Современные системные расстановки. Вопросы и ответы. Часть 1
468
0
0
468
0
0
Что общего у всего этого миллиона разновидностей? Инструментарий и система убеждений. Основным инструментом расстановок является феномен заместительского восприятия. Расстановщики верят, что любой человек без каких-либо необычных способностей может почувствовать и показать, что происходило с другим человеком, которого он никогда не видел, и который, возможно, жил несколько веков назад. Больше того, любой человек может почувствовать и показать, что происходит внутри эгрегора или архетипа или любой другой "большой фигуры" — так называется на расстановочном "птичьем языке" всё, что больше человека. Любой может побыть Смертью, Войной, Ангелом или Отделом продаж (ровно в рамках клиентского запроса, разумеется). Звучит довольно шизофренически, да? Или, наоборот, чудесно? Когда видишь в первый раз, что незнакомая девушка 20 лет повторяет позу, повадки и словечки твоей бабушки, умершей лет 10 назад, и вправду мурашки по коже. Как такое возможно? Расстановщики называют пространство, в котором происходит расстановка, полем. В поле записаны все непрожитые чувства семьи, рода и человечества, а также есть доступ к архетипическим энергиям. В принципе, тут нет никакого открытия — морфогенетические поля Руперта Шелдрейка, Хроники Акаши ченнелеров, ноосфера Успенского — идея не нова. Из "поля" и берутся эти знания. Итак, инструментом расстановок является заместительское восприятие, которое показывает, что испытывал человек или большая фигура, имеющая отношение к запросу клиента. Зачем нам это знать?Тут мы переходим к основному убеждению, лежащему в основе расстановочной методологии. Считается, что когда человек отказывается от своих чувств, чувства эти никуда не исчезают, а как бы зависают в полевом пространстве рода (если это были чувства, связанные с личными жизненными событиями) или бОльших общностей (например, страны — войны, репрессии, другие катастрофические события). Зависнув, этот клубок эмоций и жизненных сценариев ждёт своего часа всё же воплотиться и быть прожитым. Как только в систему приходит новый человек — например, рождается ребёнок — какое-то количество семейного наследия передаётся ему. И… "Ой, посмотрите, он — вылитый дедушка! И астма у него, как у деда". "У нас все женщины в роду рано вдовеют". "Почему-то у меня не клеится бизнес… Прадед? Да, его раскулачили в революцию". Конечно, такие простые примеры я привела для наглядности. По большей части всё куда более запутано. Но принцип, думаю, понятен. Иногда ходить так далеко не надо. Исключёнными оказываются чувства человека в этой жизни. Например, женщина в юности была безответно влюблена. Эта любовь была такая сильная, что ей казалось, что без взаимности она не проживёт. Ей казалось, что это чувство разрушит её. И она вытеснила свою любовь, постепенно даже забыла про неё. Вышла замуж по любви. Может, не такой сильной — ну как же, повзрослела… У неё родился сын. Вырос и никак не может жениться. Приходит на расстановку с этим запросом, и мы видим, что он стоит рядом с мамой как партнёр (а реальный муж женщины, например, стоит сзади неё, в позиции её отца). Мама проживает со своим сыном те самые вытесненные чувства, а сын, как младший, послушно следует за ней. Но при этом получается, что в "полевой картине" женщина у него уже есть! И никакая другая это место занять не сможет. Разве что пристроится на место мамы или дочки — вполне распространённый вариант со всеми вытекающими, между прочим. Что здесь делает расстановка? Самое главное, что происходит в процессе — исключённым чувствам даётся место. Как только сын из приведённого выше примера видит, что он занимает не своё место, он отходит от мамы, занимает какое-то другое положение. Таким образом, системная конфигурация меняется. Маме приходится увидеть пустоту рядом с собой и справиться (или не справиться) с этим. Сыну приходится справиться с чувством, что он "бросил" маму наедине с её собственными тяжёлыми переживаниями, что он больше не будет её спасать, а пойдёт по своим личным, приготовленным ему его собственной кармой, делам. Иногда, кстати, этого не происходит. Ребёнок, какого бы возраста он ни был, говорит маме: "Я умру за тебя". И тут личный вызов расстановщика уважать решение души клиента, не исключать это решение, не пытаться срочно найти "хороший выход". Однако даже и при таком раскладе, как правило, ситуация в семье меняется — ведь мы уже не сможем "развидеть" эти чувства. Вот, собственно, и весь процесс. Найти исключённые чувства и включить их в систему. Надеюсь, что такое расстановки, стало понятнее, давайте углубимся в подробности.
Считается, что впервые метод полевого заместительского восприятия был представлен миру Бертом Хеллингером, немецким психотерапевтом и богословом. Конечно, есть миллион баек о том, что расстановки существовали ещё у фараонов в Египте, но у фараонов в Египте, похоже, только шестого айфона не существовало. Так что я в своём ликбезе буду придерживаться исторических фактов. Бекграунд Хеллингера во многом определил начальные этапы развития расстановок. Примерно первые двадцать лет это была довольно структурированная практика, где больше внимания уделялось геометрии и правилам, нежели ощущениям и "картинкам". Многие расстановщики практикуют так до сих пор. Это ни хорошо, ни плохо, и о том, чем отличаются разные виды расстановок, мы поговорим в следующих главах. Затем Хеллингер отошёл от психотерапии и стал больше следовать за движениями Духа, как он это назвал. Это были свободные расстановки, даже без называния ролей, иногда одновременно в расстановочном поле могли разворачиваться несколько историй, клиенту ничего особо не объяснялось. Так появились свободные духовные расстановки. В то же время метод развивался учениками Хеллингера. Появились структурные и бизнес-расстановки, расстановки запроса и метод целительского круга. В общем, можно сказать, что почти у каждого расстановщика формируется свой собственный стиль, и если он даёт себе труд его формализовать — то, вуаля, новый метод готов! Тут мы плавно переходим к следующему пункту нашего ликбеза:
Я расскажу о нескольких видах расстановок, о которых имею хорошее представление. Список ими не исчерпывается. Итак, уже упоминавшиеся ранее системные семейные расстановки. Классика жанра. В них очень много внимания уделяется геометрии и так называемым порядкам любви — то есть тоже геометрии. Основная идея — выявить, где нарушен порядок и исправить это. Например, в приведённом выше примере с мамой и неразделённой юношеской любовью, классический семейный расстановщик усадил бы заместителя сына маме в ноги, папу поставил бы рядом с мамой (непременно справа), если бы маме от такого расклада стало дурно, поставил бы ей её родителей и, возможно, ещё одно поколение, прабабушек-прадедушек. Достоинство этого метода в его упорядоченности. Расстановщик знает, кто где должен быть, куда смотреть и что чувствовать, чтобы соответствовать "порядку" (мы все помним, что Хеллингер — немец, да?😉). Не надо особенно мудрить с полевым восприятием, прислушиваться к интуиции и следовать движениям духа. Если семейная система клиента не слишком отличается от "стандарта", то такая генеральная уборка вполне может оказаться тем, что надо. Недостаток метода — также в его упорядоченности. Если для исцеления нужны более тонкие движения или более сложные, то классический семейный расстановщик может только ухудшить ситуацию, "заставив" систему выстроиться так, как нужно для подтверждения его картины мира, вместо того, чтобы следовать за уникальным движением системы. Следующим номером нашей программы будут свободные духовные расстановки. Здесь ни расстановщик, ни заместители, ни клиент не знают, "как правильно". Расстановщик выставляет фигуры (иногда даже не называя их) и смотрит, какое движение возникнет из поля. Расстановщик ищет исключённые чувства и делает необходимые шаги, чтобы их включить. В духовных расстановках тоже существует набор технологических приёмов. Бывает, ни один из приёмов не подходит, и тогда нужно следовать движению поля и смотреть, куда оно приведёт. Иногда перед группой и клиентом разворачивается узнаваемая история, а иногда никто ничего не понимает. Чаще всего — это не важно для результата, поскольку основные изменения происходят в тонких настройках системы клиента. Достоинство этого метода — в его способности разрешить даже очень сложные и запутанные динамики. Недостаток (с точки зрения клиента, не помешанного на духовном росте, а "просто" хотящего денег побольше и детей повоспитаннее) — в том, что в свободных расстановках не ищется хорошее решение, поэтому не всегда клиент напрямую решает свою проблему. Хотя в семейной системе происходят существенные сдвиги, но они больше "работают" на духовное развитие и большие системы, нежели на "маленькое я" клиента. Предельным вариантом такого типа работы стал Целительский круг. Здесь нет конкретного клиента, нет расстановщика, заместители не называются и не назначаются, расстановка происходит для всех присутствующих (или для нескольких) сразу. Это уже вид духовной практики, а не психотерапии. И хотя проблемы и запросы разрешаются таким видом работы, основной его посыл всё-таки не в этом. Большинство расстановщиков работает где-то посередине между этими двумя полюсами. Применяются и порядки любви, и свободное заместительствование — в тех пределах, в которых "проработанность" самого расстановщика позволяет ему выдерживать неизвестность и неисповедимость божественных путей.
В России расстановкам учат несколько учебных центров — ИКСР (руководитель Михаил Бурняшев), ИИСТ (директор Марина Бебчук), ЦССР (директор Елена Веселаго). Многие расстановщики, нащупавшие собственный путь или метод, организуют небольшие курсы или мастер-классы. Я могу рассказать о Центре Современных системных расстановок Елены Веселаго, где учусь я. Елена великолепный методолог. Она взяла на себя труд сформулировать и описать многие процессы, которым до этого учили из позиции "делай как я". Кроме того, очень важным мне кажется обучение именно у российского расстановщика, знакомого с местными реалиями. Меня очень привлекает здравый и взвешенный подход к методу. Умение видеть развитие расстановок в контексте мировых процессов и личных процессов основателей метода. Умение выявить и описать структуру там, где раньше виделось только "движение Духа", но и не замуровать в этой структуре тот самый Дух. Елена постоянно учится у коллег по всему миру, ездит на международные конференции, много пробует в смежных областях — шаманизме, Таро, психотерапии. Это не даёт ей закуклиться в собственных теориях, она очень подвижна и восприимчива к новому. В то же время у программы Центра есть чёткая структура: обучающие модули, практика, интервизии, супервизии.
В следующей статье вопросов и ответов о современных системных расстановках: как проходит расстановка, как выбрать расстановщика, запросы для расстановки, страхи и опасения по поводу расстановок, противопоказания.
Холотропное дыхание: вопросы и ответы. Часть 1
Холотропное дыхание — важное направление трансперсональной психологии. Несмотря на то, что метод хорошо изучен и практикуется уже без малого 40 лет, вокруг него ходят самые разнообразные легенды и слухи разной степени занятности. Давайте по...
Современные системные расстановки. Вопросы и ответы. Часть 2
Как проходит расстановка Расстановки можно проводить в групповом или индивидуальном формате. Особо продвинутые пользователи делают расстановки сами себе. Если говорить об эффективности, то при прочих равных я бы посоветовала групповой формат, но...