обеспечивающего активацию коры, то можем наблюдать у ребёнка колебание внимания, полевое поведение, быструю утомляемость, отсюда и низкие способности к запоминанию букв и другой информации, сниженная мотивация.
Если у ребёнка есть нарушение в работе второго блока мозга, который обеспечивает приём, переработку и хранение экстероцептивной информации, то имеем следующие трудности:
При нарушениях в работе третьего блока мозга — блока программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, можем видеть проблемы с неудержанием моторной программы при написании букв, нарушение волевой сферы, ребёнок быстро бросает то, что у него не получается с первого раза, не делает над собой усилий, не добивается результата. Слабость контроля может проявляться также и в том, что ребёнок отвечает не подумав, по инерции называет предыдущую букву или может пропускать буквы.
Чтобы разобраться с причинами трудностей при чтении, необходима тщательная диагностика с последующей коррекцией. Понимая механизм нарушения чтения, ошибки при усвоении одного из этапов обучения чтению, можно избежать неправильного формирования чтения, направить коррекцию в нужном русле и сделать процесс обучения чтению более успешным и продуктивным.
Что такое нейрогимнастика, и чем она полезна?
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС,...
Трудности в дошкольный период и их последствия в начальной школе
В этой статье, уважаемые родители, я хочу рассказать о том, к каким трудностям в начальной школе приводят недостаточно развитые умения, навыки и свойства психики в дошкольный период. Трудности-последствия: неразвитая мелкая моторика — некрасивый,...
Помощь нейропсихолога при моторной алалии
Моторная алалия – это системное нарушение речи, которое проявляется не только в нарушениях речедвигательного компонента, но и касается лексико-грамматической стороны речи, а также фонетико-фонематической. Моторная алалия относится к тяжёлым...
Игорь Калашник
Офлайн
Ростов-на-Дону
Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры
В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это...
Почему к нам «липнут» определенные люди или события?
Часто клиенты приходят к выводу, что какие-то люди из их окружения тянут из них энергию. Например, обесценивают достижения, иронизируют, договариваются, но переносят, отменяют, жалуются на жизнь, но ничего не меняют. После понимания этого факта,...
Кризис идентичности в системе ТАРО
Кризис идентичности — человек испытывает внутренний конфликт, связанный с поиском собственного места в мире, собственной роли и ценностей. Обычно кризис идентичности проявляется в переоценке своей личности, стремлении отыскать свое настоящее «я» и...
Как избавится от привычки экономить на себе?
«Экономия на себе» - очень частая история среди женщин. Она вытекает из традиционной ментальности. Если в обществе ценится жертвенность, уступчивость, прививается вина и стыд за противоположные проявления, то человеку сложно в какой-то момент в...