Вернуться на главную

Тревожные расстройства. Диагностика и лечение

Дата публикации:
14 мая 2015

1.0

(1)

801

0

0

Аватар специалиста Александр Цапенко

Александр Цапенко

автор

Тревожные расстройства. Диагностика и лечение

Понятие тревожного расстройства

Тревога, тревожное расстройство — это заболевание с особыми симптомами. Чаще всего приходится сталкиваться с двумя видами тревожных расстройств: адаптивным расстройством с тревожным настроением и генерализованным тревожным расстройством.

В первом случае слишком сильные эмоции (в том числе тревога) связаны с неготовностью человека совладать с сильными стрессами.

Во втором случае тревожное расстройство — обычное состояние человека, его страх перед различными жизненными трудностями. Чувства постоянной напряжённости, сильного беспокойства и страха могут приводить к болезненным проявлениям в организме — учащённому сердцебиению, одышке, "нервному желудку". Часто тревожное расстройство сопровождается депрессией.

Тревожные расстройства: причины

Единой теории, которая объясняет, в чём причины тревожных расстройств, нет. Существующие теории объясняют причины появления тревожных расстройств, исходя из психологической или биологической точки зрения.

Три психологических теории:

  • Психоаналитическая теория. В её рамках тревога — это реакция организма на некий агрессивный или сексуальный внутренний импульс, неприемлемое желание, которое человек бессознательно подавляет. Смысл тревожных симптомов при этом — неполное подавление запретного.
  • Бихевиоризм. Тревога вообще и фобии, как её частные случаи, проявляются в качестве реакции организма на некий устрашающий (болезненный) стимул. В дальнейшем для проявления тревоги стимул уже необязателен.
  • Когнитивная психология. Причину ищет в ошибочных мыслеобразах, которые появляются перед тревожными симптомами. Скажем, если у пациента паническое расстройство, он может неадекватно отреагировать на чуть учащённое сердцебиение или аналогичные ощущения организма. Отсюда — страх и тревога резко усиливаются, и у человека наблюдается панический приступ.

Мой подход

Мы можем принять или одну из этих теорий, или скомбинировать их. Второй вариант предпочтительнее, он показывает наилучшие результаты в работе психотерапевта.

В лечебном процессе первые два сеанса мне нужны, чтобы качественно проанализировать состояние пациента, хотя бы на начальном уровне. Вторая подзадача, которую я ставлю — подготовка пациента к сеансам гипноза. Работа с симптомом у меня начинается не раньше третьего сеанса.

Я считаю, что специалисту, который только начинает практиковать гипноз и НЛП, не стоит с ходу использовать гипно-терапевтическое воздействие. И вот почему. Тревога больного обычно захватывает и работу специалиста, то есть, он испытывает тревогу от взаимодействия с вами. Это может спровоцировать неудачу при проведении сеанса, и заякорит пациента в неуверенности успешного излечения. В результате его депрессия и тревога лишь усилятся.

Далее сеансы можно разделить на две части. Первая — психоаналитическая беседа, вторая — гипнотерапия, которую можно проводить под видом релаксационной медитации, либо как работу с визуальным образом симптома. Завершается гипнотический сеанс директивными внушениями на амнезию симптомов тревоги и её причин.

Почти во всех случаях тревожные расстройства со временем преобразуются и проявляются в виде депрессий, хронических внутренних болезней, а также, могут приобретать тяжёлую генерализованную форму. Такие болезни, как гипертония, синдром раздражённого кишечника, язва желудка, часто являются следствием именно тревожного расстройства. Об этом надо помнить, когда решаются вопросы лечения.

Цель психотерапии — установить действительную причину болезни, с последующим обучением пациента приёмам расслабления, а также умению контролировать своё состояние.

Сложности диагностики

Лечебные результаты очень зависят от стремления пациента стать здоровым. Большое значение имеет и длительность болезни. Эффективных результатов помогают добиться особые методики, благодаря которым пациент теряет остроту восприятия факторов-провокаторов расстройства.

Начиная работу, необходимо быть внимательным и не спутать тревогу, связанную с разными болезнями, с тревожным расстройством. Но сначала, я считаю, специалисту необходимо разграничить эндогенное расстройство, ипохондрический невроз, синдром отмены, абстинентный синдром и тревожное расстройство. Тогда психотерапия даст положительный эффект.

Часто пациенты стремятся скрыть имеющуюся зависимость, которая и сопровождается тревогой. Это или синдром отмены наркотических средств, лекарственных препаратов (анальгетики с кодеином, антидепрессанты, транквилизаторы), или алкогольный абстинентный синдром. Необходимо, чтобы родственники подтвердили наличие (или отсутствие) такой зависимости. Если она есть, работать надо именно с ней, а не с тревогой.

Для психотерапии эта болезнь достаточно сложна. Длительная продолжительность болезни делает её ещё сложней. Реальная причина с течением времени приобретает сильные вторичные выгоды и механизмы, которые поддерживают её симптомы. Поэтому желателен максимальный перенос работы с негативным симптомом на более поздний срок. Это позволит укрепить и усилить стремление пациента к положительному результату во время психоаналитических сеансов.

Человек с тревожным расстройством очень глубоко держит его реальную причину. Её определение с помощью логических методов чаще всего безуспешно. Психотерапевту сообщают о действиях, которые на самом деле не связаны с симптомом, хотя пациент уверяет его в обратном.

Тогда приходится прибегать к психоанализу в классических традициях. Вытеснение проявляется через перенос, контр-перенос, оговорки, анализ сновидений. Иногда причиной проблемы видится событие, которое прямо и указывает на себя. Но в реальности оно было спровоцировано бессознательным пациента, и дало моральную возможность выпустить запертую агрессию или сексуальную энергию. Пациенту придётся скорректировать убеждения, что требует значительных усилий. Людям также свойственно заниматься аутогипнозом, и они нередко тревогой называют обычные переживания, тем самым программируя себя на болезнь.

Пациент А., 46 лет, обратился ко мне из-за чувства постоянной тревоги, которое испытывал несколько месяцев подряд. Из-за панических атак во время полётов на самолёте тревожное расстройство усиливалось. До нашей первой беседы пациент находился месяц в больнице (отделение неврозов), после ему был назначен курс антидепрессантов. В результате лечения снизилась сила симптомов, в частности, соматизированных симптомов — тахикардии и гипертонии.

Психоаналитическая диагностика

Для самого пациента причина выглядела как следствие проблем на работе. Но гипертония появилась одновременно с рождением третьего ребёнка, 6 лет назад. Всего же у пациента было трое сыновей. Взаимоотношения в семье оценивались им на уровне идеальных. В беседе обнаружилось, что больной всю семейную жизнь имел романы на стороне. Но в последнее время они прекратились, так как он увлёкся религией. Проблемы на работе пациент воспринимал, как наказание за грехи прошлого, в чем его убедили священнослужители.

Здесь наблюдается подавление сексуальной энергии, сопровождаемое её вытеснением и соматизацией.

Супруга, в восприятии пациента — прекрасная, верная женщина. Но после некоторых оговорок и уточнений отдельных моментов оказалось, что он периодически испытывает приступы ревности, которая обосновывалась лишь вероятностью измены, но на самом деле факта или признаков неверности не было.

Это говорит о наличии агрессии, размеры которой превышают канал выхода.

Итак, я обнаружил агрессию и сексуальность, которые подавлялись и вытеснялись, но чего-то недоставало. Вторичной выгоды — и она проявилась достаточно скоро, оказавшись очень своеобразной. По выходным пациент регулярно принимал гостей и напивался бесконтрольно спиртным, хоть и без продолжения. Однако отсутствие контроля дозы и регулярность указывали на алкогольную зависимость.

Во время лечения пациент не пил, получалась своеобразная кодировка. Ну а для того, чтобы лечиться и не пить спиртное, необходим статус больного человека. Получается страшный бессознательный выбор: либо невроз с тревогой и паническими атаками, либо алкоголизм, с деградацией и более выраженной соматизацией, уже по органической причине.

Лечение

Были назначены еженедельные сеансы. Для отслеживания динамики процесса задавался общий вопрос о самочувствии, затем проводился детальный опрос пациента. Было то лучше, то хуже, но, примерно, в 80% он говорил о возвращении тревоги и страхов, которых, при детальном расспросе не было, это были стандартные для здорового человека переживания по объективным и весьма заурядным причинам, которые он интерпретировал как патологию из-за сложившихся убеждений.

Я начал работать с проблемными убеждениями пациента, используя NLP (пока это наилучший метод для этой задачи) и выявил фиксацию на симптоме. Сбор материала был закончен, мишени обозначены: агрессия и сексуальность в подавленном виде, фиксация на симптоме, алкогольная зависимость, личностная идентификация — больной. Над их устранением и стали работать.

Считая агрессию самой главной причиной гипертонии и последующего чувства тревоги за здоровье, я начал с неё (проявления паники во время полётов были вызваны мыслями о возможности внезапного гипертонического криза и отсутствии медицинской помощи). Выяснили, на кого и по какой причине была направлена агрессия. Для этого были заданы подробные вопросы об отношении жены к нему и к сыновьям в различных ситуациях:

  • Как она обращается к каждому?
  • Кого за что хвалит, какими словами?
  • Как проявляет недовольство каждым из них?
  • Как проявляет благодарность, за что вообще благодарит и т.п.

В итоге всплыл всё тот же Эдипальный конфликт. Говорилось об уме старшего сына, силе и спортивных успехах среднего, красоте младшего. Ну а что про мужа? Это вопрос поставил пациента в тупик, он говорил, что всё очевидно, она же его любит безумно, но вот за что сказать не смог. И жена его не смогла, когда он поспешил её спросить. Да всё тут правильно, если любишь то не важно за что, но вот для вашего внутреннего ребёнка (бессознательное) очень важно знать. Ведь главный мужской архетип — это герой, которому мало быть победителем. Ему нужно видеть восхищение его победами в глазах значимых людей, триумф.

Рекомендации, домашняя работа пациента

Я предложил пациенту попросить его жену, чтобы она чаще его хвалила за конкретные достижения, за то, что мол: богат, влиятелен, хитёр, смел, но рассудителен — значит, стратег, и что, благодаря ему, они все счастливы.

Так мы меняем идентификацию личности. Пациент осознает себя уже не инвалидом, а мужчиной-героем, смелым, сильным, у которого не может быть причин для тревоги и панических атак. В результате он ещё и привлекает к себе внимание жены. Парадокс здесь ещё и в том, что отрабатывается сексуальная разрядка. Ведь другая женщина — это подвиг, совершить его — значит, стать героем. Если жена уверяет, что ты — герой (и приводит тому подтверждения), то все и так ясно. Ты — победитель, и другие женщины уже не нужны. Не надо принуждать себя хранить верность жене, это порождает агрессию по отношению к ней. Просто жёнам надо подчёркивать победы мужа и хвалить так (хотя бы играя), чтобы исчезла необходимость искать сексуальных побед на стороне.

Для болезни окончательным толчком послужил момент, когда жена перенесла остаток своего внимания на младшего сына. Даты первых месяцев его жизни и появления скачков давления примерно совпадали. Так было положено начало быстро формирующемуся устойчивому психосоматическому расстройству. Появилась бессознательная ревность к сыновьям, которые уже обращались с матерью не совсем корректно. Она жаловалась, но муж не придавал этому значения. Так как сознанию сложно принят этот странный факт — ревность к сыновьям, — оно моделировало возможные ситуации, которые приводили к "паранойе". Я посоветовал вернуть себе внимание жены и обозначить границы молодым "Эдипчикам".

Что касается боязни полётов, то первый случай произошёл во время полёта всей семьёй на отдых. При анализе самолёту символически можно придать значение "семья". Тогда панические атаки во время полёта, нежелание лететь — это бессознательное нежелание быть с семьёй. Над этим и работали.

Результаты

Для пациента главный врач на этом этапе лечения — его жена. Проведённый анализ нельзя было считать полным, для этого нужно было изучить взаимоотношения пациента с его близкими родственниками, но к столь глубокому анализу он оказался не готов.

Чтобы избавиться от склонности к алкоголю, я рекомендовал ему осознанно решиться вести трезвую жизнь. Тогда его бессознательное перестанет "кодировать" его, провоцируя невротические расстройства. Чтобы ускорить исчезновение зажимов, терапию подкрепляли телесно-ориентированными методами, а также лёгкими релаксационными трансами с внушением амнезии проблем, которые были на работе.

Всего было проведено примерно 10 сеансов, терапевтическое лечение продолжалось 2 месяца. Был получен положительный результат по всем первичным запросам. Проявлений панических атак и тревоги не наблюдалось. Это сразу подтвердилось во время полёта на самолёте в промежутке между последними сеансами и двумя контрольными звонками с интервалом 3 месяца.

Подводя итог, хочу сказать, что в большинстве случаев, тревога и страх — это своего рода спускной клапан зажатой энергии агрессии.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Алкоголизм излечим

5.0

Аватар специалиста Александр Цапенко

Александр Цапенко

Алкоголизм излечим

Методов лечения данного недуга очень много, но ни один из них не может похвастаться своей универсальностью, так как не существует универсальных истин для индивидуальных клиентов. Одним людям хватает слова заветного сказать, других эти беседы злят...

Читать далее
НЛП, гипноз, психоанализ

5.0

Аватар специалиста Александр Цапенко

Александр Цапенко

НЛП, гипноз, психоанализ

"В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные". Гиппократ. Речь пойдёт о психоанализе З.Фрейда и классическом (директивном) гипнозе. Основателя гипноза назвать трудно, т.к. это природное явление, которым пользовались с незапамятных...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также