Современные системные расстановки. Введение в метод
5035
0
0
5035
0
0
Метод системных расстановок — помогающая практика, введённая в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером (р. 1925 г.). Метод был открыт (введён в обращение) примерно в начале 80-х годов.
Этот метод также называют "расстановки по Хеллингеру", "семейные расстановки", "системные семейные расстановки", "системно-феноменологический подход".
В этом методе клиентская история (проблемная ситуация) описывается как элементы некоторой системы и их взаимодействия. Когда метод начинал развиваться, клиентские истории представлялись только как взаимодействие членов семейной системы. Поэтому первоначально метод назывался "семейные расстановки".
Расстановки производились в группе, участники группы располагались обычно по кругу. Клиентская история, описанная как взаимодействие членов семейной системы, расставлялась в пространстве. При этом для представления в расстановке каждого члена семьи из группы выбирался один участник. Его называют заместитель. Один заместитель замещал одного члена семьи клиента (назовём того, кого заместительствуют в расстановке прототипом). Далее расстановщик или клиент расставлял (отводил на место) в комнате каждого заместителя. Определение места заместителя производится медленно, молча и сосредоточенно, основываясь на телесном ощущении, где должен стоять этот человек. Заместителям не придаётся какая-либо поза, они стоят (не сидят и не лежат), они не прикасаются друг к другу и не разговаривают.
Основным инструментом метода системных расстановок является заместительское восприятие. Этот феномен состоит в том, что заместитель в расстановке может в общих чертах почувствовать состояние своего прототипа и его взаимодействие с другими членами расставляемой системы. При этом заместитель может ничего не знать о своём прототипе. Также и клиент и расстановщик могут ничего не знать о прототипе, который представлен в расстановке своим заместителем. Незнание не мешает заместительскому восприятию.
Этот феномен пока не получил признанного официальной наукой объяснения. Это явление, однако, широко известно в неконвенциональной науке, практиках, сохранившихся в традиционных культурах (шаманской работе), эзотерике. Расстановщики доверяют данным заместительского восприятия, основываясь на огромном количестве сделанных расстановок и полученных подтверждениях о правильности транслируемых заместителями динамиках.
Источник, из которого заместители получают информацию о своих прототипах, получил название "поле". Его также называют "морфическое поле", "морфогенетическое поле", "знающее поле".
Доверие информации, чувствам и ощущениям, приходящим из поля посредством заместительского восприятия, является основным признаком метода системных расстановок, отличающим его от других методов, в которых используется расстановка элементов систем (таких, например, как психодрама, семейная скульптура Вирджинии Сатир, тест Геринга, песочная терапия).
После того, как заместители расставлены в пространстве, они могут двигаться с разрешения расстановщика и коротко описывать словами, что они чувствуют (подробнее см. Е. Веселаго "О заместительствовании"). Таким образом, в расстановке может быть достигнуто восприятие ситуации, выходящее далеко за пределы того, что рассказывает клиент или что он передаёт через невербальные (телесные) сигналы. В частности, можно увидеть взаимодействия членов семьи, о которых клиент не имеет информации или не может её адекватно передать в силу своей вовлечённости в проблемную ситуацию. Это открывает терапевтические возможности, которые пока не доступны во многих других помогающих практиках.
Расстановщик, клиент и группа наблюдают взаимодействие заместителей. Феноменология, т.е. наблюдение, свободное от предположений и интерпретаций, является основой метода. Поэтому метод ещё принято называть "системно-феноменологический подход".
Расстановщик взаимодействует с клиентом и заместителями, производя работу, направленную на то, чтобы полнее раскрыть в расстановке проявленную ситуацию и помочь клиенту достичь глубокого контакта с происходящим. Нередко проявленное в расстановке является достаточно тяжёлым (именно поэтому у клиента ранее не было контакта с этим) и в методе расстановок разработан широкий арсенал подходов, помогающих клиенту ассимилировать этот опыт. Также расстановки располагают многообразными технологическими приёмами, помогающими адекватно проявить историю, разворачивающуюся в расстановке — в той степени, в какой она сейчас приходит из поля и в той степени, в какой она может быть сейчас воспринята клиентом, заместителями, группой и самим расстановщиком.
Расстановка обычно длится от 15–20 минут до часа-полутора. Некоторые виды расстановок длятся несколько секунд, некоторые — несколько часов.
В методе расстановок считается, что если клиент воспринял проявленную в расстановке историю (ушло её отторжение или оно стало меньше), то ему больше нет необходимости воспроизводить опыт, заключённый в той ситуации, непосредственно в своей жизни. Таким образом, расстановки первоначально содержали предположение, что многие проблемные ситуации в жизни клиента связаны с теми историями в жизни членов его семьи, которые когда-либо были отвергнуты (не прожиты, не пережиты, не освоены). Именно эти первичные истории и проявляются в расстановке.
Предположение (подверждённое обширной расстановочной практикой) о том, что проблемный опыт в жизни клиента связан с тем, что ранее членами его семьи был отвергнут некоторый опыт похожего свойства, получило название "действие системной совести". В расстановках считается, что все члены семьи связаны единым полем, в котором содержится вся информация обо всём, что с ними когда-либо происходило. Если какой-либо член семьи (и его жизненный опыт) исключается, отвергается другими членами семьи, то позднее в семье рождается кто-то, кто этот опыт вернёт в семью, проживая его снова в своей жизни. Системная совесть, таким образом, слепа и "несправедлива" (в обычном понимании справедливости), т.к. "ни в чём не виноватый" человек страдает "просто" потому, что ранее кто-то жил так же и его жизненный опыт был отторгнут семьёй.
Примеры таких повторов иногда действительно выглядят страшными и несправедливыми. Например, первый ребёнок бабушки умер сразу после рождения. Бабушка никогда о нём не упоминала, и пережить связанное с потерей первенца страдание не было возможности — времена были таковы, что семья была занята выживанием. Обе её дочери также теряют своих первых детей. А у внучки первый ребёнок критически болен, когда она обращается с запросом об этом на расстановку.
В расстановке первичная ситуация (потеря детей бабушкой, матерью и тётей) выходит на свет. Глубокое горе бабушки, прочувствованное её заместителем, группой, клиентом и расстановщиком, находит принятие и через это как бы завершается спустя десятилетия. Ребёнок клиентки выздоравливает и повторяющиеся в поколениях потери детей прекращаются.
В некоторых случаях не наблюдаются такие явные повторы на уровне фактов, ситуация может быть более "смазанной". Например, клиент чувствует, что у него "ни на что нет сил", а расстановка показывает две фигуры — одна, видимо, умершая, и один, кто не смог её полностью оплакать. Выявить, кто конкретно эти фигуры в семье клиента, не удаётся. Тем не менее, клиент чувствует глубокую связь с этими фигурами, а после расстановки у него через некоторое прибавляется сил и энергии к жизни.
Такая взаимосвязь человека с ранее жившими людьми из его семейной системы называется переплетение. В расстановке происходит разрешение переплетения. Разрешение переплетения иначе называется восстановление видимости системного события.
Основные причины отвержения опыта и возникновения переплетений:
Здесь необходимо особо отметить, что расстановки не имеют никакого отношения к морали, греху, возмездию за неправедные поступки. Например, ситуация, "мама сделала пять абортов, и поэтому у тебя нет сил жить" — это неверное описание происходящего в расстановке. "Нет сил жить" не является "возмездием за грехи матери". Возможно, матери было настолько тяжело, что она не смогла найти силы на рождение и воспитание детей. Это бессилие не было прожито ею, и дочь вошла в переплетение с нею, проживая этот опыт снова. В другой ситуации мать "не брала в голову" свои аборты, они не были связаны с чем-то тяжёлым для неё, и переплетение не возникло.
Расстановки, как феноменологический метод, не имеют предположений о причинно-следственных связях и не имеют осуждения в отношении чего-либо. Они проявляют непроявленное, каким бы оно ни было, и помогают восстановить с этим контакт клиента.
Время, которое требуется на то, чтобы расстановка подействовала (переплетение разрешилось) может быть различным. Иногда это несколько минут (прямо в расстановке), иногда несколько дней, недель или месяцев. Бывает, что расстановка действует несколько лет, в течение которых распадается несколько переплетений, а человек организует свою жизнь уже на новом месте в своей системе.
Расстановка, однако, не является "услугой населению", в которой возможны гарантии решения. Первичная история может выйти на свет в расстановке в значительной степени, а может не выйти или выйти очень ограниченно. Это зависит от готовности клиента и его мужества смотреть на скрытое, от готовности группы, способностей заместителей транслировать и отображать сложные истории, квалификации и личной зрелости расстановщика. В свою очередь, проявленная история может быть вторично отвергнута клиентом или у него может не хватить сил на неё смотреть (а расстановщик и группа не смогут оказать ему достаточную поддержку в этом). И, поскольку в расстановках мы обращаемся к третьей силе — полю, мы предполагаем, что у этого источника есть также и свои законы, и оно может не дать информацию по неизвестным нам причинам.
В процессе накопления опыта наблюдения за расстановками, Берт Хеллингер сформулировал несколько закономерностей, которые описывают встречающиеся в расстановках ситуации. Он назвал эти закономерности Порядки Любви:
Если этот закон нарушается и некоторый опыт или человек отвергается, то позднее появится кто-либо, кто снова включит этот опыт в систему. Таково действие системной совести, так создаётся переплетение.
На опыте многочисленных расстановок Берт Хеллингер сформулировал определение семейной системы, описав, кто принадлежит к ней (и, значит, кто не может быть исключён без последствий в виде возникновения переплетения). В настоящее время к этому перечню возникает очень много вопросов, ответы на которые могут быть даны только в контексте феноменологического подхода. Другими словами, если возникает вопрос "а принадлежит ли к системе …", то ответ на этот вопрос всегда один: "надо расставить (эту конкретную систему) и посмотреть".
Итак, согласно Берту Хеллингеру, к семейной системе человека относятся:
Таким образом, понятие семейной системы выходит за рамки кровного родства или сексуальных связей. Связь создают отношения масштаба жизни и смерти, в том числе отношения любви.
Определение семейной системы не является "теоретическим", это просто описание многочисленных расстановочных наблюдений. Время от времени эти наблюдения расширяются, определение меняется. Переплетение нельзя вычислить из этого определения, надо расставить и посмотреть.
Итак, Первый Порядок или Закон принадлежности: все, кто принадлежит к семейной системе, имеет равное право принадлежать, независимо от того, какой была его жизнь и какое отношение к его/её жизни было у окружающих людей.
Эта формулировка может вызывать много вопросов, если оценивать приоритет как "больше прав" или смотреть на вклад каждого. Например, если старший брат уехал и порвал отношения с родителями, а младший ухаживал за ними в старости, то почему "приоритет" у старшего брата? Если первая жена в коротком студенческом браке "плохо относилась" к своему мужу, то почему она имеет приоритет перед второй женой, с которой супруг счастливо живёт уже 25 лет? Почему родители имеют приоритет, если они жестоко обращались с сыном?
В данном случае слово "приоритет" не несёт оценки. Это просто способ называния места каждого члена семьи, обеспечивающий то, что никто не исключён, вне зависимости от оценки их жизни. Первый брат родился и второй брат пришёл в семью, где уже был один сын. Первая жена была, потом она ушла и освободила место второй. Это место — другое, место второй жены. Родители были раньше, они дали жизнь детям. Дети пришли позже.
У всех есть место, никто не исключён.
Только из практики можно увидеть приоритет в таких сложных случаях, как параллельные и одновременные связи, разрывы и возвращения к прежним супругам, рождение детей от разных партнёров.
К этому Порядку также возникает много вопросов. Если муж оплатил образование жены, а жена "просто" любит его и заботится, является ли это уравновешенным даром или нет? Являются ли значимыми отношения с учителями и можно ли уравновесить полученные от них дары или они должны просто передаваться дальше?
Как и с другими порядками, действие этого порядка можно только увидеть на практике (в расстановке) и сейчас принято трактовать его в широком смысле: вклад каждого должен получить уважение и результаты этого вклада должны быть переданы дальше. Всё должно находиться в движении, основанном на уважении к каждому его участнику в равной степени.
Таким образом, этот Порядок также является способом реализации Первого Порядка: никто не исключён.
Геометрия Порядков в расстановке. В расстановках было неоднократно замечено, что существует взаимное расположение фигур в пространстве, при котором большинство заместителей чувствуют себя хорошо. И это взаимное расположение в пространстве является отображением Порядков.
Например, Закон иерархии отражает такое расположение заместителей братьев и сестёр, когда старшие стоят справа, младшие слева и все они построились в линию или дугу. Муж и жена (родители) стоят рядом, а маленькие дети сидят спереди у их ног. Родители родителей и дальние предки стоят сзади.
Для более сложных ситуаций (например, дети от разных браков) есть несколько геометрических схем, которые в большинстве случаев отмечаются заместителями как удобные, комфортные.
При этом, в конкретных расстановках эти известные схемы могут и не сработать. В последнее время всё чаще встречаются системы с необычными геометрическими порядками, в том числе и прямо противоположными классическим схемам (братья и сёстры стоят слева направо, дети стоят за родителями).
***
В настоящее время Порядки не воспринимаются настолько однозначно, как это было в начале развития расстановок. Распространение расстановок за пределы Европы (особенно в Азию и на Восток) открыло доступ к семейным системам, в которых наблюдаются другие Порядки. Прежде всего, это связано с тем, какое место дают в семье детям (не всегда по времени появления в системе), жёнам (многожёнство является обычной практикой, а не "нарушением порядка"), старикам (нередко их место остаётся главным до их смерти, сыновья всегда подчинены). Например, если младшая сестра отдаёт своего ребёнка в семью старшей сестры, не имеющей детей, то в европейских порядках это большое нарушение, а у некоторых северных народов — правильный порядок.
В современном понимании расстановок можно сформулировать универсальный порядок: "Все принадлежат. Всё движется". Как именно устроена принадлежность в конкретной системе и каково направление движения (или где оно было заблокировано) — мы можем расставить и посмотреть. Без предположений.
Описанные выше расстановки принято называть классическими. Их отличительные признаки:
По мере развития системных расстановок они стали отходить от классических семейных расстановок как в технологических аспектах (как описывать и расставлять клиентские истории, как разрешать переплетение), так и, главное, в своей философии (понимании того, как связана клиентская история с прошлыми событиями, что означает эта связь и как к ней следует относиться).
Технологически возникли следующие направления в расстановках:
Следует отметить, что все эти технологии расстановок не являются взаимоисключающими. Симптомная расстановка может быть структурной и семейной одновременно, сделанная в группе и с использованием фигурок в одной работе. Сочетание технологий определяется творческим потенциалом и квалификацией расстановщика, которые он применяет адекватно клиентской ситуации и условиям работы.
Принятое в России разделение расстановок на "семейные, организационные, структурные, симптомные, духовные" является некорректным, т.к. описывает в одном ряду различные технологии расстановок, которые не исключают друг друга. Духовные расстановки являются отдельным философским направлением в расстановках, в котором также могут использоваться самые разные технологии.
Многие из вышеперечисленных расстановочных технологий, в строгом смысле слова, не являются "расстановками по Хеллингеру". Например, Берт Хеллингер не практикует расстановки с фигурками и предметами, дистанционные расстановки. В настоящее время (2011 год) Хеллингер работает в больших группах, придерживаясь философии духовных расстановок и технологии свободного (многоуровневого) заместительствования, а также классических семейных расстановок. Также Хеллингер активно работает в технологии расстановок в воображении, которые он называет медитации.
Духовные расстановки — философское направление в расстановочной работе, оформленное и введённое в практику Бертом Хеллингером к 2008 году.
Возникновение духовных расстановок связано с развитием и углублением понимания поля и приходящей оттуда информации. Максимальная открытость к тому, что приходит из поля в восприятие расстановщика и группы, рождает у них инсайты и трансформации, которые являются глубокой духовной работой. Из расстановок постепенно уходит идея причинно-следственных связей между "проблемой" и "нарушением Порядков", расстановщики перестают искать "хорошее решение", и отдаются практике Движения с Духом, как назвал этот вид работы Берт Хеллингер.
Строго говоря, такое отношение к расстановочной работе присутствовало у Берта Хеллингера с самого начала развития метода. Состояние максимальной открытости к полю, без-намеренности и принятия Хеллингер назвал "пустая середина". Это состояние известно из многих духовных практик и религиозных систем.
При этом открытость тому, что действительно приходит из поля, является трудным опытом, к которому расстановщик и сообщество в целом могут оказаться не готовыми в силу различного рода ограничений: технологических, личных, социальных.
Духовные расстановки приходят в практику, когда Берт Хеллингер окончательно порвал с международным расстановочным сообществом. Этот разрыв произошёл именно по идеологическим или социальным причинам — то, что приходит из поля, не всегда оказывается приемлемым для всех. В результате этого разрыва Хеллингер уже не испытывал социальных ограничений и мог практиковать свободно вместе с теми, кто был готов разделять этот опыт.
Одновременно появляются расстановочные технологии, адекватные тому, что может проявляться из поля. Это, прежде всего, многоуровневые расстановки, в которых заместители транслируют неназываемые роли, часто несколько ролей одновременно для одного заместителя. В таких расстановках может не быть явного запроса (запрос состоит в совместном Движении с Духом) и может не быть заметного решения ("решение" знает Дух и мы отдаёмся его Движению). В духовных расстановках бывает сложно что-либо понять разумом и получить какую-то точную информацию. При этом они дают глубокий трансформационный опыт, который является по сути формой медитации, трансцендентным опытом, молитвой, разговором с Высшим.
Современные духовные расстановки опираются на философию "позднехеллингеровских" духовных расстановок, используя весь арсенал расстановочных технологий, в том числе и "не по Хеллингеру".
***
Заместительское восприятие, открытое Бертом Хеллингером и введённое им в обращение через метод системных расстановок, является инструментом, который может быть использован в различных областях. Помогающие практики и исследовательские процессы, основанные на феномене заместительского восприятия, активно развиваются в самых разных сферах. В качестве примера можно привести т.н. "сценарные расстановки", когда с помощью расстановки создаётся и корректируется сценарий фильма или спектакля, чтобы достичь большей жизненности и динамичности. Через расстановку моделируются научные эксперименты, планируются проекты и мероприятия, осуществляется подготовка спортивных команд, решаются задачи экологии и охраны окружающей среды, и многое другое.
"В моей жизни нет радости", "Хочу полюбить", "Хочу, чтобы мир сверкал яркими красками" — просят люди. Что они просят, как это теряется и как возвращается? Мир чувств не включается "как ёлка" по нашей воле. Хорошая новость в том, что он никогда и...
Как сформулировать запрос на расстановку
Как правильно сформулировать клиентский запрос на расстановку? Об этом часто спрашивают клиенты. Некоторые из них даже обращаются за предварительной консультацией: "Помогите разобраться и сформулировать запрос, я запуталась". Давайте разберёмся🙂....
Что такое "поле" в системных расстановках, и как мы его читаем
Одно из самых таинственных явлений в расстановках — это восприятие информации из источника, который называют Полем. Метод системных расстановок (метод Берта Хеллингера) уже хорошо знаком многим клиентам, психологам, целителям и просто...
Что такое духовные расстановки
В последнее время я часто сталкиваюсь с вопросом "что такое духовные расстановки" и решила написать эту короткую статью, чтобы определить систему координат в этом вопросе. Начну с того понимания, которое сейчас существует в широких расстановочных...
Дорогие читатели, вашему вниманию 2-я часть вышеназванной статьи. Наш Великий Руководитель Махатма Мория продолжает курс своих лекций для современных людей, опубликованных в "Учении Жизни (расширенные комментарии для устремлённых душ!). Все...
ТЕЛЕСНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИЛИ «ВНЕ СЕБЯ» ОТМЕНЯЕТСЯ
Если телесный интеллект плохо развит, то мы не слышим своих импульсов, рефлекторные реакции заторможены, а тело чувствуем, когда болезни прогрессируют и тело начинает сигнализировать через боль. Есть / среди прочих / одна важная функция тела –...
Страх авторитета это очень распространенное явление, которое может иметь глубокие корни в нашем психологическом и социальном опыте. От чрезмерного волнения при встрече с начальником до тревожности перед выступлением перед аудиторией, страх перед...
Наталья Джемилова
ТЕХНИКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ»: ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ
Техника «Я-высказывание» — с одной стороны очень простая, а с другой — не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Разберемся, что к чему. «Я-высказывание» передает другому...