Субъективные факторы возникновения межличностного конфликта
3221
0
0
3221
0
0
Конфликты происходят в жизни каждого человека, и никто от них не застрахован. Обычно принято воспринимать конфликтные ситуации, как нечто, имеющее резко негативный окрас, но конфликт — это ещё и нередко благоприятная возможность получить новый опыт и изменить отношения с другими людьми или даже свою жизнь к лучшему. Современное научное и практическое понимание конфликта не трактует его как однозначно негативное явление, выделяет позитивные функции конфликта, отмечает его как неизбежное и нормальное явление для развития отношений.
Понятие конфликта характеризуется исключительной широтой содержания и применяется в разнообразных значениях.
Значение слова конфликт во многих языках мира понимается и звучит одинаково, от латинского "konfliktus" — столкновение сторон, мнений, сил. Не учитывая тех или иных этнокультурных особенностей проявления конфликтов, можно утверждать, что они происходят принципиально одинаково и обладают идентичностью своей психологической организации.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.
Психологический словарь определяет конфликт как "трудно разрешимоё противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями".
Б.И. Хасан предлагает следующее понимание конфликта: "Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет".
По мнению Гришиной Н.В., межличностный конфликт может быть определён как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по край ней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на пре одоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обе их или одной из сторон.
Таким образом, в этих определениях в качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается, прежде всего, как характеристика взаимодействия.
Исследователи выделяют структурные характеристики — составные элементы конфликта, без которых его существование не возможно: "изъятие" любого такого компонента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К структурным компонентам конфликта относятся: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта.
По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: объективные (внеличностные) и личностные. К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта. К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера личности, её привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эти и многие другие её качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации. Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать: основные психологические доминанты поведения; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности. Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.
Именно эти личностные характеристики оказывают решающее влияние на субъективное восприятие ситуации и определения её как конфликтной или неконфликтной.
Изучая природу конфликтов, многие авторы и исследователи пришли к выводу, что феномен возникновения конфликтов, имеет объективно-субъективную природу.
К. Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины. Сами эти "силы" — это характеристики внешней ситуации, воздействие которых является результатом субъективного восприятия индивидом своей собственной ситуации.
Для М. Дойча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако "решающее условие вступления в конфликт — это перцепция несовместимости. Психологической реальностью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт"
По Мерлину, конфликт возникает только при определённых условиях; к внешним условиям его возникновения относится невозможность удовлетворения мотивов или отношений личности. Однако внешние условия ведут к возникновению конфликта только в том случае, если, в свою очередь, имеются внутренние условия развития конфликта, если возникают противоречия между мотивами или отношениями, или между возможностями и стремлениями. Необходимое дополнение — субъективная неразрешимость ситуации (т.е. определённая субъективная её оценка человеком).
Учёт субъективного фактора как обязательного условия возникновения конфликта вообще характерен для отечественной науки (например, у В.Н. Мясищева). И в последующие годы авторы первых же появившихся в отечественной литературе работ по проблемам конфликта также считали само собой разумеющимся, что обязательным моментом в возникновении конфликта является тот факт, что человек воспринимает ситуацию как конфликтную: "Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение".
Таким образом, возникновению конфликта неизбежно предшествует субъективное отражение характеристик социального взаимодействия. Именно восприятие ситуации как конфликтной "делает" конфликт — "запускает" для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него) и его последующего развития. Субъективность в происхождении конфликта проявляется в невозможности однозначно связать его возникновение с определённым набором объективных факторов.
Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента. Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру. В социальной психологии процесс рефлексии предполагает, как минимум, три позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому.
Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка — готовность, предрасположенность субъекта действовать определённым образом. Это определённая направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.). В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.
Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. "Мы часто ожидаем, — пишет Максуэлл Мольц, — что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем, что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них". Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.
Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы, и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.
В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т.д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнёров по общению и совместной деятельности.
Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнёров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.
Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства. В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социальной и социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам, бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются честь и достоинство оппонентов.
Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяется конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.
Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт сложное, многообразное, системное социально-психологическое явление, факторы возникновения которого имеют не только объективную природу, но и субъективную. К субъективным факторам возникновения межличностного конфликта относятся: неправильные действия одной или обеих сторон конфликта; нарушение профессиональной этики; нарушение трудовой или учебной дисциплины, должностных инструкций; противоречия участников (разные интересы, цели, мнения, разногласия); аффективные проявления участников (переживания, страдания, враждебная настроенность, нервное напряжение); конфликтное поведение участников (доказывают правоту, добиваются своего, пишут жалобы, борются за свои интересы, угрожают, нападают).
Недавно, на одном из мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании, мне были заданы вопросы: "Что означает быть "бывшим" алкоголиком? Что он чувствует?". Я задумалась…Так родилась эта статья. "Бывшие" очень часто слышат фразы типа: "Ну, ты...
Влияние родительских внушений на формирование зависимости
Большинство людей вспоминают своё детство с улыбкой. И совершенно не помнят своих обид и разочарований, связанных с фигурами родителей. Но такая "радужность восприятия" совершенно не означает отсутствие травматизации в период раннего детства. Даже...