Современные вопросы логопедии
411
0
0
411
0
0
В нашей стране в семидесятые годы детей с дефицитом речи было около 4%. Сегодня эти цифры увеличились в 7–8 раз. Так что же приводит к логопедическим нарушениям?
Прежде всего, хронические, а также неврологические болезни, инфекционные заболевания матери до и во время беременности, анемия, гипоксия плода, родовые травмы, асфиксии и кислородное голодание. Кроме того, большую роль несут в себе неблагоприятные бытовые условия, экология, вредные привычки (особенно в первый триместр беременности, когда происходит закладка внутренних органов плода). Если у будущей мамочки, которая своевременно посещает женскую консультацию, обнаружен белок в моче, а это говорит об интоксикации мозга — это может проявиться речевыми проблемами у ребёнка в будущем. Кроме всего прочего, если на последних месяцах беременности принимать некоторые серьёзные препараты без консультации акушера — это может навредить малышу, т.к. именно на последних месяцах беременности активно формируется мозг.
Какие ситуации должны вас насторожить? В 3 месяца ребёнок не поднимает голову, в 4–6 месяцев у него отсутствует гуление, в 7 месяцев он не может переворачиваться. Если к концу 9-го месяца у ребёнка нет лепетных слоговых цепочек, он не узнаёт голоса близких людей — это повод обратиться к специалистам. Если в 2 года ребёнок говорит десяток простых слов, не может строить фразу из двух-трёх слов, если в 3 года он не отвечает на пространственные вопросы: "что? ", "где?", плохо ориентируется в пространстве — прежде всего обратитесь к неврологу, отолорингологу, окулисту, ортопеду, педиатру. Может быть, у ребёнка имеются стереотипные движения, особенности поведения, если он не может сконцентрироваться на каком-то объекте, не читает книгу с мамой, бегает, кричит, разбрасывает предметы — необходима медикаментозная поддержка со стороны специалиста.
Как можно заниматься дома, чтобы активизировать речь ребёнка? Прежде всего, приучайте малыша петь с вами песенки, читать красочные книжки, чаще ритмизируте речь, выделяйте интонацию, занимайтесь пальчиковыми играми. Научно доказано, что центры артикуляции и речи тесно взаимосвязаны между собой. Упрощайте слова, пусть они будут простыми и доступными для малыша. Например, слово "машина" замените на обычное "би-би"; оречевляйте своё поведение и особенно действия: будем кушать — "ням-ням". Киса пьёт, Петя идёт. Давайте ребёнку короткие инструкции, т.к. длинные и сложные инструкции могут его запутать. Откажитесь от ненужных вопросов, например: "Ты будешь сейчас заниматься?". Вместо этого скажите так: "Сейчас мы порисуем", "Кого ты хочешь слепить?" и прочее. Не требуйте от ребёнка постоянного повторения слов, вместо этого поощряйте даже маленькие на первый взгляд достижения: "Какой ты молодец!!", "Как здорово у тебя получается!" и прочее. Очень важно в этой работе создать положительную мотивацию, отказаться от невротического повторения слов и картинок. Большое значение имеет развитие понимания речи: "Закрой кису", "Спрячь заю", "Найди мишу". Подбадривайте вашего ребёнка, верьте в него, и у вас всё получится!
Успехов!