Для современного этапа развития медицинской и психологической науки характерен взгляд на человека как интегрированную живую единицу, в которой тело и психика работают как единое целое. Поэтому и лечение необходимо проводить комплексно, учитывая значение и соматических и психологических компонент здоровья/болезни. Такое представление соответствует холическому взгляду на природу человека, который представляется не набором разрозненных частей организма, а целостной телесной и духовной сущностью, в которой заключена способность к самоисцелению.
В науке существует понятие "психологического бесплодия", обусловленное "нарушениями" в психологическом функционировании женщины. По некоторым данным порядка 30% пар, обратившимся за медицинской помощью по поводу бесплодия, страдают именно психологическим бесплодием. Известно, что 14–20% (по некоторым данным до 25%, т.е каждая четвёртая беременность) клинически диагностированных беременностей заканчиваются спонтанными абортами. Видимо, на практике этот процент оказывается выше, за счёт так называемых "неучтённых" беременностей, когда женщины даже не знают, что были беременны. Как правило, это происходит на очень ранних сроках. Если говорить о первом триместре беременности, то критическими, по мнению гинекологов, считаются 4–6 недель и 8–9 недель.
Бывают случаи, когда гинекологи не могут сказать, по какой причине замерла в развитии та или иная беременность, если не обнаружено никаких органических причин (например, хромосомных отклонений в развитии плода; инфекций на ранних сроках беременности, изменений шейки матки или самой матки). Но существуют и другие, бессознательные причины для выкидыша. Соматические симптомы можно рассматривать как проявления бессознательных страхов, внутренних конфликтов, диадных нарушений, активизации семейной истории и др. Бесплодие может возникнуть от того, что подсознательно женщина не хочет, не готова, родить и вырастить ребёнка. Как это не парадоксально звучит, но беременность не всегда имеет целью рождение ребёнка.
Причины невынашиваемости беременности
Невозможно определить какую-то одну или несколько причин невынашиваемости беременности. В каждом конкретном случае имеется уникальной сплав особенностей индивидуального развития, травматических событий, приобретенного опыта взаимодействия с близким окружением, сформированной потребностно-мотивационной сферы и ценностей женщины. Однако, выделяют определённые сферы психологического развития и функционирования личности, нарушения в которых могут осложнять процесс зачатия и вынашивания ребёнка.
- Беременность может быть средством подтверждения женской сексуальной идентичности или взрослости, физической зрелости. Беременность является основой формирования женской идентичности. Состоявшаяся беременность и рождение ребёнка выступает объективной психологической задачей взросления женщины. Но встречаются случаи, когда женщина может быть вполне взрослой по возрасту, но абсолютно незрелой в психологическом плане, инфантильной. Результаты решения задач взросления предыдущих стадий в период беременности актуализируются, пересматриваются или обостряются, если связанные с ними конфликты не были разрешены (отношение к собственному телу, полоролевая идентичность, взаимоотношения с родителями, особенно с матерью, отношения с противоположным полом и др.).
- Трудности вынашивания, а в последующем воспитания могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребёнка: предписывание особой психологической задачи ребёнку — связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем. Беременность может рассматриваться как средство сплочения семьи, супруги в которой имеют проблемные отношения друг с другом. С помощью ребёнка женщина может попытаться "вернуть" мужа в семью и др. Бывают случаи, когда женщина подсознательно выбирает себе партнёра, от которого не может забеременеть. В благоприятный для зачатия период партнёры начинают ссориться, избегать секса, уезжать в командировки, заболевать, в общем, делать всё, чтобы исключить возможность зачатия. Некоторые супружеские пары могут выбрать для собственных взаимоотношений в семье психологическую игру — "бесплодие". Внешне они делают всё возможное, чтобы долгожданная беременность наступила, но на деле конечной и неосознаваемой целью является доказать себе, что это невозможно и получить право жить, страдая от бесплодия, получая от этого и вторичные выгоды. К неадекватной мотивации рождения ребёнка можно отнести и попытки восполнения эмоционального дефицита — вакуума чувств, образовавшегося у женщины. Рождение "ребёнка для себя", когда женщина по разным причинам не находит себе "достойного" партнёра. Посредством беременности и материнства женщина может желать достичь определённого социального статуса, обрести важные социальные роли — "рожавшей" зрелой женщины, матери. В этом случае сам по себе ребёнок отходит на второй план.
- Главным психологическим новообразованием благополучно протекающей беременности является возникновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом, чувства "мой ребёнок", развитие позитивного образа ребёнка. При неадекватной мотивации рождения ребёнка "чувственная ткань беременности" и внутренний образ ребёнка специфически искажается, происходит блокировка развития привязанности, формируется инфантицидный комплекс (стремление "уничтожить этого ребёнка" и одновременно защитное отрицание этого побуждения). В этом случае женщина, например, может игнорировать беременность, совершенно не изменяя привычного поведения.
- Ещё одним из существенных новообразований периода беременности является формирующаяся родительская (материнская) позиция. Родительские чувства (и установки) начинают складываться задолго до рождения ребёнка. Можно говорить о том, что их предпосылки закладываются ещё в детстве самого потенциального родителя на основе взаимоотношений с родителями, далее развиваются на протяжении всей жизни, включая эротический опыт, характер супружеских отношений, уровня образованности и сознательно принятый решений и пр. Неосознаваемые конфликты, фрустрации, другие нарушения в этих сферах могут влиять на психологическое самочувствие беременной женщины и существенно осложнять процесс протекания беременности.
- Кроме выше названных сфер, в период беременности у женщины могут "обостряться", актуализироваться конфликты раннего детства и травматический опыт собственного перинатального этапа развития. Согласно взглядам представителей современной трансперсональной психологии в период внутриутробного развития плода закладываются не только все физические и умственные, а также эмоциональные и поведенческие структуры человека. Жизнь до рождения, коренным образом влияет на всё наше дальнейшее существование. По словам микропсихоаналитика С. Фанти, плод является сверхчувствительным рецептором материнской психосоматики и окружающей среды. Ребёнок бессознательно запоминает травмы, полученные до рождения, и впоследствии этот бессознательный опыт оказывает влияние на жизнь человека.
- Необходимо отметить также, что сам процесс беременности психологически очень выгодный период, когда женщина чувствует внимание, особое отношение к себе близких и совершенно посторонних людей. Роды и материнство, это другое удовольствие, и не каждая женщина, психологически к этому готова. Таким образом, существует различие между желанием женщины забеременеть и желанием родить ребёнка и быть ему матерью.
Кроме вышеперечисленных могут быть и другие причины бесплодия:
- насилие в детстве;
- смерть близких;
- разводы;
- личностные особенности женщины:повышенная тревожность;боязнь, что её не поддержат близкие, не окажут помощь;предыдущий неудачный опыт беременности, родов.
В современном мире всё чаще встречается и другая причина психологического бесплодия: желание сделать карьеру, состояться в профессиональном плане.
Таким образом, можно говорить о том, что психологическое бесплодие "мультипричинно". У каждой женщины накапливаются свои собственные "причины", вернее, осложнения процессу зачатия, нормальной беременности. Внешне, сознательно, женщина действительно очень хочет забеременеть, посещает врачей, страдает от своей неполноценности, для неё беременность и рождение ребёнка становится смыслом жизни, а внутренние установки делают своё.
Осознание этих причин и их психологическая "проработка" в совокупности с хорошим медицинским сопровождением беременности могут существенно увеличить шансы женщины на зачатие, вынашивание и рождение здорового ребёнка.
Условия проведения психологического консультирования:
- Психологическую работу по профилактике невынашивания беременности рекомендуется проводить до момента её наступления, т.к. в период беременности многие психологические приёмы и техники, эффективные при проработке психологической проблематики, применять нельзя.
- В период беременности показана исключительно поддерживающая психологическая работа, которая сглаживает определённые психологические конфликты, но не позволяет разрешать их.
- Женщина, желающая участвовать в программе по профилактике невынашивания беременности, может выбрать наиболее приемлемую для себя форму психологического сопровождения: индивидуальные консультации психолога, либо участие в специализированных тренинговых группах.
- Наибольшая эффективность в разрешении психологических трудностей достигается при сочетании индивидуальной работы с психологом и посещении тренинговых занятий.
Авторский тренинг "Желанное материнство"
При коррекции репродуктивной сферы у женщин психологи, как правило, имеют дело с неосознаваемым материалом, а зачастую с глубинно бессознательным материалом. Рациональные методы терапии оказываются в этом случае малоэффективными. Здесь необходимы техники, позволяющие работать с чувственно-телесным компонентом, бессознательными страхами и иррациональными установками, родительским предписаниями, защитными механизмами, образами и пр. При работе с проблематикой невынашиваемости эффективными оказываются методы арт-терапии, психосинтеза, психодрамы, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, танцедвигательной терапии.
Данная программа представляет собой преимущественно направление арт-терапии и психосинтеза, с использованием элементов символдрамы и рассчитана на 16 часов.
Перед началом группы каждому участнику рекомендуется пройти психологическую диагностику с целью выявления ведущей мотивации беременности, общего психоэмоционального состояния и основных особенностей психо-социального развития.