Вернуться на главную

Сила мужчины

Дата публикации:
27 января 2014

0

(0)

503

0

0

Аватар специалиста Иван Иванов

Иван Иванов

автор

Сила мужчины

Нашёл удивительное подобие в схеме формирования семейных отношений, тренингах личностного роста и жизненных стратегиях вообще. Причиной послужил анализ современной ситуации на рынке тренингов, интерес к которым, несомненно растёт, однако до сих пор остаются твёрдые "убежденцы" с мнением — "мне этого точно не надо", "у меня и так всё в порядке", "есть дела и поважнее" и т.д., Другая очевидная крайность — "привязка" к тренингам, когда человек без них "жить" (почти) не может. Третье — популярная сейчас тенденция совмещать тренинги с путешествиями в экзотические места. Ну и четвёртое — последнее время неоднократно слышу — "наелся тренингами", "отошёл" и т.п.

Вспомнились слова Д.Хуана из книги К.Кастаньеды о врагах на пути человека знания. Ну что же … Если принять за факт, что глубинный смысл человеческого воплощения — это обучение жизнью, и, хотим мы этого или нет — какие-то уроки мы за эту жизнь собираем (понятное дело, речь идёт об обучении отнюдь не внешним действиям и приёмам жизни, а о глубинных чертах нашей Души, характера — прошу не придираться к словам — любые попытки выразить Глубинное всегда чреваты неточностью, на то оно и Глубинное), то тогда любая жизнь любого человека — это путь набора этих знаний и рядовой обыватель от толтекского воина в этом смысле отличается (условно, конечно) лишь тем, что набирает эти знания вынужденно, под давлением бескомпромиссных внешних обстоятельств.

Тогда и ловушки, в которые угождают первый и второй — схожи.

Итак. Первый враг на пути человека знания — это страх. На пути обычного человека — тоже. Он держит его, не давая сделать ему шаг вперёд. Победить страх можно только действием. Совершить шаг даже тогда, когда "в штаны сделать готов или уже сделал". Другого способа нет. Если не шагнуть — путь вперёд (к знанию) остаётся закрытым.

В отношении тренингов личностного роста, по-видимому, это и выражается в тех рационализациях, оправданиях и отговорка, которые приведены выше. Каждый психолог знаком с сопротивлением клиента переменам. И с тем, какое разнообразие не только ментальной, но и соматической (телесной) симптоматики порождает этот монстр. Иногда кажется странным, когда зрелые, казалось бы, мужчины, прошедшие службу или находящиеся на службе в войсках, которых трудно упрекнуть в трусости, высокомерно считают увлечение психологией и личностным развитием очередной придурью своих странных подруг, главная задача которых — обеды варить да детей кормить — а им развития, видите ли, не хватает. Однако стоит заметить, что победить в себе страх по отношению к внешней опасности или к внутренним переменам — далеко не одно и тоже. Существенная разница заключается в том, что в первом случае эго остаётся неизменным — а во втором — нет. Знание всегда меняет человека и именно этих перемен так страшится сильная "волевая" жёсткая личность. Самое неприятное то, что изнутри мы кажемся себе абсолютно правильными и даже в голову не приходит простой очевидный вывод — крепость и жёсткость защит по меньшей мере равнозначна величине страха спрятанного за ними. И немало мужества требуется для того, чтобы это признать и научиться хотя бы иногда снимать приросшие "латы" за их в ряде случаев очевидной неуместностью (к лицам, находящимся в зоне военного конфликта и разведчикам, выполняющим задание в тылу врага это, конечно, отношения не имеет).

В эзотерике таких людей называют спящими и чтобы их пробудить (т.е. чтобы обратить внимание человека на себя, свои особенности и возможность перемен) — требуются порой весьма радикальные меры, перечислять которые я не буду здесь по определённым причинам.

В теме отношений мужчин и женщин такие люди часто не заключают долговременных союзов — не вступают в брак. Брачные отношения всегда предполагают определённую трансформацию личности каждого в него вступившего, немалый внутренний труд, на что никак не рассчитывают молодые супруги (и закоренелые холостяки), предполагающие результатом заключения брачного договора счастливое потребление сказочным образом сыплющихся всех благ и удовольствий.

Просто первые в силу неопытности ещё не знают того, как бывает на самом деле и поэтому женятся, а спохватываются потом, а вторые наоборот очень хорошо знакомы по своему опыту или по рассказам друзей о суровых супружеских буднях, в которых и тепло простой улыбки бывает не каждый день — и поэтому не рискуют потерять "свободу" своего одиночества. Боятся. Недомолвок, ссор, взаимных упрёков и обид, которые обычно характеризуют период "перетирки" острых углов мировоззрений партнёров, который нельзя обойти и в результате прохождения, которого люди всегда становятся другими. Вопрос — в какую сторону. Восприимчивей и гибче — готовые сделать следующий шаг, или ожесточённее и грубее, укрепив барьеры обороны своего эго, расходясь или становясь деспотами для домочадцев, обретая очередное подтверждение расхожему "все мужики —…" а " все бабы — …", что, конечно же, никак не соответствует реальности, хотя бы просто, потому что всех перепробовать за всю жизнь не удастся…

В паре, в которой мужчина или женщина занимается "духовными" практиками, а второй партнёр избегает этого, стоило бы обратить внимание на наличие (или отсутствие) взаимного интереса, уважения и доверия. Если нет интереса друг к другу — нет и движения навстречу; при отсутствии уважения часто присутствует высокомерие, гордыня, что не даёт увидеть истинную ценность вашего партнёра и его поступков; а причина недоверия всегда кроется в глубинном страхе, расстаться с которым и довериться друг другу — значит потратить немало времени, терпения и труда на расставание с этим привычным и даже где-то родным страхом.

О союзах, в которых попыток идти навстречу друг другу не предпринимается с обеих сторон и отношения законсервированы привычными рамками, я здесь не упоминаю.

В жизни страх держит людей от совершения поступков, результат которых заранее просчитать трудно, от творческого развития своих возможностей в угоду стабильной косности, от установления тёплых дружеских отношений, заменяя их на формальные и поверхностные.

Иногда такие люди становятся алкоголиками, чтобы хоть как-то сгладить то внутреннее напряжение, которое поддерживается страхом и глубинным пониманием того, что мог бы жить красивее, полноценнее, сильнее или искренне "любят" свой автомобиль, мотоцикл или собаку (кота), избегая близких отношений с человеком противоположного пола.

Вопрос, который можно было бы задать себе в этом случае — что удерживает меня от этого шага? (от участия в тренинге, от вступления в отношения\ в брак, от развития нового дела, от нового взгляда на мир и т.д.). Или точнее — чего я боюсь? И, отвечая на него, быть честным с собой и поэтому избежать любых оправданий и попыток уйти в сторону в виде —"да ничего я не боюсь — просто не интересно!.."

Однако человек, набравшийся достаточно мужества и таки преодолевший этого врага, (вступивший в брак, пришедший на тренинг, открывший новый пласт своей жизни) рано или поздно непременно встретится с другим, имя которому — Сила.

На тренинге человек открывает для себя новые ресурсные состояния, освобождается от страха, боли, обид, блоков, набирает энергию, проживает глубинные пиковые состояния, которые в обычной жизни бывают крайне редко.

Медитации и практики управления дыханием, энергией — всегда дают Силу. Сила эта имеет свой уникальный рисунок, своё значение, несёт своё знание. Именно поэтому и существует выражение — Знание =Сила.

Однако частенько в силу забывчивости или привычной безответственности значение придаётся только второй величине данного уравнения и происходит перекос. Тогда становится верным утверждение — сила есть — ума не надо. И, с одной стороны, человек не знает да и не задумывается особо — что с ней делать и как её конструктивно потратить, и применяет соответственно уровню развития своего ума, не отягощённого знанием — например, разгоняя мастерскими знаками Рейки облака "потому что нам с Васей солнца захотелось!", или пытаясь согнуть ложки и вилки в столовой (в самом безвредном, отмечу, случае), а с другой стороны — не прилагая усилий к тому, чтобы облечь приходящую энергию в знания, "подсаживается" не энергетический кайф, становясь постоянным потребителем энергии (посетителем тренингов) просто "чтобы поторчать" или потратить её на привычные социальные цели, что само по себе немного лучше, чем первое, но именно немного, потому что изначально практика, медитация была запросом силы на внутреннюю работу, которой не происходит и Космос наверняка спросит с растратчика за "нецелевое использование…" (людей, для которых социальный мир является продолжением их духовного труда автор к последним не относит).

В нескольких словах ловушку можно было бы описать — как желание, вожделение силы, сильных переживаний, сильной наполненности энергией, мощных практик, глубоких психоделических путешествий. Чтобы "пёрло, плющило тащило и колбасило". Однако, желая Сильного всегда упускаешь Слабое и тогда и Сильное рождаться рано или поздно перестанет. Смысл последнего утверждения мудрых китайцев в том, что сила, которая обычно имеется ввиду — на самом-то деле лишь одна из форм Её проявления, так же, как за любой из своих масок (Шива, Аллах, Ииссус)-стоит Единый; и Сильное и Слабое — просто разные состояния Целого. Пристрастившись к половине мы создаём перекос и Гармония уходит.

В отношениях это проявляет себя в привязанности к сильным "страстным" переживаниям, которые чаще всего сопровождают их (отношений) начальный период, и, по сути дают очень схожий с тренинговым эффект, а затем постепенно проходят, что служит причиной недоумений, недовольств "ты меня не возбуждаешь, как прежде", и поиску новых способов возбуждения "страсти", которые обычно укладываются в диапазон от смены сексуальных позиций и привлечения дополнительного партнёра или пары в постель до полной замены неудовлетворяющего более партнёра (в тех случаях, если пара специально не занимается практиками взращивания и окультуривания своих отношений и сексуальных в т.ч.).

Сильные страстные переживания, как постоянное состояние, однако, естественно должны покинуть пространство пары, т.к. они — как буря в океане, будоражащая поверхность, но не касающаяся глубины, качество которой конечно другое.

И знание, навык, опыт и здесь открывают то в отношениях, в партнёре, в человеке, в духовном пространстве, чего раньше никогда не было и поэтому совершенно не знакомо. Именно туда, в неизведанное, в "тихое и глубокое" и надо бы направить свой дальнейший поиск, а не пытаться реанимировать то, что было когда-то.

В жизни привязанность к Силе заставляет людей снова и снова вести войны разных масштабов и форм, быть бойцами и вновь и вновь стремиться к переживанию напряжения, тонуса, кайфа, которое даёт встреча с противником; до последнего вдоха, несмотря на инфаркты и инсульты держаться за "высокий" пост, положение; выбирать дело, требующее чрезмерного напряжения здоровья.

Сильная жизнь, сильный поступок, сильные чувства, сильный человек — стиль нашей жизни. Он приветствуется, пестуется и настолько глубоко входит в нашу жизнь, что даже в голову не приходит усомниться в его правильности. Ну, действительно, не будешь же желать слабой жизни, слабых поступков, слабых чувств и т.д.

Желать — нет, но в этом-то и хитрость ловушки. Сила не плоха. Привязанность к ней — вот что разрушает.

Пристрастие к силе рано или поздно губит человека, т.к. без мудрости (а сила ослепляет и способна затмить рассудочность) можно легко ошибиться, не рассчитать своих собственных сил и попросту погибнуть — в бою, на восхождении в горы, на работе, полностью развалить пространство отношений и расстаться, либо внести глубокую дис-гармонию в состояние своей личности, физического тела и жизни вследствие психических искажений.

Алкоголиками привязанные к Силе тоже становятся достаточно часто, поскольку никто из пристрастившихся (на то оно и пристрастие) не проживает силовой поток не искажённо и гармонично, а дисгармония всегда порождает напряжения в психике и физиологии, от которой другими способами избавляться люди умеют редко.

Вопрос, который было бы уместно честно и мужественно задавать себе каждый раз, когда "хочу сильного…" поднимает голову — для чего мне это нужно? Что с эти я буду делать дальше? Помня о том, что к Силе всегда прилагается ответственность за её использование и в какой форме придёт спрос — никогда заранее не известно.

Третий враг, о котором повествовал мудрый учитель, носит имя — Ясность. Я бы в обыденном значении назвал — самоуверенность, излишняя порой и, как её производные — гордыня и высокомерие. Когда человек сложил определённую картину мира, выстроил свои убеждения и правила, в случае духовного поиска — выбрал религию и духовного учителя, получил духовное имя, выучил наизусть Веды, Бхагават-Гиту и др. священные писания — и считает проделанную работу завершённой и свои знания абсолютно исчерпывающими. В этом случае человек распознаётся по категоричности суждений, наклеивая ярлыки и сыпля цитатами авторитетов, а любые проявления религиозности, отличающиеся от его собственных, называя профанацией — даже не пытаясь вникнуть в их суть.

Это ничего общего не имеет с тем состоянием, когда адепт "устоялся, укрепился" на своём духовном пути и его ничто не способно с него сбить. В последнем случае человек остаётся открытым для контакта с окружающим миром, обмена мнениями и уважающим другие пути. В первом же случае для контактов человек становится абсолютно закрытым и всё, не совпадающее с его мнением считает ошибочным и неправильным.

Что касается тренингов, то по моему наблюдению здесь люди либо избегают их — "я и так знаю всё", "религия — для слабых", либо часто теряют к ним интерес даже после 1–2 раз посещений, объясняю это тем, что практики знакомы "я это уже делал, ничего нового", я это переживал, я у этого тренера уже был — в моём случае после 5 часового присутствия на мастер-классе фестиваля заявляя — "я знаю Тантру…"

Ясность это, однако, ложная, потому как мир гораздо шире всех вместе собранных представлений о нём и уж точно не исчерпывается описаниями Библии, Корана или Бхагават-Гиты. Я с большим уважением отношусь к людям, проделавшим великий духовное деяние в написании вышеназванных трудов, однако, скорее сожаление, вызывают люди, цитирующие высказывания древних авторов без примерки-притирки-проверки-и-адаптации их в своём опыте, нарушая этим правило — любую информацию проверяй личным опытом. Иначе знания у тебя не будет, и информация останется только информацией.

Но даже будучи достаточно опытным практиком можно угодить в эту ловушку, однажды посчитав свои знания исчерпывающими и сложенное представление о мире — завершённым.

Закон о Мире толтекских воинов гласит — мир — неописуемая тайна. И сколько бы мы ни изучали и не исследовали его, он всегда останется этой тайной, загадкой и поэтому любое описание его никогда не может считаться законченным и завершённым.

Как и наш партнёр. В отношениях ясность даёт знать о себе скукой — кажется, что об этом человеке, с которым прожито 20 лет — уж точно знаешь всё! — Вот именно — кажется. Любой человек, как часть этого мира — такая же, как он, Загадка и Тайна. И мнение, что все завершено и известное о нём — обман.

В жизни людей, застрявших в ловушке ясности — нет места удивлению, открытию, новизне, празднику. Всё кажется изученным и определённым, поэтому и двигаться вроде некуда.

По моим наблюдениям, иногда ясность и выражается в попытках "развлечь" себя чем-нибудь от скуки и, возможно, тренинг не в Новосибирске, (Москве, Самаре)— а на Бали, в Индии, в Таиланде — когда пытаешься совместить два в одном — следствие этого процесса. Всё испробовано, дышали и так и эдак, все движения, действия, танцы — всё знакомо — не пойду! — А вот в Тибете — другое дело!

— Дело-то, конечно, другое, да мы-то прежние. И кроме новых впечатлений от поездки человек редко что привозит ещё. А ведь каждое место, каждый монастырь, каждый храм — имеет свою историю, свой язык, свой характер… Вы слышали, что вам нашептали эти колонны храма? А эти камни на побережье?— Нет?! Что же тогда, какие знания, принесло вам путешествие? А вас вообще звали в него (не люди, разумеется, и не ваше желание развлечься)?

Здесь подходящих вопросов к себе я не нашёл, скорее, уместно незыблемое правило — никогда не считать свою картину мира исчерпывающей и уметь даже в старом видеть новое и немало мужества требуется человеку, чтобы отбросить все привычные схемы своих старых суждений и взглянуть по-новому на мир…

Алкоголиками становятся на этом этапе редко — так, иногда от скуки…

Четвёртый враг — это старость. По моему мнению, старость не есть следствие возраста человека. Это, скорее, свойство его ума. Не случайно по порядку этот пунктик стоит после ясности, т.к. на него весьма похож. Стать старым ум может и в 40 и в 30 лет — когда стремление к стабильности преобладает над динамикой, изменениями и человек в развитии останавливается. Возможно, (конечно, и в развитии бывают остановки, которые просто необходимы, чтобы накопить сил для следующего шага) именно здесь и говорят — наелся (тренингами, развитием, переживаниями, открытиями и проч.) — пора на покой. Проживается ещё как лень и нежелание двигаться.

И действительно — куда идти? — Всё вроде бы есть, достаточно денег и еды, дети взрослые, тренингов прошёл не одну сотню…

Сходство с ясностью в том, что всё кажется известным и не интересным поэтому. Разница в том, что при ясности силы для движения и действия всё-таки ещё есть, а в старости их обычно уже нет. Мы смертны, тело дряхлеет. В сексуальной близости наступают перерывы. Слабеют руки.

Мне кажется, здесь и замыкается круг. Мы пожинаем плоды всего того, что было сделано раньше. (Или не пожинаем, если сделано не было). Для победы над первым врагом (страхом, напомню) было нужно действие. Для победы над последним — тоже. В чём же разница между началом и завершением? — В нас. Вернее, в том тонком механизме внутреннего мира, который мы называем — Воля.

Если в первом случае шаг был необходимым условием для её пробуждения, инициации, то два последующих — способами её закалки, шлифовки и роста. Именно волей разрываются путы привязанностей к страху, к силе, к ясности. И к физической крепости тела — тоже. И тогда четвёртый шаг — своеобразный тест на зрелость. И здесь, как и раньше, необходимо действие тогда, когда физических сил на него мало. На Воле, на мужестве, на внутренней решимости, на верности Пути и самостоятельно обретённым на нем идеалам, на взлелеянной за прожитые вместе годы Любви к своему партнёру… Шаг вперёд, шаг навстречу…

Можно задать вопрос — а зачем?

— Ведь все пути ведут к одному. Каждая жизнь всё равно оканчивается смертью.

— Да, в этом сходство. Но только в этом.

— Разница, различие же в том, как пройден путь, как прожита твоя единственная жизнь. Сколько было в ней Настоящих Сильных Поступков и Глубокого Безмятежного Покоя, сколько Мудрости и Открытий ты успел совершить, какие Песни пела твоя Душа и какие Искры Радости и Любви танцевали в Смехе твоей Возлюбленной, когда вы были рядом…

Сила же мужчины в том, чтобы играть но не заигрываться; пить, не спиваясь, любить не жалея, и жить к самой жизни не привязываясь…

Пройти Путь свой, ни в одной из ловушек — страха, какие бы маски он не носил; силы, как бы она не обольщала; ясности, сколь прозрачной и явной она бы не казалась; и в старости, как бы не иссушала и не замораживала она-не завязнуть…

Психология и психотерапияВосточные практики

Смотрите также