Тело как ресурс
560
0
0
560
0
0
Тело — это какая-то удивительная субстанция, благодаря которой мы прибываем в мире, ощущаем его реальность, чувствуем радость, удовольствие, переживаем красоту, но в то же время чувствуем боль, свои ограничения, усталость, грусть. Тело — это то, что даёт нам возможность быть в контакте с самим собой и в контакте с миром. Но очень часто мы относимся к нему, как к чему-то очень внешнему, как к клетке, в которой временно заключена душа. Мы не хотим замечать его изменений, не хотим заботиться о нём, как о чём-то важном и ценном, а скорее, начинаем что-то делать, когда изменения и боль нельзя игнорировать, когда от них не удаётся прятаться.
Почему так происходит? Ведь именно благодаря телу мы получаем самый первый опыт переживания себя, опыт того, что именно я ощущаю эти потребности, именно я хочу есть, спать, ощущаю удовлетворение и радость. Открываю, что я заканчиваюсь там, где проходит моя кожа, а дальше идёт большой мир. Понимаю, что именно я делаю эти движения, хожу, что-то притягиваю руками или, наоборот, отталкиваю. Гораздо позже появиться осознание, что моё "Я" имеет и другие формы проявления, кроме как через тело. Проявления моего "Я" — это то, что я нарисовала, то, как навела порядок в комнате, и т.д. Но сначала моё "Я" очень сильно связано с телом. Что же происходит потом? Почему контакт с собой через тело теряется или обесценивается?
Это преимущественно связано с социально обусловленным отношением к телу и тем, как оно транслируется нам в детстве от родителей или других взрослых. Наша культура придаёт особую ценность и важность больше разуму или интеллекту. Развитие интеллектуальных способностей является определяющим, а тело скорее воспринимается как инструмент. Мы можем видеть, как сейчас повально очень маленьких детей водят на занятия по интеллектуальному развитию. Развитие тела осмысляется преимущественно как развитие в спорте — тренировка инструмента для достижения определённых рекордов.
Ребёнка не научают смотреть на тело как важную составляющую его личности, как то, на что можно опираться при понимании себя. Скорее, наоборот, отучают слушать, что говорит тело, что ребёнок ощущает внутри себя на самом деле. Ребёнок очень часто получает послание, что "то, что ты чувствуешь — это не правда, ты не должен доверять своим ощущениям, а верить тому, что говорят твои родители" или в лучшем случае "верить тому, что подсказывает твой разум". Так постепенно мы отказываемся от того опыта, который переживаем на уровне тела или почти не осознаём его, а значит, в очень малой степени можем на него опираться.
"Нельзя ощущать когда я голоден, потому что это бесполезно. Еду всё равно дадут по расписанию". "Я не могу доверять ощущению в теле — холодно мне или жарко, бабушка в любом случае заставит одеть свитер". "Я не могу чувствовать в теле дискомфорт, ещё хлеще злость, когда родители отчитывают меня. Я должна не проявлять чувств и дослушать до конца". Этот список можно продолжать…
Это бесконечное количество примеров, когда ребёнком неосознанно принимается решение об отказе от тех ощущений, которые он испытывает на уровне тела. Через какое-то время он научается доверять только разуму и логике. Вырастает. Начинает обесценивать то, что чувствует через тело. Ведь если я предам ценность эти переживаниям и ощущениям, то я не понимаю, что делать со всеми этими ощущениями. Чему верить — разуму или телу? Как относиться к тому, чему меня учили столько лет? Как эти ощущения могут мне помочь? О чём они сообщают?
Ребёнка не научили обходиться с телесным опытом, при принятии решений опираться не только на разум, но и на ощущения и чувства, мочь быть в контакте с телесными ощущениями (и чувствами тоже).
Я совсем не хочу сказать, что опираться на разум и логику плохо и не нужно, нет. Важно опираться и на то, и на другое. Иметь голову, но придавать ценность телесным ощущениям и своим чувствам.
Важно иметь ввиду, что наши ощущения и чувства могут быть не связанными с тем, что происходит с нами сейчас, а больше с прошлым опытом. Именно поэтому важно "иметь голову" или включать разум, чтобы смочь это увидеть. Например, в детстве ребёнка наказывали, когда он пытался действовать самостоятельно, не спросив взрослых. В тот момент ребёнок мог истытывать страх, тревогу, чувство беспомощности и бессилия. Этот опыт и переживания остались в памяти тела. И почти всякий раз, когда, уже будучи взрослым человеком, он начинает действовать самостоятельно, не спрашивая целую кучу советов у коллег и начальства, он испытывает тревогу, бессилие, начинает оправдываться за свои действия, не доводит их до конца и получает негативный результат. Но это не значит, что тело плохое, что его не надо слушать. Наоборот, это телесное переживание детского опыта важно уловить и отделить от того, что происходит сейчас во взрослой жизни. Что сейчас у этого человека гораздо больше ресурсов, чтобы действовать самостоятельно. Важно быть в контакте с этими телесными ощущениями и позволить себе создать новый опыт, когда он может действовать самостоятельно и быть успешным.
Чтобы отделить свой детский опыт от того, что происходит сейчас, важно услышать свои переживания, ухватить их, а значит, наладить контакт с телом, развить телесную осознанность.
Для этого есть ряд упражнений и практик. Одно из таких упражнений — это пешие прогулки. Во время таких прогулок важно позволить себе двигаться в том темпе, который вам комфортен. Прислушиваться к тому, что вы ощущаете в теле — где присутствует усталость, где лёгкость, подвижность или гибкость? Какие части тела двигаются синхронно, а какие сами по себе? Какие ощущения, когда я опираюсь на стопу, больше вес на пятку или носок? Как я дышу — прерывисто, с паузами, глубоко или быстро? Холодно мне или тепло? Какой части тела более холодно? Как изменилось моё состояние к концу прогулки?
Иногда это можно делать по дороге домой, иногда — специально выделив время. Попробуйте! Интересно, что тогда ещё вы начнёте замечать в своей жизни?
Ценных открытий вам в контакте со своим телом!
Вы замечали, что у всего есть некий центр. Художники размечают и находят центр холста, при лепке из глины будущее изделие обязательно нужно центрировать, танцор должен чувствовать свой центр, и тогда он может сохранять баланс и равновесие, и так...