Три этапа самонаблюдения
454
0
0
454
0
0
Эта статья не предназначена для начинающих практиков. Она содержит описания, которые могут быть неправильно поняты и неверно интерпретированы теми практикующими, чей личный опыт пока далёк от описанного здесь опыта.
Практику пристального наблюдения можно разделить на несколько этапов.
После неизбежного подготовительного этапа, связанного с пост-анализом своих эмоций и чувств, следует первый этап наблюдения собственных реакций прямо во время каждой ситуации.
Чем больше становится осознание, тем глубже и детальнее мы способны наблюдать за проявлениями в нашем внутреннем пространстве. Это могут быть не только проявления Самости, но и другие проявления нашего существа. Однако в начале практики Самость настолько доминирует, что все другие проявления на её фоне незначительны. Самость всегда "кричит" внутри нас, требуя реализации её команд, в то время как другие "голоса" звучат тихо и ненавязчиво. С годами практики "крики" Самости становятся тише, на их фоне мы начинаем различать что-то еще.
Мы должны научиться "отворачиваться" внутри себя от криков Самости. От этого Самость слабеет, ведь она живёт за счёт нашей жизненной силы, которую мы направляем на те или иные явления, фокусируя на них наше внимание. Если мы уделяем внимание реализации команд Самости, то мы наполняем её нашей жизненной силой. Подробнее об этом механизме написано в статье "О векторе жизненных усилий". Когда мы научимся не растрачивать нашу жизнь на реализацию команд Самости, мы посадим Самость на голодный паёк, а жизнь направим на приведение себя в состояние человека разумного, то есть пойдём по пути нашей реализации.
Как осуществлять эту практику? Надо постараться непрестанно часть внимания удерживать на своих самоощущениях. То есть внимание должно разделиться — его должно хватать как на сами действия в какой-то ситуации, так и на непрерывное (!) наблюдение своих реакций при этом. Так мы сможем отдавать себе отчёт в своих поступках.
Ситуации будут стараться поглотить целиком всё наше внимание. Эмоции будут стараться реализовать себя в нашем внутреннем пространстве, будут стараться затопить наше сознание. Но мы должны хотя бы часть нашего внимания сохранять в состоянии "стороннего наблюдателя" — того, кто наблюдает за внутренними процессами без участия в них. С годами тренировок это не составит труда. Безусловно, состояние "отдавать себе отчёт" не появляется за неделю или даже за месяц. Даже спустя годы практики всегда будут находиться ситуации, когда "атака" Самости будет столь велика, что мы будем на какое-то время терять состояние самонаблюдения. Обычно это выглядит так: мы наблюдали себя, всё было нормально, а потом мы вдруг обнаруживаем, что на протяжении уже какого-то времени мы полностью захвачены каким-то событием и потеряли контроль. При этом мы были какими-то — хорошими, печальными, агрессивными, весёлыми, но мы на время потеряли себя, своё самовосприятие. Всё наше "я" выполняло какую-то программу, но эта программа не есть наше "я".
Подобные случаи бывают время от времени. Ведь выслеживание себя — существенная часть процесса самоочищения, а он длится всю жизнь.
Пристальное наблюдение за собой позволяет видеть неправильные (самостные) реакции — поступки, слова, мысли, ощущения, чувства, эмоции. Рассматривая их вниманием, свободным от страстей, мы ослабляем их воздействие. Это позволяет не расходовать сознание, накопить его достаточное количество для следующего этапа.
Следующим этапом этой практики является обнаружение источников страстей. Пожалуй, этот этап уже нельзя отнести к началу практики. Источниками всегда являются не внешние обстоятельства, а нечто, покоящееся в недрах нашего естества. Обстоятельства лишь провоцируют источник на испускание всех этих "ароматов", которыми полна жизнь каждого практикующего.
Когда наблюдение своих реакций и сохранение внимания на внутреннем пространстве уже не будет составлять труда в большинстве ситуаций, мы начинаем углубляться вниманием вдоль проявленной эмоции к её источнику. Это становится возможным в то время, когда источник испускает эмоцию. Нашего внимания уже будет хватать не только на присутствие в ситуации, наблюдение реакций, но и на выслеживание источника. Мы будем видеть, как эмоция поедает наше внимание. Но когда его соберётся достаточно, мы сможем проскользнуть вдоль рождающейся эмоции прямо к её источнику. Станет видно, что когда мы наблюдаем источник, он теряет силу и власть над нами.
Говоря иным языком, этим процессом мы растворяем свою застарелую травму, которая управляла нашей эмоциональной сферой, лишала нас равновесия, программировала нашу психику. Каждый такой источник растворяется за годы пристального наблюдения за ним — сначала мы всё ближе подбираемся к нему, а потом всё глубже проникаем в его сердцевину слой за слоем.
При этом могут проявляться различные состояния, аналогичные дежавю, или появляться визуальные "вспышки" неожиданных воспоминаний, которые соответствуют ключевым обстоятельствам, когда мы приобретали и укрепляли этот источник.
Растворяя какой-то источник день за днём и год за годом, однажды мы перестанем наблюдать его проявления в нашем психическом поле. Нам покажется, что мы излечились от этой травмы. Но нет. Есть ещё третий этап пристального наблюдения.
Третий этап касается наблюдения за полем мимолётных мыслей. Когда источник (травма) перестанет испускать команды (эмоции), наблюдение за своими мыслями всегда выявит "следы" этой травмы. А это означает, что травма перешла в стадию "спячки".
Какие это могут быть мысли?
Например, наблюдая за поведением другого человека, мы можем с облегчением заметить, что ещё не так давно мы сами могли так поступать (или испытывать такие эмоции). Но теперь — всё иначе, мы вне игры.
Вне игры? А откуда появилась эта мысль? Эта мысль и есть "след" источника. Травма настолько слаба, что больше не может проявляться и управлять нашей эмоциональной сферой, но её всё ещё хватает, чтобы засорять поле наших мыслей.
Чем опасны такие "спящие" источники? Из них может прорасти "гордыня праведника" — того, кто не испытывает бесконтрольных эмоций; кто знает и ценит свою чистоту; кто сравнивает себя с другими людьми и видит свою лучезарность; кто гордо стоит на вершине достижений своей практики; кто не догадывается о том, что "своя практика" — это всего лишь очередная ловушка; кто любуется собой в своих обманутых глазах.
Дальнейшее духовное очищение сопряжено с богоприятием. Оно окончательно излечивает подобные "рубцы". Это не начальная практика — она абстрактна, исполнена силы Духа и радости единения Внешнего и Внутреннего.
Богоприятие требует отрешённости от "своей практики", отречения от любых эзотерических и религиозных догм, полный отказ от общепризнанных шаблонов "просветлённого" или "одухотворённого" поведения. Оно требует забывания всех накопленных ранее "духовных" знаний. Богоприятие — это сердцевина Духовной практики. В богоприятии состоит Путь. Можно сказать, что всё наше самоочищение — это подготовка себя к этому Пути. Окончательное очищение происходит уже не силами человека. Становится понятным, что и прежде мы едва ли справлялись своими силами. Нам лишь казалось это.
Так на первом этапе Духовного Пути постигается торжество Смирения — открытие высшей божественной Слабости человека. Это прекрасно.
Отрывок из статьи "Практика пристального самонаблюдения".
С какими проблемами сталкиваются начинающие психологи и как их решить?
С какими проблемами сталкиваются начинающие психологи и как их решить? На такую тему я решила писать свою курсовую работу. Буду держать вас в курсе своих открытий на эту тему. 1. С какой категорией (целевой аудиторией) вы хотели бы...
Родители виртуальные и реальные
Сегодня хочется рассказать о детях, которые выросли в сложной, трудной обстановке, где родители всё время дрались, орали друг на друга, скандалили и при этом били, унижали и оскорбляли ребёнка. И вот со всем этим грузом дети всё-таки выжили,...
Проявились проблемы, которые долгие годы, а порой и жизни, ждали своего времени. Что делать?
У человека в жизни бывают моменты, когда боль души уже нестерпима . И хорошо, если человек сам осознает причину этой внутренней боли и своего весьма нересурсного состояния. Но чаще бывает, что причина проблемы спрятана очень глубоко. Особенно,...
Коучинговое упражнение "Кто я?"
Коучинговое упражнение, чтобы узнать себя лучше, увидеть свою уникальность, свою ценность, увидеть отжившее, увидеть то, что тормозит в жизни и реализации себя. ___ Это упражнение я даю помогающим практикам, когда мы работаем про бренд. Поэтому в...