Вернуться на главную

Топ-5 ошибок психолога при составлении заключения

Дата публикации:
3 ноября 2015

0

(0)

3319

0

0

Аватар специалиста Анастасия Горецкая

Анастасия Горецкая

автор

Топ-5 ошибок психолога при составлении заключения

Овладение таким важным для практического психолога навыком, как составление заключения, безусловно, сыграет в плюс как в построении репутации, в расширении применения своих психологических знаний, а в глазах коллег сделает Вас более компетентным и уверенным в своих силах. Умение интегрировать в психологическое заключение информацию, полученную в беседе с клиентом, и результаты использования методик и тестов позволяет судить о психологе как о профессионале своего дела. Хотя может случиться и наоборот, когда специалист малосведущий в составлении психологического портрета берётся за это дело и пишет заключение, однако допускает такие грубые ошибки, что составление такого документа ведёт к потере репутации.

Под психологическим заключением в данной статье подразумевается — краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Мой опыт производства судебно-психологических экспертиз позволил мне ознакомиться со множеством заключений, которые давали психологи и из-за которых возбуждались уголовные дела в том числе.

Итак, какие же основные ошибки, допускает психолог при составлении заключения.

  • Использование сугубо профессиональной лексики.

Лексика, как указывает нам википедия, это словарный состав языка. Именно с помощью лексики мы именуем и передаём знания о каких-либо объектах и явлениях. С помощью лексики мы показываем к какому профессиональному сообществу мы принадлежим.

И многие уверены, что чем больше заключение содержит психологических терминов, тем заключение выглядит весомее и профессиональнее. На самом деле, это совсем не так. В лучшем случае заключение прочтут, ничего из него не поймут, и больше к Вам не обратятся. В худшем случае, идя по такому пути, Вы прямо напрашиваетесь, чтобы Вас вызвали для допроса (если заключение было для судебно-следственных органов), для того, чтобы Вы разъяснили, что же такое Вы написали.

Если бы Вы представляли случай из практики на конференции, симпозиуме или в кругу коллег — пожалуйста, тут нет никаких ограничений, Вы в своём сообществе. Или же Вы психолог, который работает в медицинском учреждении, и с результатами Вашего исследования будут знакомиться лечащий врач, психиатр, а само заключение будет находится в истории болезни, которая хранится в медицинском учреждении. Однако это неуместно при составлении заключения, когда его будет читать человек, в целом далёкий от психологии.

Приведу несколько примеров.

  • "При психодиагностическом обследовании М., 1998 г.р. установлены шизоидная и эпилептоидные акцентуации характера…".
  • "В ходе экспериментально-психологического обследования Ф.П. был выявлен экзогенно-органический патосимптомокомплекс, что включает лёгкое ослабление продуктивности когнитивной деятельности, нарушения эмоционально-волевой (включая дисфории, склонность к аффективным взрывам, лабильность эмоциональных откликов), снижение продуктивности мотивационно-потребностной сфер (обеднение её разнообразия)…".
  • "…Симптоматическая картина очерчивается в результатах исследования по Симптоматическому опроснику SCL-90 — выражена триада DEP+SOM+ANX в сочетании с аффективной лабильностью…".
  • "…Заключение: Психогенно-невротический регистр синдром…".

Для таких слово как "ригидность, лабильность, референтная группа, конформность, сензитивность, акцентуация (и её названия), ажитированность, гиперпротекция, психологические особенности шизоидного круга, инфантильность и т.д.", я больше чем уверена, что вы найдёте понятные синонимы. В крайнем случае, после приведённого термина всегда следует давать его пояснение.

Такая ошибка чаще всего появляется тогда, когда существует ошибка №2.

  • Отсутствие целей психодиагностики.

Когда к Вам обращаются за тем, чтобы Вы дали заключение, обязательно нужно прояснить два момента:

  1. Какова цель заключения (чего от Вас конкретно ожидают, ответы на какие вопросы хотят получить);
  2. С какой целью Ваше заключение будет использоваться (для чего и кому оно нужно).

Ясный ответ на первый пункт даст Вам понимание, какие выбрать методы и методики исследования для достижения поставленной цели. Ответ на второй пункт подготовит Вас к возможным неприятным сюрпризам в будущем.

Здесь могут быть ситуации, когда клиент сам не до конца понимает, зачем ему заключение, но считает, что он давно ходит или достаточно платит, чтобы получить хоть какое-то подкрепление ценности услуг на бумаге. Это связано с тем, что психологические услуги, особенно в области психотерапии нельзя потрогать, пощупать, попробовать. Клиенты платят деньги за продукт (услугу), которая не имеет "физического носителя", за гипотетическое улучшение своего (или ребёнка) состояние. Таким образом, в такой ситуации дать заключение — это дать оценку состоянию клиента, его прогрессу. Тут очень тонкий лёд, обязательно нужно следовать этическим принципам, т.к. Ваша оценка может не совпадать с оценкой клиента, поэтому заключение должно носить "очень терапевтичный оттенок", без строгих категорических суждений и оценивания. Хорошо, если Вы иногда использовали во время сессий какие-то тесты или методики (Люшера, Дембо-Рубиншейн, EPI Айзенка, детские методики, в т.ч. тест Рене Жиля, Векслера и т.д.), тогда Вы можете смело их использовать.

Бывает другая сторона, клиент даёт чёткий запрос — "хочу узнать уровень готовности к школе ребёнка", "хочу узнать эмоционально-психологическое состояние ребёнка", "хочу получить профориентацию, куда подростку поступать", "хочу, чтобы Вы написали, что у меня есть (случилась) психотравма", "к кому больше привязан ребёнок к маме или папе?" и т.д. Психолог, игнорируя либо не проясняя запрос клиента, пишет заключение без вывода. Т.е. проводит психодиагностическое обследование и просто пишет результаты, без проведения анализа.

Пример: "тест EPI Айзенка — шкала "экстраверсии-интроверсии" — 8 баллов, шкала "найротизма" — 17 баллов, шкала лжи — 3 балла, тип темперамента — меланхолик…" (далее методом Ctrl C+Ctrl V (копировать-вставить) — в текст заключения вставляется дословное описание полученных результатов из методики).

И ответ на второй вопрос "с какой целью Ваше заключение будет использоваться" — даст ответ на вопрос, во что Вы "ввязываетесь", давая это заключение. В моей практике были случаи, когда мама просила некоего психолога дать заключение о психо-эмоциональном состоянии ребёнка, а потом шла в милицию, подавала заявление на отца и прикладывала при этом заключение психолога в качестве мотивировки подачи заключения. Какова вероятность, что Вас вызовут на допрос? 99%.

Ещё пример, к Вам ходила женщина, примерно около тех месяцев, потом у неё происходит бракоразводный процесс, Вы продолжаете её консультировать, и в один прекрасный момент она просит дать оценку её состояния и составить заключение. Вы выясняете тот факт, что адвокат ей советует получить такую бумагу, чтобы получить компенсацию за причинённые моральные страдания. Что Вы будете делать? Если она мотивирована словами адвоката и получит от Вас отказ, она уйдёт к другому психологу, который согласится дать такое заключение, и больше никогда не порекомендует Вас.

Таким образом, прояснение этой цели, косвенным образом также влияет на выбор методов исследования и подготавливает Вас к будущим событиям (например, допрос или участие в судебном заседании).

  • 3 типичная ошибка — это использование нерелевантных методов и тестов при составлении заключения.

Если Вы пишете заключение, то всегда тщательно проверяйте, какие методики Вы используете, а именно:

  • Подходит ли эта методика для данного возраста;
  • что эта методика устанавливает;
  • соответствует ли данная методика целям составления заключения;
  • является ли выбранная методика апробированным методом исследования?

Как правило, эти методы, должны быть уже давно внедрены в практику, прошли многолетнюю апробацию и доказали свою эффективность. Каждый психолог ищет свой инструментарий, который бы давал ему наиболее исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, но если в судебной практике данный инструментарий чётко прописан, то в практике психологического консультирования — нет. Безусловно, Вы можете использовать в работе те, методы какие считаете целесообразными, но при написании заключения следует использовать надёжные и валидные методики.

Примерами являются следующие случаи:

  • "Характеристика на ученицу 7-В класса Пупкину В.

…Тест Леонгарда-Шмишека показал, что у В., есть такие заострённые черты, как …Школьный психолог П."

  • "Исследование интеллектуального развития К. 17 лет проводилось с помощью методики Векслера. Получены такие результаты:

1 субтест (Осведомлённость) — … 2 субтест (Понятливость) — …3 субтест (Арифметический) — …4 субтест (Сходство) — …5 субтест (Словарный) — …6 субтест (Повторение цифр) — …7 субтест (Недостающие детали) — …8 субтест (Последовательные картинки) — …9 субтест (Кубики Кооса) — …10 субтест (Складывание фигур) — …11 субтест (Кодирование-шифровка) — …12 субтест (Лабиринты) — …" (Используется детский вариант методики Векслера WISC, хотя испытуемой уже 17 лет).

Сюда также можно отнести самостоятельно разработанные методики и тесты, метафорические карты (на сегодняшний день), иностранные тесты (даже если Вы легко можете их перевести), которые не были переведены на наш язык и апробированы на нашей выборке, тесты, скачанные из интернета без указания исходных данных (в какой книге можно ознакомится с тестом, кто автор, кто адаптировал, в каком году и проч.).

  • 4 ошибка — это отсутствие структуры и логики в заключении.

Заключение, как сочинение, должно иметь определённые части: вступление, содержание, заключение (вступление, исследование, выводы). Очень часто психологи либо вообще не придерживаются это структуры, либо пропускают какую-то часть (бывает первую и третью одновременно).

Но даже при наличии всех частей, наблюдается следующее — написано название методики, а потом описаны результаты по каждой из шкал.

В грамотно составленном заключении отдельным пунктом перечислены методики, указана цель использования той или иной методики (например, для исследования интеллектуальной сферы использовались: Тест Векслера (WISC, детский вариант), адаптированная и стандартизированная версия А.Ю. Панасюка, дополненная и исправленная Ю.И. Филимоненко и В.И. Тимофеевым), а далее в соответствии с логикой заключения описываются результаты методик, при этом редко когда указываются полученные баллы.

Большим огрехом является дословное переписывание интерпретации теста: "…Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз…".

Где же здесь хоть слово непосредственно о Вашем подэкспертном? Где здесь интеграция информации, полученной в беседе с клиентом, с результатами использованных методик, анамнезом, а также дополнительными данными (например, о ребёнке мы можем получить информацию при беседе с мамой и другими родственниками, из школьной характеристики, из беседы с ним самим).

Психодиагностика — это в определённой степени искусство, провести тест и получить по нему результат, сейчас может абсолютно любой, кто имеет доступ к Интернету. Зачем же клиенту перечисление "голых" результатов.

Самое главное в заключении — это вывод. К чему же Вы пришли, проведя беседу и психодиагностическое обследование? Какие индивидуально-психологические особенности являются ведущими? Каково актуальное состояние? И какие рекомендации Вы можете дать, исходя их проведённого исследования?

  • И, наверное, самая главная ошибка (№5) — это выход психолога за пределы своей компетенции.

Знать пределы компетенции обязан каждый практикующий психолог, это аксиома. На какие вопросы он может дать ответы, а на какие нет. Где заканчивается его компетенция и где начинается компетенция другого специалиста (психиатра или невролога).

Примеры:

  • "…У ребёнка Н., 2009 г.р. наблюдается психотравма, полученная вследствие насилия со стороны отца…",
  • "… Т., 2007 г.р. склонна ко лжи…",
  • "… У К., 1940 г.р., диагностирована деменция…",
  • "… По результатам исследования, несовершеннолетний П., не способен понимать характер совершаемых действий… ".

Это был длинный текст, надеюсь, что мне удалось раскрыть определённые новые моменты, и в будущем, при написании заключения, Вы будете вооружены этими знаниями.

Психология и психотерапияСамопознание

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Как научить ребёнка применять орфограмму "парные согласные в корне слова"

0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

Как научить ребёнка применять орфограмму "парные согласные в корне слова"

Казалось бы, не такая уж трудная тема, но дети регулярно совершают ошибки, проверяя парные согласные. Основная ошибка – неверно подобранное проверочное слово. А что уж говорить о применении данного правила в диктантах. Однако, давайте по-порядку....

Читать далее
Достижение целей. Краткое руководство.

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Достижение целей. Краткое руководство.

Достижение целей представляет собой сложный и многокомпонентный процесс, который складывается из мотивации, уверенности человека в себе, его ресурсов и сопутствующих жизненных обстоятельств. А начинается этот процесс с плана построения цели. В...

Читать далее
Корпоративная культура: стоит ли пытаться вписаться?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Корпоративная культура: стоит ли пытаться вписаться?

В своей психологической практике я часто сталкиваюсь с запросами, в корне которых есть неудовлетворённость текущей работой, поиск работы или конфликты на работе. Все эти запросы связаны со знаниями о том, как функционирует корпоративная культура,...

Читать далее
О судьбе. О Йоге. О вреде насильственного развития психических способностей

5.0

Аватар специалиста Альфия Султанова

Альфия Султанова

О судьбе. О Йоге. О вреде насильственного развития психических способностей

Здравствуйте, читатели. Продолжаем Школу трансформации сознания от наших Великих Учителей Е.И.Рерих, Н.К.Рерих и Великого Владыки Мории, Руководителя нынешнего человечества... Немного о судьбе. Судьба каждого человека зависит от него самого...

Читать далее