Смерть в призме социальной панорамы
180
0
0
180
0
0
В своём сознании мы носим психических двойников всех людей и вещей, которые наполняют наш мир.
Эти двойники могут не иметь уже отношения к людям реальным, но составляют нашу внутреннюю реальность. Психические двойники показывают то, как мы проживаем эти отношения. Способность создавать психических двойников появляется у ребёнка вместе с возникновением постоянства объекта — на втором году жизни.
Работа горя включает извлечение накалённых чувств, связанных с утратой и успокоение психического двойника. В нашей внутренней реальности двойнику утраченного челвоека находится правильное место и правильная дистанция. Правильная в данном случае — та, которая позволяет жить дальше полноценно, признавая значимость утраты, но не отказываясь от жизни.
Пример. Женщина утратила мужа, его смерть была для неё внезапной. Она остро переживает горе утраты. Во внутренней реальности при работе с нею она располагает психического двойника её умершего мужа прямо перед собой, лицом к себе. Так он словно заслоняет собою все остальные явления в её жизни. И это отражает суть её переживаний — она полностью поглощена горем и не интересуется ничем иным. Для неё показатель изменений и трансформации в её проживании потери будет связан с переходом внутренней фигуры с места прямо перед нею, на место позади неё (символическое прошлое).
В некоторых случаях можно видеть, как люди, давно похоронившие близких, так и не отгоревали их уход. Это значит, что внутренне они не расстались с ними, не смирились с потерей и не согласились с нею. В их внутреннем плане двойники ушедших находятся где-то рядом с ними. Это значит, что они занимают также и часть и мыслей, и эмоций, иногда достаточно значительную. Возможно, продолжаются внутренние разговоры с ними. Такие люди могут внешне не выражать признаков глубокой печали и говорить, что пережили смерть значимого близкого и вернулись к жизни. Однако в реальности они не приступали к работе горя (которая в понимании психодинамики означает ликвидацию либидо от объекта), а во внутренней реальности продолжают удерживать объект, то есть внутреннего двойника ушедшего на том же месте, игнорируя его уход.
Так могут поступать целые семьи. Это явление называют "семьи с привидениями" — незатронутыми оставляют все вещи ушедшего, одежду, которая хранит его запах, его личные вещи. В случае внезапных и трагичных смертей детей часто родители оставляют их комнату нетронутой. Недоведенная до конца работа горя — это непрожитая до конца боль утраты.
По мере работы с переживанием горя и утраты меняется дистанция внутреннего двойника ушедшего человека. Если он стоял слишком близко к человеку, то по мере принятия его ухода и отпускания дистанция во внутреннем плане начинает увеличиваться.
В некоторых случаях через работу с социальной панорамой можно увидеть, что ушедший во внутреннем плане занимает у клиента то же место, что и он сам. То есть дистанции нет вовсе, и две фигуры стоят на одной позиции. В этом случае речь может идти о слиянии и огромном влиянии, которое оказывает личность ушедшего на жизненные выборы, эмоции и чувства человека. В этом случае работа включает также возвращение человеку собственной идентичности. Такие случаи наблюдаются в детско-родительских отношениях, при утрате родителя, с которым была сильная симбиотическая связь.
Примечание: в статье использовано описание техники Лукаса Деркса "Социальная панорама".
Тотемическое превращение в Танце Волчицы
Есть ли в тотемическом танце какая-то своя внутренняя логика его построения? Да. Сам танец состоит из трёх частей. Первая часть — это очищение через танец. Средняя часть самая важная в танце — это превращение в волчицу, соединение с её природной...