Токсичный отец и смерть старого короля
283
0
0
283
0
0
Пурпурный всем миром правит
Пурпурный – цвет короля
Сегодня его отравят
И, может быть, даже зря
Но манит золота слиток
И власти угар простой
И вот уж готов напиток –
Яда отвар густой*
Отец выполняет в психике растущего ребёнка много важных функций. Психоаналитики считают, что он помогает ребёнку отделиться от первичного слияния с матерью, а, значит, его присутствие способствует обретению индивидуальности. И.С. Кон в книге "Мальчик - отец мужчины" отмечал другие важные культурные функции отца - он учит своих детей рисковать, проявлять инициативу и быть деятельными. В расстановочном подходе считается, что отец учит порядку, дисциплине, задаёт структуру ценностей человека, а также от отношений с отцом в дальнейшем зависит то, как сложатся его отношения с властями, иерархиями и деньгами.
Важность всех перечисленных выше функций психики неоспорима, однако для полноценного их раскрытия необходимо присутствие рядом здорового отца. К сожалению, в психотерапевтической практике мы часто сталкиваемся с тем, что отец либо отсутствовал в жизни клиента, либо был недостаточно здоров. Например, в случаях, когда отец представлял собой тираничную фигуру, изменял матери, эксплуатировал окружающих людей, вёл паразитический образ жизни, злоупотреблял алкоголем или обижал детей. В этих случаях опыт отношений с отцом нуждается в психотерапевтической проработке, которую при отсутствии здоровой фигуры отца можно вести обходным путём - через универсальный, архетипический отцовский образ. Ведь отсутствие в реальной жизни человека здорового отца вовсе не определяет его психику. В психике всегда жив более глубинный культурный образ, который, в любом случае, проецируется на какие-то заменяющие отца фигуры. Это могут быть значимые родственники, учителя, наставники и т.д. Из таких фигур и культурных образов клиент может собрать для себя свою личную опору и структуру, свою внутреннюю фигуру отца, которая позволит ему обрести свободу от влияния реального дисфункционального отца и неблагополучного детства.
Но, прежде чем сформировать свою внутреннюю отцовскую фигуру в анализе, необходимо сепарироваться от реального отца и обрести от него внутреннюю независимость. Это довольно трудно сделать, если в психике человека сохраняются обиды на отца, либо если его образ предстаёт дефрагментированным и искажённым, что встречается часто из-за обрывочных детских воспоминаний, вытесненного травматического материала, а также эпизодического, непостоянного присутствия отца в жизни ребёнка. Нередко в психотерапии всплывает конфликт между тем, чему человека учил отец, и тем, как он хотел бы жить сам. Такой конфликт также является архетипическим - между старым и новым, прошлым и будущим, отцами и детьми. Часто подобный конфликт сопровождается желанием бунта - стремлением отвергнуть все авторитеты и отказаться от любой власти, чтобы расчистить поле для нового.
В книге "Миф Юнга для современного человека" Мария-Луиза фон Франц анализирует конфликт "отцов и детей" сквозь призму мотива смерти старого короля в разных культурах. Она пишет о том, что любой культуре, как и любым установкам сознания свойственно устаревать, становиться слишком ригидными и жёсткими. Такие установки когда-то были нужны и полезны, но со временем жизнь меняется, и эти установки перестают обслуживать потребности настоящего. Соответственно, старый король, который когда-то был полон сил, вдруг заболевает. Он становится излишне эгоцентричным, жадным, неуёмно агрессивным и теряет свою жизнеспособность. Это значит, что он больше не в силах удерживать свою власть и наполнять жизнь своих подданных новой энергией и вдохновением. Согласно естественному порядку вещей, на смену старому королю приходит новый, который в сказках часто предстаёт в образах "дурачка" или "простофили". Ему ещё не хватает опыта, но он полон сил, творчества и готов предложить оригинальные решения. Такой "дурак" является антиподом старого короля, его Тенью. И, если старый король долго отказывается покидать свой престол, он сам начинает совершать нелепые, дурацкие поступки, поскольку в этом случае его Тень не служит обновлению и жизни.
"Старый король" сравнивается Марией-Луизой фон Франц с архетипом Сенекса (старца), обратной стороной которого является юнец - Пуэр. В психике человека архетип Сенекса представляет собой все устаревшие и ригидные установки и догмы, которые давно утратили свою актуальность. В том числе к этому архетипу можно отнести цепляние за образ отца в случаях, когда человек давно уже вырос и живёт своей самостоятельной жизнью. Несмотря на внешнюю независимость, в психологической практике у клиентов очень часто можно встретить продолжающуюся идентификацию с отцом во взрослом возрасте, стремление угодить отцу, либо вечно длящийся бунт против фигуры отца. Все эти симптомы означают, что в психике такого человека "старый король" вцепился в свой трон мёртвой хваткой. Чтобы обновление стало возможным, этот король должен умереть. И либо он сам уступает дорогу новому герою после прохождения им инициации и героического пути, либо его ждёт неминуемая символическая смерть, как естественный процесс трансформации и переплавления во что-то новое.
Смерть "старого короля" в анализе неизбежна, если человек выбрал путь собственной индивидуации. И нередко такая смерть сопровождается горем. Несмотря на то, что старые установки и идеалы (в том числе впитанные от отца) со временем стали излишне механистичными, вредоносными, отравляющими и препятствующими развитию, порой эмоциональная, архаичная связь человека с ними бывает слишком сильна. В этих случаях бесполезно ждать, когда старый король сам созреет признать подвиги нового и уступить власть, либо когда он умрёт естественной смертью. Анализ выступает в качестве процесса, который способствует смерти старого короля, т.е. убивает его. Ведь сепарация невозможна без агрессии, а независимость - без бунта. Символически такой бунт может быть прожит человеком в образах революции, восстания, протеста или битвы. И, если этот образ прожит до своего логического конца, он открывает дорогу обновлению. В конце концов, старый король сменяется новым, который поначалу может быть в чём-то дурашлив и неопытен, в чём-то может ошибаться, однако за ним стоит куда большая сила и мощь, чем за образом иссохшего и высокомерного старика, из последних сил вцепившегося в свой обветшалый трон.
Итак, возвращаясь к теме токсичного отца, можно заключить, что в анализе его ждёт неминуемая смерть. Все отравляющие и зловонные воспоминания и ассоциации, которые с ним связаны, будут трансформированы во что-то новое, светлое и живое, подобно тому, как гниющий труп становится источником пищи для свежих растений и новой жизни. Но, как и процесс гниения трупа, процесс смерти старого короля не происходит одномоментно, и он требует терпения. Можно, конечно, сжечь старого короля радикальными и шоковыми методами, если он никак не хочет уходить, однако, всё же, проводя аналогию с алхимическими процессами, это должна быть не просто смерть, а трансформация. Не просто слепое отрицание чего-то старого, а переплавление старого в новое, что требует возвращения к первоистоку психики, её глубинному и коллективному бессознательному, где скрывается не только эта история, но и ресурсы для её свершения.
* Цитата из песни группы "Пикник" - "Пурпурный всем миром правит"
Быть самим собой: что это значит?
"Просто будь самим собой", - заботливо советует нам поп-психология, но в том, что означает эта фраза, ещё предстоит разобраться. Ведь для кого-то "быть самим собой" - это поставить себе ирокез, вырядиться в экстравагантные наряды и бросить мусор...
Путь к целостности: амплификация и интеграция в юнгианском анализе
Юнгианский анализ представляет собой процесс длительной психотерапии, в котором разбираются сновидения клиента, его детский опыт и значимые для него переживания. В этом подходе мы имеем дело с содержимым не только сознания и личного...
Виртуальная реальность и психологические проблемы
В современной философии активно обсуждается проблема виртуальной реальности так, как будто она является новым измерением в жизни человека и нуждается в особом осмыслении. Тем не менее, если задуматься о её природе, виртуальная реальность...
Как родительский контроль влияет на психическое состояние ребенка?
В долгосрочной перспективе отношения родителя и ребенка – это союз двух (либо трех или более, если в семье несколько детей) равных людей; у одного из участников больше опыта, поэтому он помогает другому адаптироваться к окружающему миру и усвоить...
“Как можно быть таким “придурком”?” – обычно этот вопрос адресован отцу. Или отцовской фигуре (дядя, дедушка, отчим, старший брат, тренер в школе, собирательный образ всех мужчин в семье и окрестностях). Кто-то не осознает этот вопрос внутри себя....
На сеанс пришла пожилая женщина и рассказала печальный рассказ. У неё заболела дочь, диагноз был серьёзный и её положили в больницу. Это было в период карантина. Там, в больнице, случилось заражение, всем известным виросом. В итоге, девочка умерла...