Судьба по наследству
1644
0
0
1644
0
0
В психологии существует несколько направлений, которые занимаются изучением влияния рода на судьбы последующих поколений. Главные теоретики одного из таких направлений — психогенеалогии — Берт Хеллингер, Анн Шутценбергер и супруги Чампион и Джоэл Тойч. Они первыми заявили о том, что помимо внешности, черт характера и склонности к ряду заболеваний, мы "наследуем" от своих предков и их судьбу. Причём "наследование" происходит через одно-два поколения, то есть родители всего лишь "передают" своим детям генетическую информацию от их бабушек/дедушек или прабабушек/прадедушек.
Психогенеалогия как наука появилась в Европе в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ века. До России она "дошла" десять лет спустя. Сейчас это направление начинает приобретать в нашей стране все большую популярность. Суть психогенеалогии сводится к следующему: судьбы предков составляют так называемую матрицу судеб будущих потомков. Наши привычки, удачи и неудачи, болезни и даже партнёры, которых мы себе выбираем, зачастую напрямую связаны с нашим родом. Лишь треть жизненных проблем человека — это "его рук" дело. Остальные — он получил от предков. Однако, отыскав истоки этих проблем, можно "перепрограммировать" подсознание и избавиться от навязанной родом негативной модели поведения. В этом и заключается задача генной психологии. На первый взгляд, теория звучит фантастически. Между тем, многие известные психологи успешно используют её на практике. Есть несколько обоснований влияния рода на человека. Например, психологи и исследователи Мюррей Боуэн и Джон Боулби объясняют этот феномен тем, что между родителями (особенно мамой) и ребёнком до трёх лет существует особая, очень тесная связь (как физическая, так и эмоциональная), поэтому мама бессознательно транслирует малышу не только своё настроение, отношение, привычки, но и программы, которые она "переняла" у собственных родителей, а те, в свою очередь, — у своих. Другое обоснование психогенеалогии даёт так называемая теория систем, которая рассматривает семью как единое целое, некую систему, в которой все элементы тесно взаимосвязаны. Если одно звено этой цепочки выбивается из общего строя, сбой неминуемо сказывается на всей системе, передавая программу следующим поколениям. Согласно этой теории, полное обновление таких программ происходит, как правило, за четыре поколения.
Хронические болезни и неудачи проявляются через одно-два поколения. Однако это не значит, что мы ничего не получаем в наследство от собственных родителей. Их судьба зачастую оказывает весьма существенное влияние на нашу. Психолог Винцент де Гольжак изучал нелепые на первый взгляд неудачи умных и трудолюбивых детей на экзаменах. Опоздания, почему-то не сделанные задания, неожиданные "провалы в памяти" во время ответа на хорошо известную тему… Исследователь выяснил, что причина всех этих странных явлений крылась в биографии родителей: отец или мать (или сразу оба родителя) этих студентов в своё время не смогли получить диплом. Это спровоцировало у их детей внутренний конфликт. С одной стороны — желание сделать то, что не удалось маме или папе — улучшить своё социальное и культурное положение. С другой — подсознательный страх быть отвергнутым своими родителями за успехи, которых им самим не удалось достигнуть. В такой двойственной ситуации ребёнок может предпочесть провалить экзамен, а не нарушать "порядок" в семье, не менять сценарий. Так же, как дочь может неосознанно бояться счастья в браке, если её мать была несчастна или одинока. А сын — разбогатеть, если его отец всю жизнь был бедным.
Безусловно, далеко не во всех проблемах, с которыми мы сталкиваемся в жизни, "виноваты" наши предки. Как же понять, когда причину болезней или неудач имеет смысл поискать в истории своего рода? Если в садике эпидемия гриппа, то предполагать какую-ту другую ("родовую") причину болезни ребёнка глупо. Когда человек лежит на диване и отказывается от любой работы, то нет необходимости глубоко копать, чтобы понять, почему у него вечные проблемы с деньгами. Но если одни и те же болезни и неурядицы постоянно повторяются и этому нет очевидного или логичного объяснения — это признак того, что они, возможно, достались человеку "по наследству". Предположим, малыш часто болеет, но врачи не могут установить, по какой причине (анализы в норме, иммунитет не ослаблен и т.д.). Во время работы с психологом выясняется, что болезни карапуза спровоцированы негативной программой, неосознанно переданной ему мамой, которая унаследовала её от своих родителей. Такой негативной программой может быть, например, аборт, совершенный кем-то из родственников по маминой линии. Или ранняя и насильственная смерть кого-то из предков (дедушка погиб на войне). Так как род — единая система, то, когда с одной из его составляющих случается что-то трагическое, это отражается на остальных. Ребёнок неосознанно стремится восстановить утерянное родом равновесие — "замещает" собой не рождённого или погибшего родственника, проигрывая его роль и принимая на себя его проблемы. Другая ситуация. Взрослый человек работает в поте лица и прилагает все возможные усилия, чтобы обеспечить себя и семью, но заработать никак не удаётся. Почему? Если изучить историю рода, то, вполне вероятно, отыщется эпизод, все объясняющий. К примеру, в биографии прадедушки. Был он зажиточным и счастливым, но нагрянула советская власть и раскулачила: большой достаток спровоцировал несчастье, поэтому его потомство поставило для себя запрет на материальное благополучие.
К счастью, нет. Родовые программы человек "принимает" избирательно. С одной стороны, не все, что случилось с нашими предками, мы наследуем (не каждое прерывание беременности негативно отражается на последующих поколениях). С другой — трагические события в семье в некоторых случаях могут стать для потомков неиссякаемым ресурсом для движения вперёд (потеря состояния прадедушки оказаться стимулом для создания собственного капитала, чтобы компенсировать давнюю потерю рода). То есть родовые программы могут быть не только негативными, но и позитивными. К сожалению, ответа на вопрос, почему у человека возникает или не возникает родовая программа, и почему именно такая, пока не найдено.
Но психологи выделяют пять неэффективных моделей семейного поведения, которые часто передаются из поколения в поколение: