Вернуться на главную

Современные системные расстановки. Введение в метод

Дата публикации:
23 декабря 2011

4.3

(6)

5035

0

0

Аватар специалиста Елена Веселаго

Елена Веселаго

автор

Современные системные расстановки. Введение в метод

Метод системных расстановок — помогающая практика, введённая в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером (р. 1925 г.). Метод был открыт (введён в обращение) примерно в начале 80-х годов.

Этот метод также называют "расстановки по Хеллингеру", "семейные расстановки", "системные семейные расстановки", "системно-феноменологический подход".

Основы метода системных расстановок

В этом методе клиентская история (проблемная ситуация) описывается как элементы некоторой системы и их взаимодействия. Когда метод начинал развиваться, клиентские истории представлялись только как взаимодействие членов семейной системы. Поэтому первоначально метод назывался "семейные расстановки".

Расстановки производились в группе, участники группы располагались обычно по кругу. Клиентская история, описанная как взаимодействие членов семейной системы, расставлялась в пространстве. При этом для представления в расстановке каждого члена семьи из группы выбирался один участник. Его называют заместитель. Один заместитель замещал одного члена семьи клиента (назовём того, кого заместительствуют в расстановке прототипом). Далее расстановщик или клиент расставлял (отводил на место) в комнате каждого заместителя. Определение места заместителя производится медленно, молча и сосредоточенно, основываясь на телесном ощущении, где должен стоять этот человек. Заместителям не придаётся какая-либо поза, они стоят (не сидят и не лежат), они не прикасаются друг к другу и не разговаривают.

Основным инструментом метода системных расстановок является заместительское восприятие. Этот феномен состоит в том, что заместитель в расстановке может в общих чертах почувствовать состояние своего прототипа и его взаимодействие с другими членами расставляемой системы. При этом заместитель может ничего не знать о своём прототипе. Также и клиент и расстановщик могут ничего не знать о прототипе, который представлен в расстановке своим заместителем. Незнание не мешает заместительскому восприятию.

Этот феномен пока не получил признанного официальной наукой объяснения. Это явление, однако, широко известно в неконвенциональной науке, практиках, сохранившихся в традиционных культурах (шаманской работе), эзотерике. Расстановщики доверяют данным заместительского восприятия, основываясь на огромном количестве сделанных расстановок и полученных подтверждениях о правильности транслируемых заместителями динамиках.

Источник, из которого заместители получают информацию о своих прототипах, получил название "поле". Его также называют "морфическое поле", "морфогенетическое поле", "знающее поле".

Доверие информации, чувствам и ощущениям, приходящим из поля посредством заместительского восприятия, является основным признаком метода системных расстановок, отличающим его от других методов, в которых используется расстановка элементов систем (таких, например, как психодрама, семейная скульптура Вирджинии Сатир, тест Геринга, песочная терапия).

После того, как заместители расставлены в пространстве, они могут двигаться с разрешения расстановщика и коротко описывать словами, что они чувствуют (подробнее см. Е. Веселаго "О заместительствовании"). Таким образом, в расстановке может быть достигнуто восприятие ситуации, выходящее далеко за пределы того, что рассказывает клиент или что он передаёт через невербальные (телесные) сигналы. В частности, можно увидеть взаимодействия членов семьи, о которых клиент не имеет информации или не может её адекватно передать в силу своей вовлечённости в проблемную ситуацию. Это открывает терапевтические возможности, которые пока не доступны во многих других помогающих практиках.

Расстановщик, клиент и группа наблюдают взаимодействие заместителей. Феноменология, т.е. наблюдение, свободное от предположений и интерпретаций, является основой метода. Поэтому метод ещё принято называть "системно-феноменологический подход".

Расстановщик взаимодействует с клиентом и заместителями, производя работу, направленную на то, чтобы полнее раскрыть в расстановке проявленную ситуацию и помочь клиенту достичь глубокого контакта с происходящим. Нередко проявленное в расстановке является достаточно тяжёлым (именно поэтому у клиента ранее не было контакта с этим) и в методе расстановок разработан широкий арсенал подходов, помогающих клиенту ассимилировать этот опыт. Также расстановки располагают многообразными технологическими приёмами, помогающими адекватно проявить историю, разворачивающуюся в расстановке — в той степени, в какой она сейчас приходит из поля и в той степени, в какой она может быть сейчас воспринята клиентом, заместителями, группой и самим расстановщиком.

Расстановка обычно длится от 15–20 минут до часа-полутора. Некоторые виды расстановок длятся несколько секунд, некоторые — несколько часов.

В методе расстановок считается, что если клиент воспринял проявленную в расстановке историю (ушло её отторжение или оно стало меньше), то ему больше нет необходимости воспроизводить опыт, заключённый в той ситуации, непосредственно в своей жизни. Таким образом, расстановки первоначально содержали предположение, что многие проблемные ситуации в жизни клиента связаны с теми историями в жизни членов его семьи, которые когда-либо были отвергнуты (не прожиты, не пережиты, не освоены). Именно эти первичные истории и проявляются в расстановке.

Системная совесть, переплетения и действие расстановки

Предположение (подверждённое обширной расстановочной практикой) о том, что проблемный опыт в жизни клиента связан с тем, что ранее членами его семьи был отвергнут некоторый опыт похожего свойства, получило название "действие системной совести". В расстановках считается, что все члены семьи связаны единым полем, в котором содержится вся информация обо всём, что с ними когда-либо происходило. Если какой-либо член семьи (и его жизненный опыт) исключается, отвергается другими членами семьи, то позднее в семье рождается кто-то, кто этот опыт вернёт в семью, проживая его снова в своей жизни. Системная совесть, таким образом, слепа и "несправедлива" (в обычном понимании справедливости), т.к. "ни в чём не виноватый" человек страдает "просто" потому, что ранее кто-то жил так же и его жизненный опыт был отторгнут семьёй.

Примеры таких повторов иногда действительно выглядят страшными и несправедливыми. Например, первый ребёнок бабушки умер сразу после рождения. Бабушка никогда о нём не упоминала, и пережить связанное с потерей первенца страдание не было возможности — времена были таковы, что семья была занята выживанием. Обе её дочери также теряют своих первых детей. А у внучки первый ребёнок критически болен, когда она обращается с запросом об этом на расстановку.

В расстановке первичная ситуация (потеря детей бабушкой, матерью и тётей) выходит на свет. Глубокое горе бабушки, прочувствованное её заместителем, группой, клиентом и расстановщиком, находит принятие и через это как бы завершается спустя десятилетия. Ребёнок клиентки выздоравливает и повторяющиеся в поколениях потери детей прекращаются.

В некоторых случаях не наблюдаются такие явные повторы на уровне фактов, ситуация может быть более "смазанной". Например, клиент чувствует, что у него "ни на что нет сил", а расстановка показывает две фигуры — одна, видимо, умершая, и один, кто не смог её полностью оплакать. Выявить, кто конкретно эти фигуры в семье клиента, не удаётся. Тем не менее, клиент чувствует глубокую связь с этими фигурами, а после расстановки у него через некоторое прибавляется сил и энергии к жизни.

Такая взаимосвязь человека с ранее жившими людьми из его семейной системы называется переплетение. В расстановке происходит разрешение переплетения. Разрешение переплетения иначе называется восстановление видимости системного события.

Основные причины отвержения опыта и возникновения переплетений:

  1. "Слишком больно". То, что произошло, настолько больно, что люди уходят от осознания и проживания этого опыта. Это потери, болезни, разрывы отношений. Также это могут быть события масштаба страны и народа: геноцид, война, раскулачивание, репрессии.
  2. "Ты не наш". Человек, который так живёт, не наш, у нас это не принято и мы отвергаем такую жизнь. Здесь может и не быть боли непосредственно от происходящего, а человек и его жизнь отвергаются по социально-обусловленным соображениям. Например, "у нас в семье все нормальные", а мужчина, живущий в однополых отношениях, больше нам не сын. "Женщина должна иметь семью и детей", и девушка, выбравшая жизнь без детей, посвятившая себя, например, карьере или творчеству, находится в положении "белой вороны".

Здесь необходимо особо отметить, что расстановки не имеют никакого отношения к морали, греху, возмездию за неправедные поступки. Например, ситуация, "мама сделала пять абортов, и поэтому у тебя нет сил жить" — это неверное описание происходящего в расстановке. "Нет сил жить" не является "возмездием за грехи матери". Возможно, матери было настолько тяжело, что она не смогла найти силы на рождение и воспитание детей. Это бессилие не было прожито ею, и дочь вошла в переплетение с нею, проживая этот опыт снова. В другой ситуации мать "не брала в голову" свои аборты, они не были связаны с чем-то тяжёлым для неё, и переплетение не возникло.

Расстановки, как феноменологический метод, не имеют предположений о причинно-следственных связях и не имеют осуждения в отношении чего-либо. Они проявляют непроявленное, каким бы оно ни было, и помогают восстановить с этим контакт клиента.

Время, которое требуется на то, чтобы расстановка подействовала (переплетение разрешилось) может быть различным. Иногда это несколько минут (прямо в расстановке), иногда несколько дней, недель или месяцев. Бывает, что расстановка действует несколько лет, в течение которых распадается несколько переплетений, а человек организует свою жизнь уже на новом месте в своей системе.

Расстановка, однако, не является "услугой населению", в которой возможны гарантии решения. Первичная история может выйти на свет в расстановке в значительной степени, а может не выйти или выйти очень ограниченно. Это зависит от готовности клиента и его мужества смотреть на скрытое, от готовности группы, способностей заместителей транслировать и отображать сложные истории, квалификации и личной зрелости расстановщика. В свою очередь, проявленная история может быть вторично отвергнута клиентом или у него может не хватить сил на неё смотреть (а расстановщик и группа не смогут оказать ему достаточную поддержку в этом). И, поскольку в расстановках мы обращаемся к третьей силе — полю, мы предполагаем, что у этого источника есть также и свои законы, и оно может не дать информацию по неизвестным нам причинам.

Порядки любви и классическая семейная система

В процессе накопления опыта наблюдения за расстановками, Берт Хеллингер сформулировал несколько закономерностей, которые описывают встречающиеся в расстановках ситуации. Он назвал эти закономерности Порядки Любви:

  • Первый порядок, или Закон Принадлежности. Всякий, кто принадлежит к семейной системе, имеет равное право на принадлежность. Это означает, что независимо от того, как человек прожил свою жизнь (или даже если он не успел её прожить — рано умер или не родился в срок), он принадлежит к системе наравне со всеми и не может быть забыт или исключён. "Никто не исключён" — формулирует этот закон Берт Хеллингер.

Если этот закон нарушается и некоторый опыт или человек отвергается, то позднее появится кто-либо, кто снова включит этот опыт в систему. Таково действие системной совести, так создаётся переплетение.

На опыте многочисленных расстановок Берт Хеллингер сформулировал определение семейной системы, описав, кто принадлежит к ней (и, значит, кто не может быть исключён без последствий в виде возникновения переплетения). В настоящее время к этому перечню возникает очень много вопросов, ответы на которые могут быть даны только в контексте феноменологического подхода. Другими словами, если возникает вопрос "а принадлежит ли к системе …", то ответ на этот вопрос всегда один: "надо расставить (эту конкретную систему) и посмотреть".

Итак, согласно Берту Хеллингеру, к семейной системе человека относятся:

  1. Его родители. В данном случае имеются в виду его биологические родители. Если человек не знает своих биологических родителей, или они уже умерли, они всё равно относятся к его семейной системе. В данном случае фраза "они относятся к его семейной системе" означает "в расстановках неоднократно наблюдались случаи, когда человек находился с ними в переплетении". Это не значит, что переплетение возникает всегда. В конкретной ситуации надо расставить и посмотреть. Только такой ответ может быть дан на вопросы об экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), суррогатном материнстве, спермодонорстве и других технологиях зачатия и родительства. Не имеет никакого значения, как долго человек был со своими родителями или как они с ним обращались или кого он называл "настоящими" родителями. Систему образует факт физического рождения, а не знания об этом или оценка этого. То, что в расстановках может быть проявлена взаимосвязь с людьми, которые уже умерли или о которых нет никакой информации, выводит расстановочную практику за границы сознания и далее, за границы мира живых. "Расстановки — это шаманская работа, открывающая границы мира мёртвых" — говорит Штефан Хаузнер, один из ведущих расстановщиков мира.
  2. Его братья и сёстры. Родные и неполнородные, живые и мёртвые, известные и неизвестные, рождённые и не рождённые по разным причинам (аборты, выкидыши, замершая беременность, редукция, консервация эмбрионов и др.). На все конкретные вопросы о необычных ситуациях ответ: надо расставить и посмотреть.
  3. Его дети. Также: живые и мёртвые, рождённые и не рождённые, известные и неизвестные (для мужчин).
  4. Его партнёры, супруги, возлюбленные. Случайные связи, платонические связи, длительные связи, счастливые и не счастливые, реальные и виртуальные — все эти партнёры могут быть членами системы человека, и в конкретных ситуациях надо расставить и посмотреть.
  5. Его дяди и тёти (братья и сёстры родителей). Родные и неполнородные, живые и мёртвые, известные и неизвестные, рождённые и нерождённые. В расстановках замечено, что переплетение с дядями и тётями по каким-то причинам встречается довольно часто.
  6. Его бабушки и дедушки. Живые и уже умершие, известные и неизвестные. Переплетение через поколение назад также встречается довольно часто.
  7. Братья и сёстры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки, более дальние предки. Живые и уже умершие, независимо от того, какая информация о них известна и известно ли вообще о факте их существования. Берт Хеллингер говорит, что дальние предки принадлежат к семейной системе, если у них была особая или тяжёлая судьба. Невозможно описать точно, какую судьбу можно называть особой, а какую нет. Это может быть болезнь или особенно мучительная смерть, инвалидность, потеря имущества, участие в военных действиях. С другой стороны, то, что мы сейчас считаем особенно мучительным, в прежние времена было в порядке вещей и люди не отрицали такой опыт. Например, голод, потеря детей во младенчестве, землетрясения (в определённой местности) были повседневным обычным опытом, и не образовывали переплетение. В конкретных ситуациях: надо расставить и посмотреть.
  8. И другие люди, связанные с членами семейной системы отношениями масштаба жизни и смерти. Что это за отношения? Это отношения лишения жизни и спасения жизни, предоставления значимых ресурсов и лишения их. Расстановки не связаны с моралью, и системные взаимосвязи в равной степени образуют такие события, как убийство члена семьи или когда член семьи совершил убийство, ограбление или воровство, совершённое как членом семьи, так и то, от которого член семьи пострадал, спасение жизни, помощь, совершённая членами семьи или в их адрес. Создают ли семейные взаимосвязи убийства, совершённые на войне или спасение жизни, совершённое врачом, а также многие другие вопросы получают ответ только на практике: надо расставить и посмотреть.

Таким образом, понятие семейной системы выходит за рамки кровного родства или сексуальных связей. Связь создают отношения масштаба жизни и смерти, в том числе отношения любви.

Определение семейной системы не является "теоретическим", это просто описание многочисленных расстановочных наблюдений. Время от времени эти наблюдения расширяются, определение меняется. Переплетение нельзя вычислить из этого определения, надо расставить и посмотреть.

Итак, Первый Порядок или Закон принадлежности: все, кто принадлежит к семейной системе, имеет равное право принадлежать, независимо от того, какой была его жизнь и какое отношение к его/её жизни было у окружающих людей.

  • Второй порядок или Закон иерархии. Тот, кто пришёл в систему раньше (по времени), имеет приоритет перед теми, кто пришёл в систему позже. Старшие братья и сёстры имеют приоритет перед младшими, первые супруги — перед последующими, родители — перед детьми.

Эта формулировка может вызывать много вопросов, если оценивать приоритет как "больше прав" или смотреть на вклад каждого. Например, если старший брат уехал и порвал отношения с родителями, а младший ухаживал за ними в старости, то почему "приоритет" у старшего брата? Если первая жена в коротком студенческом браке "плохо относилась" к своему мужу, то почему она имеет приоритет перед второй женой, с которой супруг счастливо живёт уже 25 лет? Почему родители имеют приоритет, если они жестоко обращались с сыном?

В данном случае слово "приоритет" не несёт оценки. Это просто способ называния места каждого члена семьи, обеспечивающий то, что никто не исключён, вне зависимости от оценки их жизни. Первый брат родился и второй брат пришёл в семью, где уже был один сын. Первая жена была, потом она ушла и освободила место второй. Это место — другое, место второй жены. Родители были раньше, они дали жизнь детям. Дети пришли позже.

У всех есть место, никто не исключён.

Только из практики можно увидеть приоритет в таких сложных случаях, как параллельные и одновременные связи, разрывы и возвращения к прежним супругам, рождение детей от разных партнёров.

  • Третий порядок, Закон баланса между брать и давать. Если один член системы что-то даёт другому члену системы, это должно быть уравновешено. При этом: родители дают (жизнь), а дети берут. Жизнь не может быть уравновешена обратным даром и может быть только передана дальше.

К этому Порядку также возникает много вопросов. Если муж оплатил образование жены, а жена "просто" любит его и заботится, является ли это уравновешенным даром или нет? Являются ли значимыми отношения с учителями и можно ли уравновесить полученные от них дары или они должны просто передаваться дальше?

Как и с другими порядками, действие этого порядка можно только увидеть на практике (в расстановке) и сейчас принято трактовать его в широком смысле: вклад каждого должен получить уважение и результаты этого вклада должны быть переданы дальше. Всё должно находиться в движении, основанном на уважении к каждому его участнику в равной степени.

Таким образом, этот Порядок также является способом реализации Первого Порядка: никто не исключён.

Геометрия Порядков в расстановке. В расстановках было неоднократно замечено, что существует взаимное расположение фигур в пространстве, при котором большинство заместителей чувствуют себя хорошо. И это взаимное расположение в пространстве является отображением Порядков.

Например, Закон иерархии отражает такое расположение заместителей братьев и сестёр, когда старшие стоят справа, младшие слева и все они построились в линию или дугу. Муж и жена (родители) стоят рядом, а маленькие дети сидят спереди у их ног. Родители родителей и дальние предки стоят сзади.

Для более сложных ситуаций (например, дети от разных браков) есть несколько геометрических схем, которые в большинстве случаев отмечаются заместителями как удобные, комфортные.

При этом, в конкретных расстановках эти известные схемы могут и не сработать. В последнее время всё чаще встречаются системы с необычными геометрическими порядками, в том числе и прямо противоположными классическим схемам (братья и сёстры стоят слева направо, дети стоят за родителями).

***

В настоящее время Порядки не воспринимаются настолько однозначно, как это было в начале развития расстановок. Распространение расстановок за пределы Европы (особенно в Азию и на Восток) открыло доступ к семейным системам, в которых наблюдаются другие Порядки. Прежде всего, это связано с тем, какое место дают в семье детям (не всегда по времени появления в системе), жёнам (многожёнство является обычной практикой, а не "нарушением порядка"), старикам (нередко их место остаётся главным до их смерти, сыновья всегда подчинены). Например, если младшая сестра отдаёт своего ребёнка в семью старшей сестры, не имеющей детей, то в европейских порядках это большое нарушение, а у некоторых северных народов — правильный порядок.

В современном понимании расстановок можно сформулировать универсальный порядок: "Все принадлежат. Всё движется". Как именно устроена принадлежность в конкретной системе и каково направление движения (или где оно было заблокировано) — мы можем расставить и посмотреть. Без предположений.

Классические расстановки и дальнейшее развитие расстановок

Описанные выше расстановки принято называть классическими. Их отличительные признаки:

  • Работа ведётся в группе в присутствии клиента;
  • Ситуация клиента описывается через взаимодействие членов его семейной системы;
  • В расстановке ищется взаимосвязь клиентской ситуации с нарушением Порядка в его семейной системе и возникшее в связи с этим переплетение;
  • Расстановщик устраняет нарушение и помогает клиенту разрешить переплетение, т.е. ищет так называемое "хорошее решение". Клиент уносит образ хорошего решения и постепенно оно занимает место в его жизни. Проблемная ситуация решается.

По мере развития системных расстановок они стали отходить от классических семейных расстановок как в технологических аспектах (как описывать и расставлять клиентские истории, как разрешать переплетение), так и, главное, в своей философии (понимании того, как связана клиентская история с прошлыми событиями, что означает эта связь и как к ней следует относиться).

Технологически возникли следующие направления в расстановках:

  • По способу описания клиентской ситуации. Кроме описания ситуации через взаимодействие членов семьи, в современных системных расстановках используются следующие системные описания клиентских историй:Через взаимодействие других людей, не членов семьи. Строго говоря, эти люди появлялись и в классических семейных расстановках ("и другие люди, связанные с членами семьи отношениями масштаба жизни и смерти"), но в данном случае речь идёт, например, о людях, с которыми мы взаимодействуем по работе (начальник, коллега), в важных бытовых делах (строители дома, соседи), в социуме (мэр города, сотрудники социальных служб и др.). В расстановках оказалось, что заместительское восприятие даёт доступ к информации о взаимодействиях не только членов семьи — обо всех значимых сейчас взаимодействиях. Не только семья связана единым полем — все люди связаны. Возможность рассмотрения ситуаций, связанных с профессиональными отношениями, привела к образованию целого направления в расстановках: организационные расстановки (орграсстановки). Организационные расстановки или бизнес-расстановки рассматривают ситуации, связанные с вопросами бизнеса, профессии, финансов, реализации. Через агрегированные фигуры. Такие как Сотрудники (единой фигурой), Немцы (фашисты), Русские, Москвичи. Оказалось доступным заместительское восприятие больших сообществ и их общих движений. Через материальные объекты. Такие фигуры, как Дом, Квартира, Земля, Прибыль, Деньги также могут быть выставлены в расстановках. Через абстрактные фигуры. В расстановку могут быть введены такие фигуры, как Страх, Боль, Гнев (состояния и чувства человека), орган тела, его болезнь или симптом (Печень, Цирроз, Головокружение), субличности или внутренние части (я-маленький и я-взрослый, я-который-боюсь и я-который-преодолеваю-страх), экзистенциальные фигуры (Судьба, Предназначение, Женственность). Возможность работы с симптомами телесных состояний и болезней привела к возникновению такого направления в расстановках, как т.н. симптомные расстановки. Использование целостных структур, построенных из абстрактных элементов, исследуется в структурных расстановках. Заимствование структур из других методов и подходов открывает пути к сотрудничеству с другими направлениями. Например, такая структура, как Я-ребёнок, Я-взрослый и Я-родитель взята из транзактного анализа и может быть исследована через расстановку её составляющих. Активно развиваются расстановки с картами Таро, астрологические расстановки и другие расстановки, использующие древние и эзотерические системы. Возможность заместительского восприятия абстрактных элементов даёт нам знания о поле, которые пока ещё не до конца осознаны. Видимо, поле состоит не из элементов, соответствующих отдельным людям (как считалось в расстановках в первые годы их развития), а представляет собой бесконечное пространство, доступ к которому даёт "всего лишь" наше намерение. Намерение мы выражаем, в частности, словесным наименованием объекта (точнее, области), к которому хотим получить доступ. Например: мама, начальник, страх, желудок, соседи, то-что-мешает, я-беспомощный, деньги и т.п. Дальнейшая практика показала, что словесное наименование также не является необходимым. Через свободные элементы. В расстановку могут вводиться не названные фигуры, т.н. свободные элементы. Они воспринимают роль "из пространства", непосредственно открываясь приходящему из поля. При этом следует различать действительно свободные элементы (не имеющие никакого наименования) и элементы, не названные вслух. Все вышеперечисленные элементы могут быть введены в расстановку без называния вслух, через внутренний настрой или безмолвную формулировку расстановщика. Иногда такой свободный заместитель транслирует несколько ролей одновременно. Такое заместительствование называется многоуровневым.
  • По способу репрезентации (заместительствования) элементов расстановки. Если в классической расстановке заместительствовали всегда люди (участники группы), то в дальнейшем появились ещё другие технологии заместительствования:Предметами большими и малыми, фигурками, любым подручным инвентарём, а также разметкой пространства (т.н. напольными якорями, обозначающими место той или иной фигуры, линиями, верёвками и т.п.). Возможность восприятия клиентской истории через неживые предметы ещё более расширило понимание поля. Для доступа к информации из поля не нужен живой человек-посредник для каждого объекта, достаточно лишь намерения расстановщика и его фокусировки на желаемом объекте. Фокусировка может быть вербальной или невербальной, как уже было сказано выше. В качестве отдельного направления в расстановках выделились расстановки с фигурками и предметами. В воображении (расстановщика и клиента одновременно или асинхронно). Расстановка может быть сделана без физической репрезентации элементов системы вообще. Расстановки в воображении — отдельное направление в методе системных расстановок.
  • По способу предъявления расстановки клиенту. В классических расстановках клиент присутствовал непосредственно на группе. В дальнейшем в расстановках стали использоваться и другие способы участия клиента в своей расстановке:С использованием средств телекоммуникации: система обмена сообщениями (чат), электронная почта, видео, телефон, фото. Используются такие системы связи, как ICQ, Skype и др. Клиент может участвовать в расстановке как онлайн (быть на связи непосредственно в момент расстановки), так и оффлайн (получить отчёт или запись о расстановке после её проведения).Без средств связи, т.е. в воображении (в бессознательном). На практике было выявлено, что расстановка, сделанная в отсутствие клиента, о которой он даже не получил отчёта или информации, действует аналогично классической расстановке.

Следует отметить, что все эти технологии расстановок не являются взаимоисключающими. Симптомная расстановка может быть структурной и семейной одновременно, сделанная в группе и с использованием фигурок в одной работе. Сочетание технологий определяется творческим потенциалом и квалификацией расстановщика, которые он применяет адекватно клиентской ситуации и условиям работы.

Принятое в России разделение расстановок на "семейные, организационные, структурные, симптомные, духовные" является некорректным, т.к. описывает в одном ряду различные технологии расстановок, которые не исключают друг друга. Духовные расстановки являются отдельным философским направлением в расстановках, в котором также могут использоваться самые разные технологии.

Многие из вышеперечисленных расстановочных технологий, в строгом смысле слова, не являются "расстановками по Хеллингеру". Например, Берт Хеллингер не практикует расстановки с фигурками и предметами, дистанционные расстановки. В настоящее время (2011 год) Хеллингер работает в больших группах, придерживаясь философии духовных расстановок и технологии свободного (многоуровневого) заместительствования, а также классических семейных расстановок. Также Хеллингер активно работает в технологии расстановок в воображении, которые он называет медитации.

Духовные расстановки

Духовные расстановки — философское направление в расстановочной работе, оформленное и введённое в практику Бертом Хеллингером к 2008 году.

Возникновение духовных расстановок связано с развитием и углублением понимания поля и приходящей оттуда информации. Максимальная открытость к тому, что приходит из поля в восприятие расстановщика и группы, рождает у них инсайты и трансформации, которые являются глубокой духовной работой. Из расстановок постепенно уходит идея причинно-следственных связей между "проблемой" и "нарушением Порядков", расстановщики перестают искать "хорошее решение", и отдаются практике Движения с Духом, как назвал этот вид работы Берт Хеллингер.

Строго говоря, такое отношение к расстановочной работе присутствовало у Берта Хеллингера с самого начала развития метода. Состояние максимальной открытости к полю, без-намеренности и принятия Хеллингер назвал "пустая середина". Это состояние известно из многих духовных практик и религиозных систем.

При этом открытость тому, что действительно приходит из поля, является трудным опытом, к которому расстановщик и сообщество в целом могут оказаться не готовыми в силу различного рода ограничений: технологических, личных, социальных.

Духовные расстановки приходят в практику, когда Берт Хеллингер окончательно порвал с международным расстановочным сообществом. Этот разрыв произошёл именно по идеологическим или социальным причинам — то, что приходит из поля, не всегда оказывается приемлемым для всех. В результате этого разрыва Хеллингер уже не испытывал социальных ограничений и мог практиковать свободно вместе с теми, кто был готов разделять этот опыт.

Одновременно появляются расстановочные технологии, адекватные тому, что может проявляться из поля. Это, прежде всего, многоуровневые расстановки, в которых заместители транслируют неназываемые роли, часто несколько ролей одновременно для одного заместителя. В таких расстановках может не быть явного запроса (запрос состоит в совместном Движении с Духом) и может не быть заметного решения ("решение" знает Дух и мы отдаёмся его Движению). В духовных расстановках бывает сложно что-либо понять разумом и получить какую-то точную информацию. При этом они дают глубокий трансформационный опыт, который является по сути формой медитации, трансцендентным опытом, молитвой, разговором с Высшим.

Современные духовные расстановки опираются на философию "позднехеллингеровских" духовных расстановок, используя весь арсенал расстановочных технологий, в том числе и "не по Хеллингеру".

***

Заместительское восприятие, открытое Бертом Хеллингером и введённое им в обращение через метод системных расстановок, является инструментом, который может быть использован в различных областях. Помогающие практики и исследовательские процессы, основанные на феномене заместительского восприятия, активно развиваются в самых разных сферах. В качестве примера можно привести т.н. "сценарные расстановки", когда с помощью расстановки создаётся и корректируется сценарий фильма или спектакля, чтобы достичь большей жизненности и динамичности. Через расстановку моделируются научные эксперименты, планируются проекты и мероприятия, осуществляется подготовка спортивных команд, решаются задачи экологии и охраны окружающей среды, и многое другое.

СамопознаниеПсихология и психотерапия

Другие статьи автора

Хочу чувствовать

5.0

Аватар специалиста Елена Веселаго

Елена Веселаго

Хочу чувствовать

"В моей жизни нет радости", "Хочу полюбить", "Хочу, чтобы мир сверкал яркими красками" — просят люди. Что они просят, как это теряется и как возвращается? Мир чувств не включается "как ёлка" по нашей воле. Хорошая новость в том, что он никогда и...

Читать далее
Как сформулировать запрос на расстановку

5.0

Аватар специалиста Елена Веселаго

Елена Веселаго

Как сформулировать запрос на расстановку

Как правильно сформулировать клиентский запрос на расстановку? Об этом часто спрашивают клиенты. Некоторые из них даже обращаются за предварительной консультацией: "Помогите разобраться и сформулировать запрос, я запуталась". Давайте разберёмся🙂....

Читать далее
Что такое "поле" в системных расстановках, и как мы его читаем

4.0

Аватар специалиста Елена Веселаго

Елена Веселаго

Что такое "поле" в системных расстановках, и как мы его читаем

Одно из самых таинственных явлений в расстановках — это восприятие информации из источника, который называют Полем. Метод системных расстановок (метод Берта Хеллингера) уже хорошо знаком многим клиентам, психологам, целителям и просто...

Читать далее
Что такое духовные расстановки

4.3

Аватар специалиста Елена Веселаго

Елена Веселаго

Что такое духовные расстановки

В последнее время я часто сталкиваюсь с вопросом "что такое духовные расстановки" и решила написать эту короткую статью, чтобы определить систему координат в этом вопросе. Начну с того понимания, которое сейчас существует в широких расстановочных...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Сила и слабость Духа. О мясоедении. О похоти. О спорте. О планете. Утончённый астрал. Круги. (В помощь искателям! Часть 2)

5.0

Аватар специалиста Альфия Султанова

Альфия Султанова

Сила и слабость Духа. О мясоедении. О похоти. О спорте. О планете. Утончённый астрал. Круги. (В помощь искателям! Часть 2)

Дорогие читатели, вашему вниманию 2-я часть вышеназванной статьи. Наш Великий Руководитель Махатма Мория продолжает курс своих лекций для современных людей, опубликованных в "Учении Жизни (расширенные комментарии для устремлённых душ!). Все...

Читать далее
ТЕЛЕСНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИЛИ «ВНЕ СЕБЯ» ОТМЕНЯЕТСЯ

5.0

Аватар специалиста Светлана Боргун

Светлана Боргун

ТЕЛЕСНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИЛИ «ВНЕ СЕБЯ» ОТМЕНЯЕТСЯ

Если телесный интеллект плохо развит, то мы не слышим своих импульсов, рефлекторные реакции заторможены, а тело чувствуем, когда болезни прогрессируют и тело начинает сигнализировать через боль. Есть / среди прочих / одна важная функция тела –...

Читать далее
Страх перед авторитетами.

0

Аватар специалиста Сергей Осипов

Сергей Осипов

Страх перед авторитетами.

Страх авторитета это очень распространенное явление, которое может иметь глубокие корни в нашем психологическом и социальном опыте. От чрезмерного волнения при встрече с начальником до тревожности перед выступлением перед аудиторией, страх перед...

Читать далее
ТЕХНИКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ»: ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ

0

Аватар специалиста Наталья Джемилова

Наталья Джемилова

ТЕХНИКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ»: ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ

Техника «Я-высказывание» — с одной стороны очень простая, а с другой — не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Разберемся, что к чему. «Я-высказывание» передает другому...

Читать далее